Режиссер Алексей Франдетти — о том, как в Театре на Таганке побеждают Джонни Деппа

Режиссер мюзикла «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» рассказал о неожиданных постановочных решениях и о том, чем Петр Маркин лучше Джонни Деппа.

Весь Лондон содрогнулся: в обычной цирюльне на Флит-стрит орудует убийца, который мстит за смерть своей любимой жены. А его сообщница миссис Ловетт готовит из его жертв весьма вкусные пирожки. Это не сводка криминальных новостей, а легенда, которая легла в основу спектакля, поставленного в Театре на Таганке. Премьера состоялась 27 января этого года. Уместно, изначально это известный бродвейский мюзикл, который у нас в стране знают благодаря одноименному фильму режиссера Тима Бертона.

Сейчас российская постановка представлена на премию «Золотая маска — 2018». Это первый иммерсивный мюзикл Таганки — зрители, сидящие вокруг сцены за столиками, становятся почти полноправными участниками действия. Необычный жанр пришелся по вкусу театральным критикам: у спектакля целых 5 номинаций на «Золотую маску», в том числе за лучшую режиссуру и работу художника. Режиссер Алексей Франдетти, который без смущения называет свою версию одной из лучших, рассказал, почему там нет кровавых рек, зачем в зрительном зале подают пирожки и как оценил его работу Стивен Сондхайм — созидатель оригинального бродвейского мюзикла.

Живой артист побеждает кино

Алексей, что привлекло вас в истории о Суини Тодде?

— Глубина повествования, сюжета, красота музыки и то, что мы можем сделать что-то необычное и непривычное для российского зрителя. Главная черта, которую я для себя выделил в этом персонаже, — влюбленность. Ради нее и во имя нее человек себя разрушает. Это же насколько сильно нужно любить, чтобы так сильно желать отомстить за того, кто близок и дорог?

То, что он делал, как расправлялся с людьми, — это жертва, которую стоило принести ради чувства?

— Тут ювелирный такой момент: стоило ли и должен ли, потому что герой в какой-то момент возомнил себя богом и разрешил себе принимать решения, которые человеку вообще не свойственны. Потому не знаю. Адекватна ли его реакция на происходящее? Да, безусловно, адекватна. Поступил бы я или не поступил бы так? Никто не знает и никто не может гарантировать, что при подобных обстоятельствах я, или вы, или кто-либо иной не поступил бы точно так же.

А вы были на Флит-стрит? Ведь именно там, по легенде, располагалась цирюльня Суини Тодда.

— Да. Там ничего нет. Ну, есть банк. Я был разочарован. Могли бы хоть какой-либо музей сделать, как музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Но даже такого нет, к сожалению.

Сюжет об этом цирюльнике-убийце уже пересказывали. Так, Тим Бертон снял фильм. И российские зрители ассоциируют Суини Тодда с персонажем, которого сыграл Джонни Депп. У вас играет Петр Маркин. Может ли он сломать этот стереотип?

— Да, безусловно, потому что зрители приходят в театр и видят живой постановка, живого человека, более того, прекрасного певца. Я очень люблю Джонни Деппа, я чудесно отношусь к нему, видел почти все фильмы с его участием. Но роль Тодда — это одна из самых неудачных в его карьере, и экранизация мюзикла, которую сделал Тим Бертон, тоже неудачная.

Многие из тех, кто смотрел и кинофильм, и спектакль, не видели бродвейской версии, оригинала. А Петя Маркин и фактурно и по голосу ближе к актеру, который самым первым играл эту роль. И многие говорят: «Да, первый акт нам тяжело дался, потому что мы так любим Деппа, он нам так нравится». Но после мы побеждали. Живой артист на сцене всегда побеждает кино.

Вы довольны образом Суини Тодда, который получился в результате?

— Безусловно. И номинация на главную театральную премию страны доказывает, что доволен не только лишь я.

Я знаю, что вы настаивали на том, чтобы главную роль исполнил Петр. А как подбирали других актеров?

