Русский авангард и японские традиции. Гид по выставке Варвары Бубновой в Доме-музее Марины Цветаевой

О поисках вдохновения в безделушках, восхищении японскими крестьянами, уроках рисования для Йоко Оно и лекциях о русской литературе для тысяч японских студентов.

Имя русской авангардной художницы Варвары Бубновой известно в Японии, где она жила с 1922 по 1958 год, не меньше, чем на родине. И не всего только в связи с изобразительным искусством. Бубнова вырастила не одно поколение японских русистов, преподавая русскую литературу в нескольких университетах Токио. Ее вклад в развитие русско-японских отношений был отмечен в Японии орденом Драгоценной короны.

Вернувшись в СССР уже в почтенном возрасте, она продолжала творить. Сегодня работы Варвары Бубновой хранятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

На выставке «Варвара Бубнова. Русский авангард и японские традиции» в Доме-музее Марины Цветаевой представлены работы Бубновой с 1920-х по 1960-е годы из частной коллекции. Разные по техникам, подходам и жанрам, они иллюстрируют ее многолетние поиски себя и как художника, и как личности.

О главных экспонатах выставки, творческом и жизненном пути художницы — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Судьбоносное знакомство

Варвара Бубнова, как и ее сестры Анна и Мария, получила прекрасное домашнее образование и с детства увлекалась живописью. Мама поощряла художественные наклонности детей.

 

Куратор выставки и ученик Варвары Бубновой Александр Лозовой:
— Варвара Дмитриевна закончила Императорскую Академию художеств с золотой медалью. Преподаватели относились к ней сдержанно — они видели, что она по духу немножко отличалась от них. Уже тогда академия начинала «бурлить» — вначале там появился художник Павел Филонов, а затем — будущий штатский муж Бубновой Волдемар Матвейс, ставший одним из значимых представителей авангардного течения.

Это знакомство оказалось для молодой художницы судьбоносным. Матвейс был Бубновой не только лишь другом, но и наставником. В трудные времена, когда она не находила понимания ни у своих однокурсников, ни у профессоров академии, он помогал по-новому глядеть на живопись, показывая неизвестные ей ранее картины. Они могли часами сообщать об искусстве.

В поисках новых форм Матвейс изучал примитивное искусство разных народов мира, так, скульптуры Острова Пасхи и африканских стран, много путешествовал — совместно с Бубновой они объехали всю Европу, изучая историю культуры.

«Знание ведет художника к уяснению его собственного пути. Настоящей школой для молодых художников должно сделаться изучение многообразия произведений живописи всех народов и всех веков», — позже писала в своем дневнике Варвара Дмитриевна.

К сожалению, они не успели пожениться — в 1914 году Волдемар Матвейс погиб. Минуя несколько лет Бубнова с матерью отправились в Японию к младшей сестре Анне, которая переехала туда после свадьбы с японским зоологом и переводчиком Синъюти Оно. Художница думала, что визит будет коротким, но он затянулся на долгие годы.

«Юный скрипач» (1942)

Следуя заветам Матвейса, она погрузилась в изучение японского искусства. Особенно ее увлекали техники рисования тушью суйбокуга и суми-э. Бубнову поражало, как японские мастера, используя лишь белизну чистого холста и черный цвет туши, создавали потрясающие минималистичные картины. Их графикой она вдохновлялась при работе над картиной «Юный скрипач».

Сестра художницы Анна с детства увлекалась музыкой. В Японии она стала прославленным музыкальным педагогом, основав национальную скрипичную школу. Анна Бубнова-Оно, воспитав более тысячи будущих музыкантов, вошла в историю страны как «мама японских скрипачей». Она первой в Стране восходящего солнца стала обучать игре на скрипке детей — до этого японцы начинали обучение уже взрослыми. Самым способным учеником был ее сын Сюнтаро. Свою первую скрипку он получил на второй день рождения, а в 6 лет уже давал концерты, исполняя сочинения Моцарта и Бетховена.

