«Маяковский. Трагедия», «Мандельштам», «Гипнос»: что глядеть в театрах до весны

Mos.ru изучает афиши московских театров и напоминает о спектаклях, которые не стоит пропускать.

До весны осталось 10 спектаклей. Собственно столько важных театральных постановок нас ждет в январе и феврале. Часть из них зрители уже увидели в конце прошлого года, а часть до сих пор остается загадкой. Так, спектакль-посвящение Владимиру Высоцкому, который готовит в Театре на Таганке Максим Диденко, или «Сказки Венского леса» по запрещенной пьесе 1930-х годов в Театре имени Владимира Маяковского.

«…Души». Мастерская Петра Фоменко

Даты: 15 января, 4 и 23 февраля

Время: 19:00

Адрес: Кутузовский проспект, дом 30/32

Новая спектакль Мастерской Петра Фоменко начинает игру со зрителем с афиши. Сократив наименование гоголевской поэмы «Мертвые души» до лаконичного «…Души», молодой режиссер Федор Малышев загадал первую загадку: он то ли предлагает увидеть живые души в галерее портретов помещиков, с которыми встречается пройдоха Чичиков, то ли призывает кого-то душить.

Загадка номер два — жанр спектакля. Его Малышев определяет как «карнавальную мениппею по произведениям Н. Гоголя». В карнавале участвуют, помимо персонажей «Мертвых душ», почти все ключевые гоголевские персонажи: панночка, Акакий Акакиевич Башмачкин, майор Ковалев и сбежавший от последнего нос. Потрясающие гротескные костюмы, созданные Павлом Каплевичем, превращают действие в настоящую клоунаду, но клоунаду высокую, если так можно выразиться: смешное тут перемешано с трагическим, а отвратительное — с прекрасным. Как и полагается античной мениппее, в которой сатира соединяется с философией, а низкое — с возвышенным.

«Визит дамы». Электротеатр «Станиславский»

Даты: 18, 19 и 20 января

Время: 19:00

Адрес: улица Тверская, дом 23

«Визит старой дамы» (1956) — одна из самых востребованных в театре пьес швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Миллиардерша Клара Цаханассьян возвращается в родимый городок Гюллен, чтобы убить бывшего любовника Альфреда Илла, связь с которым оказалась для нее роковой в юности. Убивать его своими руками она не собирается: грязную работу Клара предлагает сделать горожанам за весомую сумму — миллиард. Жажда наживы и страх перед убийством вносят в Гюллен нелады: горожане влезают в огромные долги, надеясь в будущем на легкие деньги, однако брать на себя чужую смерть никто из них не спешит. Наконец разоренные гюлленцы решают казнить Илла. Удовлетворенная миллиардерша вручает чек бургомистру и отбывает восвояси.

Пьеса, написанная спустя 10 лет после Второй всемирный и критикующая уклад в послевоенной Европе, все еще не залечившей свои раны, в электротеатре трактуется на современный лад. В постановке Олега Добровольского, выпускника школы МИР-2 Бориса Юхананова, на первый план выходит тема экономического кризиса, в который Клара повергает город.

«Маяковский. Трагедия». «Гоголь-центр»

Дата: 16 января, 21 и 22 февраля

Время: 19:00 (16 января), 20:00 (21 и 22 февраля)

Адрес: улица Казакова, дом 8

Пьесу «Владимир Маяковский» 20-летний Владимир Маяковский написал в 1913 году — сразу после выхода первого сборника с красноречивым названием «Я!». Как любой человек его возраста, юный поэт, только лишь что дебютировавший на сцене петербургского артистического подвала «Бродячая собака», был озабочен собственной персоной и как мог эпатировал публику. Носил ставшую уже легендарной желтую «кофту фата», при встрече вручал собеседнику свою визитку размером с газету, рубил сплеча дерзкие строки. Тогда, в 1913 году, Маяковский начал творить свое главное произведение — миф о себе самом.

