Сергей Собянин: Создание единого диспетчерского центра — решающий шаг в развитии метрополитена

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис ГришкинСюда будет стекаться информация о работе всех систем столичной подземки и Московского центрального кольца. А в будущем — также Московских центральных диаметров и других линий пригородного железнодорожного сообщения.

В Московском метрополитене заработал единый диспетчерский центр (ЕДЦ), объединивший на одной площадке различные службы столичной подземки. До этого они располагались в разных частях города. Открытие центра посетил Сергей Собянин.

«Это решающий шаг в развитии метрополитена. Мало строить большое количество станций и линий, важно еще и качественно всем этим огромным хозяйством управлять. Такой центр управления метрополитеном, который сегодня создан и будет постепенно в течение года наполняться жизнью, разумеется, большой шаг в развитии управления и с точки зрения качества движения, своевременности, выполнения всех регламентных процедур, безопасности, и, если что-то случается, быстрой ликвидаций тех или иных нештатных ситуаций», — отметил Мэр Москвы.

Единый диспетчерский центр создан по программе «Цифровое метрополитен», запущенной в 2013 году. В ее рамках специалисты работают над проектами в сфере транспортной безопасности, занимаются созданием умной системы видеонаблюдения, цифрового контроля работы подвижного состава, а также инфраструктуры метрополитена. Для пассажиров запущено мобильное приложение, установлены информационные экраны в вагонах. В метрополитен работает бесплатный Wi-Fi, а также создано повсеместное LTE-покрытие. Программа «Цифровое метрополитен» реализована на 65 процентов.

От управления эскалаторами до работы со СМИ

Единый диспетчерский центр объединил диспетчерские службы движения, электромеханическую и эскалаторную службы, которые располагались на проспекте Мира. В состав ЕДЦ также вошли служба электроснабжения и ситуационный центр. Его специалисты до этого работали на улице Гиляровского, а сотрудники службы электроснабжения — на Большой Никитской улице.

«С увеличением пассажиропотока, который в вечерний час пик достигает 700 тысяч человек, количество подвижного состава вырастет до 682 единиц. И разумеется, управлять таким количеством поездов и всей той инфраструктурой, в том числе более чем 900 эскалаторами, гораздо эффективнее из единого центра. Единый диспетчерский центр Московского метрополитена — это уникальная структура, это, по сути своей, новая система управления перевозками. До запуска единого диспетчерского центра мы находились в разных помещениях, даже в разных зданиях», — сказал Андрей Жабин, главный диспетчер московского метрополитен.

В единый диспетчерский центр будет стекаться информация о работе всех систем метрополитен и Московского центрального кольца (МЦК), а в перспективе также Московских центральных диаметров и других линий пригородного железнодорожного сообщения.

Единый диспетчерский центр располагается в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе (дом 82). Ранее в этом же здании был открыт Центр управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена.

В ЕДЦ будут трудиться около 800 специалистов различных служб — от диспетчеров службы движения до дежурных пресс-службы. Единовременно на своих местах будут фигурировать более 200 человек.

Диспетчеры движения и инфраструктуры каждой линии метрополитен будут сосредоточены в одном помещении — диспетчерском круге, рассчитанном на 6 рабочих мест. Они смогут мгновенно обмениваться информацией и оперативно принимать необходимые решения. Отсюда специалисты будут управлять движением поездов, электроснабжением, эскалаторами, системами вентиляции.

Для управления действующими и перспективными линиями метрополитена планируется создать 16 диспетчерских кругов.

Сейчас в ЕДЦ работает первый диспетчерский круг, руководитель движением на Люблинско-Дмитровской линии. Поезда этой ветки по рабочим дням перевозят свыше 650 тысяч пассажиров. Остальные круги будут открыты по мере подготовки рабочих мест.