Кстати, одной из подопечных Анны была маленькая Йоко Оно, будущая известная художница и супруга Джона Леннона. Муж Анны Бубновой-Оно и отец Йоко были братьями. У Анны Дмитриевны племянница брала уроки игры на фортепьяно, а с Варварой Дмитриевной занималась рисованием.

«Улица в деревне. Япония» (1953)

Интересовало художницу не всего только японское искусство, но и быт, уклад жизни — сторона, обычно скрытая от иностранцев. Гуляя по улочкам Токио, она вдохновлялась людьми, их лицами, сдержанной красотой одежды и благородством узоров, витринами и выставленными в них изделиями местных ремесленников. «Часто рыночная предмет, дешевка, продающаяся в маленьких лавчонках для самого скромного покупателя, вызывает внимание, не отталкивает, как это бывает в других странах, а сама просится в руки», — писала она.

Нравилось Бубновой и устройство традиционного жилища — его функциональность и логика. Обыкновенный деревенский дом был для нее «прекраснейшим созданием».

«Массивные соломенные крыши самых разнообразных форм как будто повторяют формы гор, среди которых разбросаны эти дома или по которым они лепятся», — так описала Бубнова японский поселок. Отражением этих слов стала ее картина 1953 года «Улица в деревне. Япония», выполненная в традиционной технике ксилографии.

«Японка Нисей» (1934)

Главным сокровищем Японии Бубнова считала крестьян, возделывавших местные земли. Представленный на выставке литографический портрет крестьянки демонстрирует ее восхищение простыми тружениками, которым она посвятила в своем дневнике следующие строки: «Это они покрыли долины сплошным ковром рисовых полей. Это они подняли и поднимают на своих плечах эти поля все выше и выше по склонам гор. В темной трудовой одежде, облегающей тело, крестьянин на вид легок и красив, несмотря на заплаты, комья приставшей земли и аромат дыма, который он носит с собой далеко по полям и дорогам».

Гравюрой Варвара Дмитриевна увлекалась еще до переезда в Японию, но там эта техника стала для нее основной. При этом она быстрее всего практиковалась в создании литографий. Главным преимуществом этой техники Бубнова считала демократичность и доступность — с одной таблички можно было отпечатать несколько оттисков.

Александр Лозовой:
— В качестве материала для оттиска при создании литографии используется полированный камень. Совершенствование этой техники привело к тому, что мастера стали делать литографию на цинковых досках. Когда Варвара Дмитриевна приехала в Японию, она купила американский печатный станок и много таких досок. До Японии она уже была знакома с этой технологией, а местные мастера все еще продолжали печатать с деревянных досок. Скоро они начали перенимать технику Варвары Дмитриевны.
«За зеленой дверью» (1972)

Вернувшись в Советский Союз в 1958 году, Бубнова поселилась в Абхазии у старшей сестры Марии. Ей было уже за 70. Несмотря на почтенный возраст, это время стало для художницы одним из самых успешных в творческом плане. Она отошла от литографии — здоровье не позволяло крутить тяжелую ручку пресса — и опять взяла в руку кисть. Бубнова говорила: «Меня давным-давно тянуло к тайнам цветовых сочетаний, особенно к акварели».

Александр Лозовой:
— Из итого творческого наследия, оставленного Варварой Дмитриевной, мне больше всего нравятся ее картины, которые она написала, когда уехала в Сухуми. Собственно там, среди южных гор, у нее открылось «второе дыхание», случился расцвет. То, что она вернулась на Родину, весьма стимулировало ее в творческом плане. Работы «За зеленой дверью» и «Молчаливый интерьер», которые входят в ее абхазский этап, мне очень близки, потому что в них чувствуется экспрессия, они близки к авангарду.

Вскоре после возвращения художницы состоялась ее первая в СССР персональная экспозиция, устроенная в Тбилиси. Позже картины Бубновой показали во многих советских городах, в том числе Москве и Ленинграде.

