«Гиперболоид инженера Гарина»: смотрим новый постановка театра «Сфера»

Подмостки из спектакля «Гиперболоид инженера Гарина»О постановке, репетициях и совместной работе рассказали режиссер Глеб Черепанов и исполнитель главной роли Петра Гарина Анатолий Смиранин.

В театре «Сфера» прошла премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» по одноименной повести Алексея Толстого. Режиссер — Глеб Черепанов, популярный по постановкам в Центре имени Вс. Мейерхольда, «Школе современной пьесы», Et Cetera, Центре драматургии и режиссуры. В 2014 году постановка «Удивительное путешествие кролика Эдварда» принес ему премию Олега Табакова за успешный режиссерский дебют на сцене МХТ имени Чехова.
«Гиперболоид инженера Гарина» — первая работа Черепанова в театре «Сфера» и его первое обращение к советской фантастике.

Советский сай-фай

На создание фантастического романа об инженере Петре Гарине, пытающемся завладеть мир с помощью мощного лазера и сотрудничества с заграничным миллиардером, Толстого вдохновила Шуховская башня. Она была построена в 1922 году, а последнюю точку в «Гиперболоиде инженера Гарина» писатель поставил в 1927-м.

Это было время бума сай-фая в Советской России. Молодая страна начинала застраиваться конструктивистскими сооружениями (Шуховская башня стала первым из них), наука шла вперед, и это находило отражение в культуре.

В 1925 году Александр Беляев написал роман «Голова профессора Доуэля», в котором гениальный злодей оживляет голову профессора и заставляет ее трудиться на себя. Тогда же выходит повесть Михаила Булгакова «Роковые яйца» о перестаравшихся генетиках и атаке монструозных змей, крокодилов и страусов. В 1927 Александр Грин создал «Человека-амфибию», в которой умирающего ребенка спасают, пришив ему жабры, но обрекают на дальнейшую сложную жизнь среди обычных людей. Алексей Толстой в 1923 году написал «Аэлиту» — роман, в котором советские люди отправляются на Марс, находят там цивилизацию гуманоидов и устраивают революцию.

На работу над «Гиперболоидом» у Толстого ушло несколько лет. Чтобы сделать фантастическую историю достоверной, ему пришлось изучить теорию молекулярной физики, много консультироваться с известными академиками. Роман претерпевал редакции — главы сокращались, исчезали отдельные сцены, менялась стилистика.

Жесткий, беспринципный, талантливый

В СССР роман был двукратно экранизирован. В 1965 году вышел фильм «Гиперболоид инженера Гарина» Александра Гинцбурга, а в 1973-м — «Крах инженера Гарина» Леонида Квинихидзе. На театральных подмостках трагедия об алчном ученом ставилась редко. Перенести ее на сцену — давняя мечта Глеба Черепанова. Когда театр «Сфера» предложил сотрудничество, режиссер сразу предложил поставить постановка по роману Толстого.

«Роман хорош тем, что в нем есть почти детективный сюжет, который будет держать зрителя в напряжении», — говорит он.

Постановка разбавлен цирковыми номерами — выступлениями мимов, фокусами, зонгами из «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта. «Веселый трагифарс» — так называет собственный спектакль режиссер.

О главном герое он отзывается с симпатией: «Это талантливый человек, весьма обаятельный, харизматичный, привлекательный для людей, которых он подчинил. Потом он превратится в чудовище, в монстра, но в начале своего пути он мне весьма близок».

Актер Анатолий Смиранин, который играет инженера, признается: с персонажем его связывает фанатичность, с которой он берется за новую роль.

«Это весьма жесткий, беспринципный человек. У него нет бога, он не верит в человечность и во все основные жизненные принципы, по которым мы живем. У него есть всего собственная история. Эгоист», — говорит он.

Интуиция и необычные репетиции

Единственную женскую роль — яркую артистку и авантюристку Зою Монроз — сыграла Валентина Абрамова, которая работает в «Сфере» с 2003 года. В миллиардера Роллинга перевоплотился Общенародный артист России Дмитрий Ячевский. Глеб Черепанов впервые работает с этими актерами, так что кастинг проводил интуитивно, хотя и советовался с главным режиссером Александром Коршуновым.