— Мы провели кастинг внутри театра. Все-таки у меня была задача поставить постановка с артистами Театра на Таганке, понять, сможем ли мы сделать это, потому что даже не все оперные театры могут поставить такой сложный вокальный материал. Как выяснилось, смогли. Люди не попросту поют, они еще играют на музыкальных инструментах. Можно сказать, большой актерский подвиг! Даже, скорее, исполнительский, потому что мы уже не весьма понимаем, где они драматические актеры, а где — певцы. Грань размывается, и это верно.

У нас есть еще один приглашенный артист — Павел Левкин. Он в паре с артистом труппы Сашей Метелкиным играет роль молодого героя Энтони (товарищ Суини Тодда. — Прим. mos.ru). Моя команда — это мои артисты, люди, в которых я верю, которые верят в меня.

Если бы вы сами играли в этом спектакле, то какую бы роль выбрали?

— Там фактурно на меня ложится всего одна роль — Энтони. Даже в какой-то момент мы с директором Театра на Таганке всерьез обсуждали мое участие. Но после все-таки решили, что нет, пусть каждый занимается своим делом: я сижу в режиссерском кресле, а артисты играют.

В стилистике Любимова

А мюзиклом в целом довольны? Или все-таки есть что-то, что вы хотели бы изменить?

— Скажем так, всегда есть что-то, что хотелось бы изменить, дополнить. Собственно поэтому мы перед каждым блоком показов что-то репетируем. В драматическом спектакле есть момент какой-нибудь импровизации, иногда постановка может идти чуть-чуть дольше, порой — чуть меньше, а здесь я как раз учил артистов, что каждый раз мы должны подавать один и тот же результат.

Это бродвейская система: зритель, который заплатил сегодня десять рублей, точно так же заплатит их и завтра и спектакль ничем не будет отличаться от той, которая была вчера или будет послезавтра. Зритель должен получать 1 и тот же результат.

Как зрители восприняли декорации? Вы сделали из зала пирожковую. Зрителям нравится?

— Мне весьма нравится смотреть на зрителя, который впервые входит, который не видел фотографии — и его глаза округляются. У нас получился такой аттракцион немножко. Мне кажется, что гостям все это весьма нравится, особенно на волне сегодняшней популярности иммерсивного театра.

Не опасались ли вы, что завсегдатаи Таганки могут не понять такой формат — триллер-мюзикл?

— Нет, потому что этот постановка абсолютно в стилистике, как мне кажется, тех работ, которые делал Юрий Петрович Любимов. И настоящие зрители Театра на Таганке, которые видели постановки Юрия Петровича, как раз приняли наш постановка. У меня не было задачи повторить его стиль, как-то приблизиться к нему. Была одна цель — сделать хороший постановка, но, безусловно, с уважением к человеку, который когда-то придумал этот театр.

Самое главное — никакой крови

Вы долго готовили постановка?

— Путь оказался долгим, но так сложились обстоятельства. Обычно я делаю постановка за шесть недель, вне зависимости от его сложности, а тут была сначала лабораторная работа в рамках проекта «Репетиции», из которого вырос этот постановка, и это заняло у нас десять дней. После этого мы приняли решение, что мы делаем мюзикл, и далее у нас был месяц, за который мы слепили основной костяк спектакля, а потом была пауза, а после — еще один месяц. Премьеру мы сыграли в январе. Процесс занял полгода.

При подготовке вы смотрели другие версии «Суини Тодда»?

— Разумеется, я видел версию в Швеции — в Королевской опере, я смотрел версию в Лондоне. Много видел. С одной стороны, это плюс, а с иной — мешает, потому что это как-то ограничивает фантазию. Мне хотелось сделать собственный спектакль.

В этих постановках всегда так или иначе была жуткая кровь, потому что история кровавая. И я для себя решил, что самое главное — никакой крови. Мы должны были найти выход. Потому что, когда до тебя 25 раз это делали, не весьма интересно повторяться. И мы нашли решение.

