Новыми станциями будут пользоваться жители шести районов с населением 450 тысяч человек.
Для пассажиров открылся участок Люблинско-Дмитровской линии метрополитен от станции «Петровско-Разумовская» до «Селигерской». Открытие новых станций прошло с участием восстановленного поезда метрополитен 1935 года выпуска.
«Сегодня введенные станции дадут возможность пользоваться метрополитен дополнительно еще 450 тысячям жителей близлежащих районов. Так что для них Москва стала комфортнее», — рассказал Сергей Собянин во время открытия участка.
По его словам, на новом участке будут курсировать современные поезда. Стройка метро на севере не прекратится — уже планируется продлевать линию до Лианозова и района Северный.
На глубине 60 метров под землей
Стройка северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии проходило по просьбам жителей. Оно началось в 2011 году, а в марте 2018-го работы были целиком завершены.
Шесть станций северного радиуса строили в тяжелейших горно-геологических условиях: в насыщенном водой грунте (плывуне) в среднем на глубине 60 метров.
«Москва получила новый участок линии метрополитен — от “Марьиной Рощи” до “Селигерской”. Это продление Дмитровского радиуса. 7 станций, 12 километров. Очень тяжелая была проходка, в основном работали вручную. Были сложные геологические обстоятельства, возникали проблемы, связанные с освобождением участков. Один Петровско-Разумовский рынок чего нам стоил. Тем не менее шаг за шагом, станция за станцией мы реализовали этот сложнейший проект», — отметил Сергей Собянин.
Он также вручил благодарности Мэра Москвы строителям и работникам метрополитена, отметив непростой труд людей, подаривших москвичам новые станции: «Они героически преодолели все трудности и линию построили. Благодарю им».
Действительно, прокладывать тоннели метро с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов было не всегда возможно. От «Марьиной Рощи» до «Окружной», а также на станции «Верхние Лихоборы» тоннели строили горным способом. Участок от «Окружной» до «Селигерской» (за исключением станции «Верхние Лихоборы») прокладывали тоннелепроходческие щиты.
Запуск шести станций проводился в два этапа. В сентябре 2016 года открылся участок «Марьина Роща» — «Петровско-Разумовская» с пересадкой на станцию «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Его длина составила 5,51 километра с учетом оборотных тупиков за «Петровско-Разумовской». В декабре 2017-го был введен в эксплуатацию второй вестибюль станции.
В марте этого года открылся участок «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». Его протяженность — 6,2 километра с учетом соединительной ветки в депо «Лихоборы». На этом отрезке расположены станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».
Запуск северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии решил несколько транспортных задач. Пользоваться подземкой смогли жители шести районов — Марьиной Рощи, Бутырского, Тимирязевского, Бескудниковского, Западного и Восточного Дегунина — с населением 450 тысяч человек. Для жителей Дмитровского и Северного районов сократилась дорога к метрополитен. Кроме того, время поездок по городу уменьшилось на 20 минут. На 15 процентов снизился пассажиропоток на перегоне «Петровско-Разумовская» — «Тимирязевская» серой ветки, а количество пассажиров на станции Московского центрального кольца (МЦК) Окружная увеличилось на 10 процентов. Внутри районов стал лучше ходить наземный социальный транспорт: после запуска участка отменили протяженные маршруты транспорта, который довозил пассажиров до «Петровско-Разумовской». Снизилась интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе, Огородному проезду, улице Милашенкова, Бескудниковскому бульвару, Дубнинской улице и местным улицам в районе новых станций метрополитен.
«Селигерская»
Станция «Селигерская» расположена вдоль Дмитровского шоссе в районе развилки с Коровинским шоссе. В шаговой доступности от метрополитен живут 84 тысячи и работают восемь тысяч человек.
«Селигерская» — колонная станция, построенная на небольшой глубине. Длина ее платформы составляет 162 метра, ширина — 12 метров. В отделке использовались гранит, керамогранит, композитные панели, молдинги из нержавеющей стали, закаленное стекло. Архитекторы применили принцип перетекающего пространства, который расширяется по пути следования пассажира. Переход, вестибюль станции, эскалаторный спуск и перрон образуют анфиладу залов. Этот прием также обеспечит максимальную пропускную способность: пассажиры смогут скоро сориентироваться на станции и легко определить свое местоположение.
Северный вестибюль «Селигерской» расположен у владения 2а на Коровинском шоссе, южный — вдоль Дмитровского шоссе у владения 80, где находится зона общественного центра. Выходы ведут на Дмитровское шоссе, к остановкам общественного транспорта, жилым домам, общественной и промышленной застройке.