В ЕДЦ также создан центр организации перевозок (ЦОП): впервые объединены все службы метрополитен. В ЦОП находятся рабочие места дежурного по метрополитену, диспетчеров движения, старших диспетчеров дирекции инфраструктуры, МЦК, отдела пожарной охраны, службы подвижного состава, связи, пассажирских сервисов, пресс-службы.

Цифровые паспорта станций и сценарии для нештатных ситуаций

По оснащенности единый диспетчерский центр Московского метрополитена будет лучшим в мире. До открытия ЕДЦ московское метрополитен работало преимущественно в аналоговом режиме.

«Если раньше нам приходилось делать десятки звонков для того, чтобы передать информацию, получить информацию, увериться в выполнении необходимых действий, то сейчас мы находимся в едином информационном пространстве», — рассказал Андрей Жабин.

Между собой диспетчеры связывались по телефону. Сотрудник по внутренней связи докладывал о неполадке или инциденте, и минуя цепочку звонков информация попадала к дежурному по метрополитену. Он принимал необходимые решения, информировал руководство и городские службы. Эта система надежно работала десятилетиями. Современные цифровые технологии позволяют повысить скорость реагирования на нештатные ситуации и сделать Московский метрополитен еще более надежным и удобным для пассажиров.

Благодаря цифровизации данные, поступающие в ЕДЦ от разных систем метрополитен в режиме реального времени, будут транслироваться на видеостене, состоящей из 36 мониторов. В штатном режиме на них отображается всеобщий статус работы метрополитена, в частности исполнение графика движения, количество пассажиров и другие показатели.

Сотрудники ЕДЦ могут следить за работой всех основных элементов инфраструктуры метро. Так, они могут узнать, где находится конкретный поезд, как работают основные системы поездов, светофоры на линии, система вентиляции, каково состояние контактного рельса, как прошли технологические окна, какие плановые работы выполнены.

В ближайшие годы планируется оцифровать все значимые для организации перевозок объекты инфраструктуры. У каждой станции и перегона будут свои цифровые 3D-паспорта. Они будут содержать различные сведения — от даты установки конкретной детали до сроков планового ремонта.

В случае инцидента диспетчеры будут видеть двухпутную схему линии метрополитен, информацию с основных камер видеонаблюдения, данные о действующих ограничениях скорости. Кроме того, специалистам будут доступны входящие сообщения от внутренних и внешних информационных систем, мнемосхема станции с указанием места, где произошел инцидент, а при необходимости — и карта города. С ее помощью можно будет узнать, где находятся сотрудники мобильной бригады, которые выехали для устранения нештатной ситуации.

В ЕДЦ есть система поддержки принятия решений. В нее уже заложено около 100 сценариев. При возникновении инцидента система предложит диспетчерам оптимальный порядок действий.

Уникальность ЕДЦ заключается в максимально широком наборе решаемых задач.

«Это одно из самых интеллектуальных решений, передовых в мире. Тут собран лучший опыт, который существует. Для нас, конечно, это еще и пример того, как надо двигаться в других направлениях. И сложная телематика управления движением, так, в “Российских железных дорогах”, где мы сейчас вместе реализуем проект по Московским центральным диаметрам, — разумеется, все это образует, и довольно быстро, уже в ближайшие три года, единую экосистему движения», — сказал заместитель Председателя Правительства России Максим Акимов.
Профилактика и контроль

Диспетчерские службы метрополитенов различных городов мира выступают в качестве кризисных центров, которые занимаются устранением нештатных ситуаций. В основу работы московского ЕДЦ заложен принцип профилактики сбоя. Диспетчеры столичной подземки будут контролировать ход, регулярность и качество работ по обслуживанию инфраструктуры. Специалисты будут находить возможные проблемы и выдавать предписания об их устранении. Значительная часть профилактической работы будет выполняться в автоматическом режиме. Для этого будут использоваться стандартизированные алгоритмы оценки.

