Промышленная неоготика: каким стало Миусское депо после реставрации

Одному из старейших трамвайных парков столицы возвращен исторический лицо. В его проектировании принимал участие знаменитый архитектор Владимир Шухов.

Завершена реставрация ансамбля Миусского трамвайного депо на Лесной улице (дом 20, строения 1, 3, 4, 5, 6). Это яркий образец русской промышленной архитектуры рубежа XIX–XX веков. Комплекс домов строился с 1874 по 1910 год. В него входили административно-жилой корпус, большой вагонный сарай, мастерская, вагонный сарай с котельной, кладовка с проходной, а также ограда вокруг трамвайного парка. Весь ансамбль выполнен в стиле промышленной неоготики, или русского промышленного эклектизма. Два здания по своей композиции и планировке напоминают готические храмы в виде трехнефных базилик — строений прямоугольной формы, состоящих из трех различных по высоте нефов (помещений).

Красные кирпичные корпуса украшены витражами. Декор строений, в том числе и наличники, тоже выполнен из красного кирпича. На фасадах можно увидеть филенки (декоративные выемки), фризы (зубчатые горизонтальные полосы), круглые и ромбовидные детали, ступенчатые башенки. До наших дней лицо здания сохранился практически без изменений, но его фасады и декоративные элементы выкрасили в красный и белый цвета. Реставраторы очистили стены от краски, укрепили кирпичную кладку, восстановили утраченные элементы декора, заделали трещины и швы, а также привели в порядок кровли корпусов.

«Миусское трамвайное депо — одно из старейших в Москве. Над его созданием работали несколько архитекторов и инженеров, в том числе автор знаменитой Шуховской башни Владимир Шухов. Реставрация проводилась за счет привлечения частных инвестиций. Для этого депо передали в долгосрочную аренду инвестору по итогам открытого аукциона. Специалисты провели большую работу, восстановив исторический лицо фасадов», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. 

Ансамбль Миусского трамвайного депо — объект культурного наследия регионального значения. Все работы по реставрации и приспособлению объекта к современному использованию проходили под контролем специалистов Департамента культурного наследия города.

«Реставраторы долго и кропотливо изучали архивные фотографии, чертежи и документы. В результате каждый корпус Миусского депо обрел тот внешний вид, который имел на момент постройки. Одна из интересных деталей — въездные ворота вагонного сарая. Дело в том, что в 1950-х годах, когда трамвайный парк перестроили в троллейбусный, ворота пришлось увеличить в высоту, а некоторые — объединить между собой. Реставраторы вернули проемам их исторические габариты», — добавил Алексей Емельянов.

Реставрация затронула и интерьеры исторических строений. Так, в корпусе 4, где раньше располагались мастерские по ремонту вагонов, привели в порядок лестницы с ограждениями, а также пол, выложенный из метлахской плитки.

Корпуса ансамбля Миусского трамвайного депо приспособили под современные нужды. В оконные проемы установили современные энергосберегающие стеклопакеты в металлических рамах, при этом раскладка витражей в них аналогична оригинальной. Также были обновлены инженерные коммуникации, установлены пожарная сигнализация и система вентиляции.

От коней к троллейбусам: как менялось Миусское депо

Изначально комплекс сооружений на Лесной улице возводился как парк для конно-железных дорог. В 1907 году Миусское депо перешло на сервис трамваев на электрическом ходу. С 1908 по 1911 год корпуса перестраивали. Так, на месте конюшни появился административный корпус, который позднее стал использоваться в качестве жилого дома для рабочих. Это и несколько других сооружений были построены под руководством архитекторов Михаила Глейнинга и Николая Сытенко. А стальную конструкцию перекрытий большого вагонного сарая спроектировал созидатель знаменитой Шуховской башни — архитектор и инженер Владимир Шухов (1853–1939).

Много лет Миусский парк служил не всего лишь депо, в нем же ремонтировали столичные трамваи. В 1952 году началась очередная перестройка комплекса. Трамвайный парк решили переоборудовать в троллейбусный. В 1956 году работы были завершены, а еще год спустя сервис трамваев прекратилось полностью. Несколько лет назад троллейбусный парк закрыли.

Владимир Шухов (1853–1939) — русский, советский инженер, зодчий, ученый. Первым в мире применил для строительства зданий и башен гиперболоидные конструкции и металлические сетчатые оболочки. Впоследствии эта практика получила широкое распространение и сегодня используется при строительстве строений в стиле хай-тек. Кроме того, Шухову принадлежит авторство проектов первых российских нефтепроводов и системы водоснабжения Москвы. К числу наиболее известных произведений архитектора в Москве относится Шуховская башня — металлическая радио- и телебашня, расположенная на улице Шухова рядом с телецентром на Шаболовке. Она построена в 1920–1922 годах и признана памятником архитектуры советского конструктивизма.

Красота за Садовым кольцом: дом Захи Хадид и шедевр Шухова

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Недавно были отремонтированы фасады одного из вдовьих домов в Лефортове. На Николоямской улице отреставрировано старинное здание, которое сейчас находится в пользовании Московского авиационного института. Завершилась реставрация мемориальной квартиры Кржижановского на Садовнической улице. Музей, который закрывался на время работ, вновь распахнет двери для посетителей уже совсем скоро. 

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов

Новости

Более 1,3 миллиона москвичей вовлечены в волонтерскую деятельность — Собянин

Социальная сфера22 сентября в 12:02Более 1,3 миллиона москвичей вовлечены в волонтерскую деятельность — СобянинИх помощь…

22 сентября 2024

Объявлен набор в резерв сборных для участия в школьных олимпиадах

Образование21 сентября в 12:02Объявлен набор в резерв сборных для участия в школьных олимпиадахОпытные преподаватели и кураторы…

22 сентября 2024

Каким будет комплекс «Олимпийский» после реконструкции

Строительство и реконструкция21 сентября в 13:00Каким будет комплекс «Олимпийский» после реконструкцииПроектное решениеЗдесь все необходимое для…

22 сентября 2024

Собянин рассказал о новом этапе модернизации клинического центра имени Логинова

Здравоохранение21 сентября в 13:02Собянин рассказал о новом этапе модернизации клинического центра имени ЛогиноваФото В. Новикова.…

22 сентября 2024

Почти 13,5 километра выделенных полос появится в четырех округах Москвы

Транспорт21 сентября в 14:00Почти 13,5 километра выделенных полос появится в четырех округах МосквыЭто позволит сократить…

21 сентября 2024

Собянин рассказал о строительстве соцобъектов в рамках масштабных инвестпроектов

Строительство и реконструкция21 сентября в 15:57Собянин рассказал о строительстве соцобъектов в рамках масштабных инвестпроектовФото М.…

21 сентября 2024