Персонаж — поэт Владимир Маяковский — и непосредственно сам поэт… Что между ними общего и чем они отличаются товарищ от друга? Этот вопрос задал себе режиссер Филипп Григорьян, поставивший на сцене «Гоголь-центра» заключительную часть цикла «Звезда», посвященного пяти крупнейшим фигурам отечественной поэзии ХХ века. Совместно с Григорьяном, известным своим экспериментальным подходом к театру и тяготением к перформативным практикам, над спектаклем «Маяковский. Трагедия», премьера которого состоялась 15 января, поработала практически звездная команда: драматург Илья Кухаренко, художник по костюмам Галя Солодовникова, хореограф Анна Абалихина и саунд-дизайнеры Филипп Кацерос и Валерий Машков.

«Абьюз». Центр имени Всеволода Мейерхольда

Даты: 24 января, 6 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Новослободская, дом 23

О том, что такое абьюз, не знает сегодня, пожалуй, лишь ленивый. За этим заимствованным из английского языка словом скрывается то, что называется семейным насилием, которое не всегда выражается в рукоприкладстве и быстрее всего скрывается за «невинными» словесными оскорблениями, попытками контролировать жизнь другого человека, скрытой агрессией.

Создатели спектакля «Абьюз» — молодые драматург Наталья Зайцева и режиссер Иван Комаров — выносят обсуждение болезненных абьюзивных отношений из социальных сетей и прессы на театральную сцену, погружая зрителей в мир тяжелого сновидения и напоминая, что по-настоящему страшными могут быть всего-навсего самые обыденные вещи.

«Мораль пани Дульской». Театр «У Никитских ворот»

Даты: 19 и 20 января, 1 и 25 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Большая Никитская, дом 23/14/9

Первой премьерой наступившего года в театре «У Никитских ворот» стал постановка «Мораль пани Дульской» по одноименной пьесе польского драматурга Габриэли Запольской (1906). Пьеса получила широкую популярность в СССР в 1978 году благодаря выходу телеспектакля Марка Розовского с Ольгой Аросевой в главной роли. 40 лет спустя Розовский возвращается к «Морали пани Дульской» — истина, не как режиссер, а как художественный руководитель театра, выбравшего ее для своего репертуара. За постановку сатирической комедии о мещанке пани Дульской, держащей в кулаке своих домочадцев и пекущейся лишь о внешней благопристойности, взялся артист и режиссер Валерий Шейман, считающий, что сегодня «Мораль пани Дульской» обретает новый резон.

«Сказки Венского леса». Театр имени Владимира Маяковского

Даты: 3, 4 и 20 февраля

Время: 18:00 (3 и 4 февраля), 19:00 (20 февраля)

Адрес: Пушкарев переулок, дом 21

Постановка «Сказки Венского леса», премьера которого состоится 3 февраля, — одна из главных загадок текущего сезона Театра имени Маяковского. Прочерк, стоящий вместо жанра постановки на ее странице на сайте театра, не столько эпатажный жест создателей, сколько дань абсурду и ужасу обстоятельств, сопутствовавших выходу ее литературной основы. Пьеса «Сказки Венского леса» австрийского писателя и драматурга Эдена фон Хорвата была напечатана в 1931 году. Минуя год сатирическая драма о любви и вероломстве в маленьких венских магазинчиках 1930-х годов покорила театральную сцену и получила премию Генриха Клейста, а еще минуя год была запрещена и показательно сожжена на площади пришедшими к власти нацистами. Режиссер спектакля Никита Кобелев помещает персонажей пьесы в ситуацию ожидания страшных событий — так что даже звучащий в нем вальс Штрауса «Сказки Венского леса» звучит не весело, а жутко.

«Мандельштам». Театр Романа Виктюка

Даты: 16 и 28 января, 14 и 25 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Стромынка, дом 6

Премьера спектакля «Мандельштам» в Театре Романа Виктюка состоялась осенью 2017 года. Литературная основа постановки — одноименная пьеса современного американского драматурга Дона Нигро, влюбленного в русскую литературу и пишущего о русских писателях и поэтах. Сюжет пьесы Нигро выстроен вокруг судебного процесса над Мандельштамом, а в постановке Виктюка на первый план выходит не личная трагическая история поэта, а тема вечного противостояния художника и власти.

Уместно, в 2016 году «Гоголь-центр» в рамках цикла «Звезда» представил постановка «Мандельштам. Век-волкодав» в постановке Антона Адасинского. Увидеть его можно 6 и 7 февраля.