На базе станции планируется создать капитальный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), где пассажиры общественного транспорта и автомобилисты смогут пересесть на метрополитен. В состав ТПУ войдут подземные пешеходные переходы, совмещенные с вестибюлями, конечная станция наземного транспорта с зонами посадки и высадки пассажиров, разворотная площадка, многоэтажная паркинг над автостанцией, стоянка такси, а также многофункциональный комплекс. Кроме того, запланирована реконструкция и расширение улично-дорожной сети, в том числе устройство боковых проездов вдоль Дмитровского и Коровинского шоссе.
«Верхние Лихоборы»
Станция «Верхние Лихоборы» расположена вдоль Дмитровского шоссе в районе пересечения с Бескудниковским бульваром. Рядом с метрополитен живут 52 тысячи и работают семь тысяч человек.
«Верхние Лихоборы» — пилонная станция глубокого заложения. Длина платформы составляет 162 метра, ширина — 19 метров. В отделке использовались серый и черный гранит, а также белый и многоцветный мрамор с серыми, красными и коралловыми вкраплениями. По соединительной ветке от «Верхних Лихоборов» поезда смогут проехать к строящемуся электродепо «Лихоборы», которое будет обслуживать подвижной состав Люблинско-Дмитровской линии.
На станции оборудованы два подземных вестибюля. Северный планируется открыть к концу этого года. Он будет прилегать к действующему подземному пешеходному переходу с учетом его продления на нечетную сторону шоссе. Выходы будут вести на обе стороны Дмитровского шоссе, к Бескудниковскому бульвару, Дубнинской улице, храму Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове, остановкам наземного общественного транспорта, жилым домам, общественной и промышленной застройке. Южный вестибюль построен в районе владения 71 на Дмитровском шоссе. Он ведет на шоссе, к остановкам, жилым домам, общественной и промышленной застройке, а в перспективе будет продлен к Дубнинской улице.
Станцию «Верхние Лихоборы» планируется включить в одноименный транспортно-пересадочный узел, который обеспечит пешеходную связь с платформой НАТИ Октябрьской железной дороги.
«Окружная»
Станция «Окружная» расположена вдоль Локомотивного проезда. Рядом с ней живут 49 тысяч и работают 11 тысяч человек.
Станция трехсводчатая, пилонная, глубокого заложения. Длина платформы — 162 метра, ширина — 19 метров. В отделке использовался гранит черных и серых тонов, белый и золотисто-желтый мрамор. Интерьер станции выдержан в стиле Савеловского направления железной дороги, проходящей поблизости. Архитекторы воссоздали образ железнодорожной магистрали, подвесив на потолок «Окружной» 5 линий светильников на ажурной конструкции. Свет от них падает как на свод станции, так и на платформу.
На станции «Окружная» два вестибюля, но пользоваться можно будет пока всего южным. Его выход расположен напротив дома 6 в Гостиничном проезде и ведет к остановке наземного городского транспорта и жилым домам. Завершить стройка северного вестибюля планируется одновременно с созданием транспортно-пересадочного узла «Окружная». ТПУ обеспечит пересадки на одноименные станции МЦК (по надземному пешеходному переходу по принципу «сухие ноги») и Савеловского направления МЖД (в перспективе — станции МЦД-1 Одинцово — Лобня).
Электродепо «Лихоборы»
Сейчас Люблинско-Дмитровскую линию метрополитен обслуживает электродепо «Печатники», построенное в 1995 году и расширенное в 2012-м. Его мощностей недостаточно для обеспечения ночного пребывания поездов. Из-за этого часть из них стоит на путях, что приводит к избыточному пробегу и дополнительным издержкам на сервис и ремонт. Поэтому было решено построить новое электродепо — «Лихоборы».
Оно располагается на участке площадью 15,2 гектара в реорганизуемой промзоне, которая находится поблизости от железнодорожной платформы НАТИ. Депо соединено со станцией метрополитен «Верхние Лихоборы» двумя однопутными служебными ветками. После портала тоннеля они пересекают реку Лихоборку по четырехпутному метромосту с защитной галереей. Общая площадь сооружений электродепо «Лихоборы» составит 85,7 тысячи квадратных метров.
Производственные мощности нового депо высоки. Ночью тут могут находиться 32 состава по восемь вагонов, за сутки может производиться мойка 16 составов. Техническое сервис поездов может проходить по четырем видам.
