Каждый человек должен делать свое дело: учитель с 45-летним опытом — о школе, испанском языке и детях

О влиянии «Московской электронной школы» на жизнь учеников и преподавателей, о любви к предмету и профессионализме — в интервью mos.ru с учителем испанского языка Мариной Полисар.

Учитель испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса Марина Полисар преподает испанский язык уже 45 лет. В январе 2018 года ей вручили награду «40 лет безупречной службы городу Москве», а до этого наградили орденом Дружбы и тремя орденами Испании.

Педагог со стажем рассказала mos.ru, почему она всю жизнь посвятила школе, как «Московская электронная школа» влияет на успеваемость и что, кроме знаний, может дать учитель детям.

— Как вас свела жизнь с испанским языком?

— В жизни весьма много совпадений. В1936 году, во время гражданской войны в Испании, в трюмах советских кораблей вывозили детей республиканцев. Ребят отдавали в детские дома, и мамина семейство хотела усыновить такого ребенка. Но желание не сбылось, а мечта о далекой Испании, колоритной, романтичной, осталась.

В 1960-е годы по радио сказали об открытии первой в СССР школы с углубленным изучением испанского языка, и мама привела меня на конкурс. На одно место претендовали 20 человек. Я тогда в пятый класс поступала, но была на год младше всех, и меня не хотели зачислять из-за возраста. Помог папа: он пошел к директору и пообещал, что школа будет мной гордиться. Я окончила школу с золотой медалью, а затем сдала языковой экзамен и поступила на романо-германский факультет (Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. — Прим. mos.ru).

Начав трудиться в школе, я почувствовала, что это мое, — мне понравилось учить детей

Я никогда не думала, что буду педагогом, — с детства мечтала быть врачом. Но мне нужно было сдавать химию, которую не весьма любила, поэтому я пришла на экзамен по испанскому языку. Говорить, что я всегда хотела быть учителем, было бы нечестно. Когда в Москве открылась третья испанская школа, мой научный глава посоветовала мне поработать в ней год, чтобы сделать диссертацию на практическом материале. И я, начав трудиться в школе, почувствовала, что это мое, — мне понравилось учить детей.

18 августа исполнилось 45 лет, как я работаю в этой школе. Я ни разу не пожалела. Когда мы начинали, не было ни одного учебника, все надо было основывать практически с нуля. Мне вот в 1980-е годы сделали заказ — написать учебник для 10-го класса. По этому учебнику 20 лет занимались по всему Советскому Союзу. Я себя реализовала.

Некоторые стесняются сообщать, что они учителя. Мне никогда не было стыдно — я с большой гордостью об этом сообщаю. Летом я весьма скучаю, когда на два месяца отлучена от школы. Каждый человек должен делать свое дело. Я стараюсь делать его хорошо.

— За время работы учителем вы преподавали лишь испанский язык или еще какие-то предметы?

— У меня два языка — испанский и английский. Но так как эта школа с самого начала позиционировалась как испанская, то я не изменяла своему делу.

— Как за 45 лет изменилось школьное образование? Изменились ли малыши?

— Этот вопрос постоянно в воздухе висит, об этом говорят все. И с утверждением, что сейчас малыши другие, я готова поспорить. Да, они иначе одеваются. У них другие прически, они красятся и не так сидят. Но если я позову их в воскресенье в театр или поход, они, как и ранее, отзовутся. Если учитель горит и зажигает, ребенок точно так же откликается, как и 30–40 лет назад. Другая обстановка, разумеется, но человеческие качества остались теми же. Я как воспитывала их в детях, так и воспитываю.

Ключевое слово в образовании — влюбленность

— Изменилась ли роль учителя за это время? Какие главные задачи должны стоять перед современным учителем?

— Главное не изменилось. Учитель должен быть человеком, который может дать ребенку многое и духовно, и предметно. Но сейчас от педагогов требуют большего. Он должен быть современным, овладевать новыми технологиям. Если педагог этого не делает, он отстает от своих ребят. Впрочем, современным учитель должен был быть всегда — и 20, и 30 лет назад.

Ранее не было «Московской электронной школы» — это весьма мощная система. Сейчас каждый может сделать серию сценариев, по которым будут трудиться и другие педагоги. И ребята этим гордятся. Дети всегда знают, в чем учитель участвует и каких успехов достиг.

Ключевое слово в образовании — влюбленность. Профессионализм очень важен, но, когда любишь учеников, они отвечают тем же. Профессиональных мастеров ребята всегда слушают бесконечно. И если педагог немощный, дети это понимают. А краеугольный камень в преподавании — воспитание. Если я буду обучать ребят только языку, они будут прекрасно говорить по-испански. Но от этого мы не получим хороших, добрых и порядочных детей, о которых я говорила. Есть знаки нового времени, и учитель их должен видеть.

— Как вы оцениваете перемены, которые произошли в школе благодаря проекту «Московская электронная школа»?

— Я весьма много занимаюсь с молодыми учителями. Многие бывшие ученики возвращаются трудиться в школу. И пока я здесь, я должна передать им опыт. Потому что теорию они освоили, но как трудиться, им неведомо. Раньше существовала система наставничества, а сейчас она приняла другие формы.

Я хожу к молодым учителям на уроки, планирую занятия, мы обсуждаем детали. Когда есть «Московская электронная школа», учителя могут пользоваться тем, что создано специалистами, и сами трудиться в этой системе. Не нужно на пальцах объяснять, как это делать. Они могут это пощупать, увидеть и использовать. Это же такое обеспеченность создано — банк сценариев уроков! Одна из моих бывших учениц в прошлом году получила грант «МЭШ» за то, что составила 12 сценариев уроков в рамках проекта. Так что открывается много возможностей.