Действительно, у вас там красные нити и пятна на фартуке вместо кровавых фонтанов. Кто это придумал?

— Мы это придумали совместно с художником Женей Тереховым. Сели, подумали и дальше, разбирая материал, договорились о том, что это будет вот так. Но изначально это была моя установка, чтобы это был бескровный триллер.

Какая из версий этой истории, созданных до вас, вам ближе?

— Мне ближе та версия, которую я слышу и слушаю, потому что, как и у любого режиссера, у меня есть свое видение этой истории, свое понимание. Потому ближе всего мне концертная версия с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

Англию и Америку догоним

Вы раз сказали, что композитор и поэт Стивен Сондхайм, который написал музыку и стихи к постановке на Бродвее, был готов приехать и посмотреть вашего «Суини Тодда»…

— Приехать в Театр на Таганке Сондхайм не смог по состоянию здоровья. Ему все-таки 87 лет, потому перелет через океан в зиму для него, к сожалению, невозможен. Пришлось отправлять ему видео. Ему все понравилось, мэтр одобрил нашего Суини Тодда. Ему как раз было весьма интересно, что играют драматические артисты, не профессиональные певцы.

Отличаются ли вообще, на ваш взгляд, московские мюзиклы от тех, которые ставятся в других столицах?

— Безусловно, отличаются. В первую очередность бюджетом, потому что средний бюджет мюзикла на Бродвее — это 15–20 миллионов долларов. У нас, дай бог, до миллиона доходит. Там более опытные артисты, потому что там этим жанром занимаются уже много лет, а тут — от силы лет 15. Технологии и техника в Англии и Америке на гораздо более высоком уровне, но мы их догоним.

В Будапеште, допустим, тоже очень много идет мюзиклов, почти в каждом театре. И я бы не сказал, что мы чем-то хуже — порой даже интереснее, ярче.

Как вы видите развитие этого жанра в Москве лет минуя 10–15?

— Мне кажется, сейчас жанр будет болеть хорошее время, потому что даже большие, очень серьезные оперные театры начинают задумываться о постановке мюзиклов. Я думаю, весьма важно, чтобы наряду с какими-то классическими дорогими постановками все больше и больше появлялось новаторских штук. Я надеюсь, что так и будет. При этом могут допускаться ошибки, в чем-то может не нравиться зрителю, но собственно это развивает жанр, без этого нельзя.

 

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов
теги: кинотеатр

Новости

Познакомиться с известными актерами и сыграть на большой сцене: открыт новый сезон проекта школьных театров

Культура18 сентября в 17:22Познакомиться с известными актерами и сыграть на большой сцене: открыт новый сезон…

18 сентября 2024

Паркет и ламинат от компании Parkett Club

Паркетная доска для пола – это надежный материал, который обеспечивает прочное и износостойкое покрытие. Помимо…

18 сентября 2024

Свыше 4,2 миллиона товаров собрали в Москве для помощи жителям новых регионов и приграничных территорий

Благотворительность18 сентября в 15:01Свыше 4,2 миллиона товаров собрали в Москве для помощи жителям новых регионов…

18 сентября 2024

Мэр Москвы отметил рост интереса школьников к предпрофессиональным классам

Образование18 сентября в 12:34Мэр Москвы отметил рост интереса школьников к предпрофессиональным классамВ предпрофессиональные классы в этом году…

18 сентября 2024

Москва вошла в топ-10 мировых городов по инновационной привлекательности

Экономика и предпринимательство18 сентября в 08:05Москва вошла в топ-10 мировых городов по инновационной привлекательностиОсновные достижения…

18 сентября 2024

Собянин подписал распоряжение о выплатах ветеранам к годовщине битвы под Москвой

Социальная сфера17 сентября в 18:34Собянин подписал распоряжение о выплатах ветеранам к годовщине битвы под МосквойФото…

17 сентября 2024