В электродепо «Лихоборы» создадут около 1,5 тысячи рабочих мест. По сути, это будет настоящий завод с современным оборудованием. Тут разместятся стенды для диагностики, ремонта и испытания электрических машин, узлов и деталей, многоуровневые механизированные площадки для техобслуживания и ремонта вагонов, а также быстропереналаживаемое универсальное металлообрабатывающее оборудование.
Современное высокопроизводительное технологическое оборудование снизит трудоемкость и себестоимость ремонта вагонов, уменьшит время ремонта, сократит объемы ручного труда и повысит степень безопасности поездов.
В административно-бытовом комплексе депо оборудуют комнаты отдыха, медицинский пункт, столовую на 132 места и спортзал. Тут машинисты смогут полноценно отдыхать и восстанавливаться после работы.
Сейчас стройка депо завершено на 90 процентов. Открыть его планируется в конце весны — начале лета этого года.
Стройка метро в 2011–2018 годах
За последние семь лет по программе строительства Московского метрополитена в столице проложено 120,6 километра новых линий, возведено 64 новые станции, три вестибюля и 6 электродепо подземки и МЦК.
На Люблинско-Дмитровской линии открыто два участка (три станции от «Марьина» до «Зябликова» и 6 станций от «Марьиной Рощи» до «Селигерской») и два вестибюля (на станциях «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская»).
На Калининско-Солнцевской линии запущено движение на участках от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция) и от «Делового центра» до «Раменок» (5 станций).
На Замоскворецкой линии введены в эксплуатацию участки от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), от «Речного вокзала» до «Ховрина» (одна станция), а также станция «Технопарк».
На Арбатско-Покровской линии открылся участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция).
Пассажиры Таганско-Краснопресненской линии смогли пользоваться тремя новыми станциями на участке от «Выхина» до «Котельников», а также станцией «Спартак».
На Бутовской линии открыты две станции на участке от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка».
На Сокольнической линии открыты три станции от «Юго-Западной» до «Саларьева», на Большой кольцевой линии — 5 станций от «Делового центра» до «Петровского парка», на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная».
Открыта 31 станция Московского центрального кольца.
Кроме того, построены и реконструированы электродепо «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное» и «Нижегородское».
Сейчас на разных стадиях планирования, проектирования и строительства находятся еще около 215 километров линий метрополитен. Ожидается, что к 2025–2027 годам протяженность Московского метрополитена увеличится в два раза по сравнению с 2010 годом.
Исторический поезд типа А
Исторический поезд состоит из отреставрированных вагонов типа А. Свои первые поездки они совершили по Сокольнической линии в 1935 году. Эти вагоны перевозили пассажиров 40 лет: с 1935 до 1975 года. Сейчас трехвагонный раритетный состав задействован в ночных экскурсиях по Московскому метрополитену.
Салон и ходовая часть ретровагона типа А восстановлены до мельчайших деталей. Реставрация проводилась на базе вагоноремонтного комплекса метрополитен. Были воссозданы интерьер и экстерьер вагонов: сделаны на заказ знаменитые открытые плафоны светильников в виде бра и мягкие пружинистые кресла, а внешняя окраска ретросостава выполнена в оригинальных желто-оливковых цветах.
По современным меркам вагон типа А был довольно тяжелым: его вес составлял 52 тонны. Современный вагон «Москва» весит около 30 тонн, что положительно сказывается на его эксплуатационных показателях.
Технические характеристики вагонов состава типа А
Пассажирская эксплуатация (годы) | 1935–1975 |
Масса (в тоннах) | 51,7/36 |
Длина (в метрах) | 18,9 |
Самая большая скорость (километров в час) | 65 |
Напряжение контактной сети (ватт) | 750 |
Количество сидячих мест | 52 |
Источник: Правительство Москвы
Транспорт10 ноября в 13:01Центр обеспечения мобильности пассажиров увеличил количество маршрутов с сопровождениемПресс-служба Департамента транспорта и…
Строительство и реконструкция10 ноября в 13:01Спорткомплекс «Максимум» в Южном Бутове планируют достроить в первом полугодии…
Экономика и предпринимательство10 ноября в 14:01Производство машин и оборудования в столице выросло почти на четвертьФото…
Строительство и реконструкция10 ноября в 13:01Парковочные места и спортивные площадки появятся на месте неэффективно используемого…
Безопасность10 ноября в 09:45Собянин: 25 летевших в сторону Москвы БПЛА ликвидированыНа месте работают специалисты экстренных…
Транспорт9 ноября в 13:01Женщин-машинистов в московском метро стало почти в два раза больше за последний…