Сергей Собянин: Объем контента «МЭШ» растет в геометрической прогрессии 80 тысяч сценариев уроков: как пополняется библиотека «МЭШ»

— Как это влияет на успеваемость учеников?

— Малыши, которые по какой-то причине пропускают занятия, теперь могут качественно трудиться с уроками дома. Кроме того, «МЭШ» открывает новые перспективы. Когда мы проводим занятия в системе «Московская электронная школа», они приобретают новые краски, становятся более наглядными и структурированными. Малыши стали современными. Они хотят получать то, что соответствует современным условиям. И они получают это на занятиях благодаря «МЭШ». Повышаются их мотивация и заинтересованность.

«МЭШ» открывает новые перспективы

— В 2017 году школа с углубленным изучением испанского языка № 1252 имени Сервантеса вошла в топ-25 лучших школ России. Престижно ли это?

— И в этом году тоже. Добиться результата было весьма сложно. И я счастлива, потому что коллектив, который мы создали, очень спаянный и трудоспособный. Это единомышленники. Хочется держать эту планку. Подняться легче, чем не упасть.

156 московских школ вошли в рейтинг лучших в стране

В нашей школе больше 100 дополнительных занятий — по 3D-дизайну, батику, спортивные, художественные, музыкальные, театральные. Мы интегрируем основное и дополнительное образование, выявляем таланты в каждом ребенке. Задание должен найти продолжение во внеурочной деятельности. Если хочешь выучить язык, одних уроков мало. Так, сейчас мы с учениками ставим музыкальные спектакли «Алиса в Стране чудес», «Маленький принц» на испанском языке и еще 7 спектаклей на испанском и английском языках. Актером может стать любой ученик.

Так появляется влюбленность к предмету. Ребята постоянно участвуют в фестивалях школьных театров на испанском языке. Все малыши, которые у меня занимаются, приходят в кружки. Я объясняю родителям, что без дополнительного образования ребенок себя обедняет.

Мы выявляем таланты в каждом ребенке

Одна из моих секций — «Испанская лингвистика». Я готовлю детей к международному экзамену по испанскому языку, причем к высшему этапу, который обычно сдают студенты. B2 — средний уровень, C2 — высший степень. Мои ребята получают такой диплом. Также я учу их последовательному переводу. Они горды, что могут, так, со сцены перевести речь посла Испании, когда тот в очередной раз приезжает в гости в нашу школу.

Недавно к нам по обмену приехали 24 испанских школьника. Они жили в семьях наших детей, а наши ребята поедут к ним в мае, будут участвовать в акции «Бессмертный полк» в Мадриде. Мы специально приурочили поездку к этой дате. А мои одиннадцатиклассницы провели для испанских детей экскурсию по Музею космонавтики, переводя слова гида с русского на испанский язык.

У нас бывает много иностранцев. Несколько лет назад к нам приезжал министр образования Испании. Мы стараемся обмениваться опытом со своими коллегами из многих российских городов — Оренбурга, Казани, Санкт-Петербурга.

— Вам вручили знак отличия «За безупречную службу городу Москве». Стало ли это неожиданностью?

— Любая награда — сюрприз. Когда мне вручили орден Дружбы, для меня это тоже была полная сюрприз, как и тогда, когда меня награждали орденами Испании. И каждый раз перехватывало дыхание. И каждый раз я себя спрашивала: а соответствую ли я? А достойна ли я?

Сергей Собянин вручил награды столичным педагогам

— Ваши ученики участвуют в олимпиадах? Какие показывают результаты? Поступают ли в вузы, чтобы в дальнейшем учить испанский?

— Нескромно говорить, но я могу гордиться. Всероссийская олимпиада по испанскому языку проводится итого три года. В первый год весь пьедестал почета заняли мои ученики. Там было три победителя и 5 призеров. А еще наши ученики ежегодно становятся победителями и призерами олимпиады по литературе и русскому, а также победителями и призерами Всероссийской олимпиады по ОБЖ.

Я всегда внушаю детям, что испанский язык — это золотой ключик, который открывает двери. Совсем не обязательно становиться испанистом — таких весьма немного. Но в любой области глубокое знание языка делает тебя образованным и помогает тебе расширить границы и горизонты.

Так, одному из моих учеников предложили пойти в МИФИ, в Институт международных отношений, когда увидели, что он призер олимпиады. А он даже не мечтал об этом. Иной окончил Горный институт, пришел работать в компанию, где укрепляет сотрудничество со странами Латинской Америки. Главное — чтобы язык помог раскрыться в профессии и сделал твою жизнь более наполненной.

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов

Новости

Роскошь и Комфорт в Женских Джинсах

Женские джинсы в Москве стали неотъемлемой частью гардероба многих модниц. Эти удобные и стильные брюки…

24 апреля 2024

В какое время допустимо проводить ремонтные работы в новостройке?

Новостройки – это объекты недвижимости, которые все чаще выбирают как основу для своего будущего жилья.…

23 апреля 2024

Быстрые деньги на карту или наличными

Среди большого разнообразия микро финансовых организаций, достаточно сложно отыскать ту, которая предоставляет самые оптимальные условия…

21 апреля 2024

SEOMOON: Новое измерение в SEO и линкбилдинге

“Упрощаем seo продвижения собственнику и seo специалисту” В мире, где цифровая видимость становится критически важной…

20 апреля 2024

Брендирование и оформление строительных площадок: создание уникальной атмосферы на вашем объекте

Оформление строительных площадок - это не только функциональная задача, но и возможность подчеркнуть свой стиль,…

20 апреля 2024

Услуги перевозки лежачих больных

Лежачий больной нуждается в особом уходе. Иногда может понадобиться транспортировать его в больницу для лечения.…

19 апреля 2024