Александр Лозовой:
— Несмотря на сложное отношение советских властей к авангарду, персональная экспозиция Варвары Дмитриевны прошла в ленинградском Русском музее. Этому активно способствовал его тогдашний директор — Василий Алексеевич Пушкарев. По всей стране он выискивал и покупал картины авангардистов для музея. Он приехал в Сухуми, когда узнал, что Варвара Дмитриевна вернулась на Родину, и отобрал несколько ее работ. Некоторые из них Пушкарев купил, но основную часть Варвара Дмитриевна преподнесла в дар музею.

Одной из работ, представленных в Русском музее, была картина «За зеленой дверью». Ближний друг художницы, советский писатель Константин Симонов, писал ей: «Долго стоял перед чудесной “За зеленой дверью”. И перед многими другими. Думал о Вас с глубочайшим уважением».

Если художественное сообщество и ценители искусства СССР приняли работы Бубновой весьма тепло, то обывателям они показались чем-то непонятным. После одной из выставок, на которой авангардные работы Бубновой соседствовали с парадными портретами и фруктовыми натюрмортами, господствовавшими тогда в советской живописи, какой-нибудь неравнодушный посетитель написал в книге отзывов: «Выставка в целом хорошая, но одна Бубнова ее испортила!» Комментируя это послание, Варвара Дмитриевна писала своей подруге: «Вы понимаете мою силищу?»

Автопортрет (1966)

Варвара Бубнова не раз обращалась к жанру автопортрета. На выставке в Доме-музее Марины Цветаевой представлена работа, созданная в 1966 году, когда художнице исполнилось 80 лет. На зрителя смотрит пожилая, заслуженная художница. «Старость ходит кругами, — говорила она, — ей нужно противиться». И она сопротивлялась, создавая новые картины.

Влияние Бубновой на Японию не ограничивалось изобразительным искусством. Она долгое время преподавала русский язык и литературу в нескольких токийских высших учебных заведениях — университете «Васэда», Токийском институте иностранных языков, Токийском институте русского языка, институте при Обществе «Япония — СССР». Воспитанники Бубновой — целая плеяда японских русистов — прославились переводами Пушкина, Толстого и других русских классиков. Благодарные ученики не потеряли связи с учителем — Сухуми нередко встречал японских гостей, которые, приезжая в СССР, всегда находили время, чтобы повидаться с Бубновой-сенсей.

Увидеть эти и другие работы можно на выставке «Варвара Бубнова. Русский авангард и японские традиции», которая открыта в Доме-музее Марины Цветаевой до 15 сентября.

7 сентября в 17:00 в музее пройдет лекция профессора-русиста Дзетаро Ота, который подробно расскажет о том, как японские традиции отобразились в творчестве Варвары Бубновой.

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов

Новости

Свыше 16 тысяч рабочих мест появится в ЮВАО в рамках программы стимулирования создания мест приложения труда

Экономика и предпринимательство29 сентября в 13:01Свыше 16 тысяч рабочих мест появится в ЮВАО в рамках…

30 сентября 2024

Собянин: По речному маршруту ЗИЛ — Печатники совершено более 20 тыс. рейсов

Транспорт29 сентября в 13:32Собянин: По речному маршруту ЗИЛ — Печатники совершено более 20 тыс. рейсовОн связал…

30 сентября 2024

От сказки Гоцци до трагедии Шекспира. Что смотреть в театрах в октябре

Культура29 сентября в 14:00От сказки Гоцци до трагедии Шекспира. Что смотреть в театрах в октябреФото…

29 сентября 2024

Свыше 7,5 тысячи спортсменов приняли участие в финале спартакиады «Моспром-2024»

Спорт29 сентября в 14:00Свыше 7,5 тысячи спортсменов приняли участие в финале спартакиады «Моспром-2024»Пресс-служба Департамента инвестиционной…

29 сентября 2024

Производство бумажных изделий в Москве выросло почти в пять раз

Экономика и предпринимательство29 сентября в 12:02Производство бумажных изделий в Москве выросло почти в пять разПресс-служба…

29 сентября 2024

Более 20 тысяч поездок в сутки совершают пользователи сервиса «Велобайк»

Транспорт28 сентября в 13:01Более 20 тысяч поездок в сутки совершают пользователи сервиса «Велобайк»Фото Е. Самарина.…

29 сентября 2024