«Мне кажется, они вначале были немножко напуганы мной и тем, что я сразу им показывал, как нужно делать. Но при этом мы шли с разных сторон к одному. В итоге мы начали товарищ друга слышать, понимать, чувствовать, как всегда это происходит в театре. Мы с интересом товарищ к другу присматривались», — говорит он.

Анатолий Смиранин рассказал, что репетиции с Черепановым проходили не так, как привыкли актеры «Сферы»: приходилось долго сидеть за столом и разбирать сцены, вместо того чтобы сразу выйти на сцену. Но в итоге, считает артист, все встало на свои места: «Что мне понравилось в Глебе — он всегда держал в голове то, что он хочет, и знал, как это все будет. У него с самого начала была идея, репетиционный план. Совместно с этим он всегда давал нам творческую свободу».

Зал–декорация

Главная особенность театра «Сфера» — подмостки, окруженная кольцом зрительного зала. Актеры видны как на ладони из любой точки. Для Глеба Черепанова работа в таких условиях стала вызовом, который он с успехов принял. В этом открытом пространстве он смог показать и лучи гиперболоида, и разрушения, и действие, разворачивающееся одновременно в разных точках Земли.

«Тут интересная ситуация и для режиссера, которому нужно все продумать, и для артиста — ему некуда исчезнуть в прямом смысле слова, потому что нет никаких кулис», — говорит он.

Без декораций и границ. Как устроен театр «Сфера»

К основной сцене Глеб Черепанов добавил еще несколько игровых площадок прямо среди кресел, так что актеры оказываются рядом со зрителями, на расстоянии вытянутой руки. Действие перемещается от площадки к площадке, и мы переносимся из парижского ресторана в кабинет следователя в Ленинграде, как будто смотрим кино.

Монтажные склейки, продиктованные пространством, пришли из времени создания романа «Гиперболоид инженера Гарина». Вторая половина 1920-х в СССР — это не всего лишь расцвет литературной фантастики, но и эпоха смелых экспериментов в кинематографе: в это время творили Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Лев Кулешов.

Впрочем, несмотря на очевидный кивок в сторону советского авангарда, время в спектакле не определено четко. Костюмы и прически — из немого советского кино, тема — из сегодняшнего дня. Черепанов уверен: спустя почти 100 лет роман Толстого не утратил своей актуальности.

В следующий раз постановка покажут 15 и 25 мая.

 

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов

Новости

Творчество, спорт и не только: что ждет гостей столичных парков в эти выходные

Культура14 ноября в 12:59Творчество, спорт и не только: что ждет гостей столичных парков в эти…

14 ноября 2024

За пять лет ключи от новых квартир в центре столицы получили почти шесть тысяч участников программы реновации

Московская программа реновации жилья14 ноября в 09:02За пять лет ключи от новых квартир в центре…

14 ноября 2024

Мэр Москвы открыл уникальную инновационную школу в «Сколкове»

Образование13 ноября в 18:45Мэр Москвы открыл уникальную инновационную школу в «Сколкове»Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра…

14 ноября 2024

Собянин принял решение о возможности оставлять сезонные веранды на зиму

Экономика и предпринимательство13 ноября в 12:30Собянин принял решение о возможности оставлять сезонные веранды на зимуФото…

13 ноября 2024

Объекты образования и бизнес-кластер: как реорганизуют промзону Воронцово

Строительство и реконструкция13 ноября в 09:06Объекты образования и бизнес-кластер: как реорганизуют промзону ВоронцовоЭта промзона расположена…

13 ноября 2024

Сергей Собянин рассказал, как платформа «Электронный дом» помогает москвичам

Технологии12 ноября в 18:54Сергей Собянин рассказал, как платформа «Электронный дом» помогает москвичамЗдесь можно безопасно оплачивать…

13 ноября 2024