«Беги, Алиса, беги». Театр на Таганке

Даты: 25 и 26 января, 2 и 14 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Земляной Вал, дом 76/21

Режиссер Максим Диденко, осенью прошлого года представивший спектакль-посвящение Юрию Любимову «10 дней, которые потрясли мир», продолжает трудиться с темой Театра на Таганке. Ближайшая премьера театра — постановка «Беги, Алиса, беги», посвященный Владимиру Высоцкому, звезде Таганки любимовских времен и другу легендарного создателя и худрука театра. В основу спектакля легла сочиненная Высоцким музыкальная радиопьеса «Алиса в Стране чудес». В 1976 году она вышла на грампластинке и получила бешеную популярность: ее буквально сметали с полок магазинов, а «Мелодия» печатала новые тиражи вплоть до 1990-х годов. Постановка Диденко посвящен вечному желанию человека сбежать от самого себя и неизбежному возвращению — как герои странных сказок Льюиса Кэрролла.

«Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)». Театр «Школа драматического искусства»

Даты: 25, 26 и 27 января, 25, 26 и 27 февраля

Время: 19:00

Адрес: улица Сретенка, дом 19

Зная имя режиссера, который взялся за «Ромео и Джульетту», можно не сомневаться: от шекспировской самой печальной повести на свете тут осталось совсем чуть-чуть. Дмитрий Крымов, который всегда обращается с классикой по-хулигански и с большой любовью, не скрывает этого: «Пьесу мы, как всегда, переписали. То есть, правильнее, написали новую». Ромео и Джульетта в его новом спектакле попросту дети, подростки, которые полюбили друг друга и которым жутко мешают окружающие взрослые.

Кстати, в спектакле задействованы не постоянные актеры театра «Лаборатория Дмитрия Крымова», а крымовские ученики — студенты-актеры и художники третьего курса ГИТИСа мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Предшествующий совместный спектакль Школы драматического искусства и ГИТИСа — «О-й. Поздняя влюбленность» — стал лауреатом «Золотой маски» в двух номинациях («Лучший постановка малой формы» и «Лучшая женская роль»).

«Гипнос». Театр «Практика»

Даты: 23 января, 8 и 9 февраля

Время: 20:00

Адрес: Большой Козихинский переулок, дом 30

Премьера спектакля «Гипнос» Олега Глушкова в театре «Практика» стала одним из самых обсуждаемых театральных событий конца прошлого года. В «Гипносе» нет сюжета, лишь два десятка актеров Мастерской Олега Кудряшова и звук, который рождается из электрического тока, преображается в волну и выплескивается в движении присутствующих на сцене людей. Чувствуя спонтанную природу современного танца (Олег Глушков преподает сценическое движение в РАТИ (ГИТИС), ставит хореографию в спектаклях московских театров), режиссер «Гипноса» предлагает не законченный раз и навсегда постановка, а изменяющееся действие с живой музыкой и соответствующим ей актерским существованием.

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов

Новости

Роскошь и Комфорт в Женских Джинсах

Женские джинсы в Москве стали неотъемлемой частью гардероба многих модниц. Эти удобные и стильные брюки…

24 апреля 2024

В какое время допустимо проводить ремонтные работы в новостройке?

Новостройки – это объекты недвижимости, которые все чаще выбирают как основу для своего будущего жилья.…

23 апреля 2024

Быстрые деньги на карту или наличными

Среди большого разнообразия микро финансовых организаций, достаточно сложно отыскать ту, которая предоставляет самые оптимальные условия…

21 апреля 2024

SEOMOON: Новое измерение в SEO и линкбилдинге

“Упрощаем seo продвижения собственнику и seo специалисту” В мире, где цифровая видимость становится критически важной…

20 апреля 2024

Брендирование и оформление строительных площадок: создание уникальной атмосферы на вашем объекте

Оформление строительных площадок - это не только функциональная задача, но и возможность подчеркнуть свой стиль,…

20 апреля 2024

Услуги перевозки лежачих больных

Лежачий больной нуждается в особом уходе. Иногда может понадобиться транспортировать его в больницу для лечения.…

19 апреля 2024