Еще одна задача ЕДЦ — централизованное управление инфраструктурой метрополитена. Благодаря этому повышается качество сервиса пассажиров. Например, при чрезмерном скоплении людей на входе в метро или у касс диспетчеры ЕДЦ должны будут одобрить необходимые решения — перевести турникеты в реверсивный режим, включить дополнительные эскалаторы или подать резервный состав. В случае скопления людей на платформах потребуется впустить дополнительные эскалаторы на выход.

Сообщить пассажирам об изменениях в работе подземки специалисты ЕДЦ могут различными способами — с помощью информационных экранов в вагонах, системы звукового оповещения на платформах, минуя социальные сети, мобильное приложение, официальный сайт, сети Wi-Fi, СМС.

Бесперебойная работа ЕДЦ возможна благодаря резервному электроснабжению. В центре оборудованы системы антитеррористической и информационной безопасности, использованы все виды безопасной связи. Здание оснащено необходимой инженерной инфраструктурой: электрощитовыми, тепловым пунктом, трансформаторной подстанцией, узлом управления системой холодоснабжения, узлами ввода инженерных сетей.

Для работы персонала созданы комфортные обстоятельства. Есть столовая, душевые, санузлы, переговорные комнаты и зоны отдыха.

Быстрее и эффективнее

Открытие единого диспетчерского центра Московского метрополитена позволит на 15 процентов сократить количество отклонений от нормальной работы подземки. В два раза сократится время полного устранения сбоя в движении или в работе инфраструктуры, а также срок реагирования на инциденты, которые требуют межведомственной координации. Специалисты смогут адресно реагировать на отклонения от нормальной работы. При этом последствия инцидентов и нештатных ситуаций для пассажиров будут минимизированы.

Благодаря созданию ЕДЦ повысится эффективность работы всех служб метрополитена и уменьшится количество сбоев в движении поездов.

«Весьма важно наполнить это новым цифровым содержанием, которое во многом не заменяло бы человека, но подсказывало и делало эти процессы более четкими, быстрыми и понятными. Максим Алексеевич, мы двигаемся в рамках большого нацпроекта цифровизации, и такая гигантская транспортная инфраструктура, как метрополитен, конечно, не может обойтись без этих процессов», — отметил Мэр Москвы.

При создании ЕДЦ учитывался эксперимент транспортных операторов более 30 городов мира — Берлина, Вены, Гонконга, Лондона, Мадрида, Нью-Йорка, Парижа, Сингапура, Токио и других.

Предварительную оценку ЕДЦ провели Интернациональный союз общественного транспорта, ассоциация крупнейших метрополитенов мира СоМЕТ, Ростелеком и Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов

Новости

В Москве завершается создание трех важных транспортных объектов — Собянин

Транспорт8 ноября в 16:36В Москве завершается создание трех важных транспортных объектов — СобянинОни являются элементами…

8 ноября 2024

Москва поддерживает бизнес при выходе на рынки дружественных стран — Собянин

Экономика и предпринимательство8 ноября в 09:31Москва поддерживает бизнес при выходе на рынки дружественных стран —…

8 ноября 2024

Собянин: Уже 20 регионов России подключены к московской ИИ-платформе медсервисов

Здравоохранение7 ноября в 15:07Собянин: Уже 20 регионов России подключены к московской ИИ-платформе медсервисовИИ-платформа отличается высокой…

8 ноября 2024

Сергей Собянин: В Ростокине будет построен спортивный комплекс

Экономика и предпринимательство7 ноября в 17:04Сергей Собянин: В Ростокине будет построен спортивный комплексПроектное решениеРеализация программы…

7 ноября 2024

Московская система электронного голосования стала победителем отраслевой премии

Технологии7 ноября в 12:07Московская система электронного голосования стала победителем отраслевой премииПресс-служба Департамента информационных технологий города…

7 ноября 2024

За девять месяцев предприниматели приобрели у города более 130 крупных коммерческих помещений

Имущественно-земельные отношения7 ноября в 09:01За девять месяцев предприниматели приобрели у города более 130 крупных коммерческих…

7 ноября 2024