Оно и понятно, вроде бы только-только подружился со своим свежеприобретенным металлоискателем, пошли находки, а тут — бах! — и, как обычно, нежданно-негаданно пришла зима…
Ну что же, постараемся внести ясность в этот вопрос, тем более что лично мне приходилось учиться на собственных ошибках и оплачивать последствия своих необдуманных поступков из собственного же кармана. Надеюсь, что вам, нашим уважаемым читателям, окажется полезен мой опыт, вы будете соблюдать все необходимые правила зимней эксплуатации металлоискателя и таким образом избежите неприятностей с оборудованием, с которыми столкнулся я.
Начать, пожалуй, стоит с инструкции пользователя. Да-да, именно с нее, родимой, так как там обычно указывается температурный режим, при котором производитель рекомендует использовать металлоискатель.
Другими словами, все, что идет вразрез с указанными производителем параметрами, вы делаете исключительно на свой страх и риск. Нижняя температурная планка, при которой большинство производителей гарантирует корректную и без поломок работу прибора, — это ноль градусов.
Есть и исключения. Например, XP Deus.
К данному прибору заявлены рабочие температуры — до минус 5. Однако при этом надо понимать, что, в отличие от абсолютного большинства металлоискателей, у XP Deus нет никаких проводов, да и блок управления можно снять и убрать в теплый карман, а на голову, где находятся наушники, попросту накинуть теплый капюшон.
Итак, ноль градусов. Ниже уже, что называется, негарантийный случай. И ежели что — ремонт за ваш счет. Но мы же в России живем. Кого у нас напугаешь перспективой потери гарантии от производителя или продавца?
Наоборот, раз нельзя — значит, хочется еще сильнее. И в самом деле, при разумном подходе почему бы и не рискнуть?..
Копнуть по снежку — небольшой такой, приятный и безобидный экстрим. Только необходимо не терять связь с реальностью и отдавать себе отчет в том, что если минус 3 или около того условно безвредны для вашего МД, то минус 20 — это уже совсем другая кочерыжка. После одного случая, когда я, помогая найти ключи от машины товарищу (частая ситуация), угробил катушку за 10 000 рублей, ни на какие уговоры выбраться с металлоискателем на улицу, если за окном ниже минус 10, не поведусь ни под каким видом. На что стоит обращать внимание, если вы все-таки решились выйти на поиск при небольшой минусовой температуре?
Одной из самых частых проблем при зимнем поиске является слом кабеля катушки. Ну не рассчитана оплетка на низкие температуры, и все тут!
Соответственно, даже при сравнительно небольшом минусе ломкость кабеля значительно повышается. А уж если морозец посерьезнее, так и подавно. Известны случаи, когда при морозе в минус 15 кабель давал трещину по оплетке просто от энергичных махов в процессе поиска или при ударе катушкой о препятствие, коим может оказать даже не пресловутый пень, а самый обычный смерзшийся ком земли. Отмечу: это все из реального опыта. Из вышесказанного следует, что сборку и разборку металлоискателя нужно проводить с особенной осторожностью. Бывали случаи (по заброшенным домам зимой), когда поиск заканчивался, так и не успев начаться… Кроме того, если кабель катушки не проходит внутри штанги, как у E-Trac от Minelab и ему подобных приборов, то лучше закрепить его на штанге металлоискателя чем-то посущественнее штатных липучек — хотя бы изолентой, дабы полностью исключить болтанку провода.
И еще. Кабель не должен быть слишком сильно натянут у входа в блок управления и у входа в корпус катушки. Полагаю, всем ясно почему.
Кстати, что касается «етракообразных», то там стоит уделить повышенное внимание как раз сгибу кабеля на входе в катушку — это наиболее слабое, незащищенное место. Также частая поломка при зимнем копе — трескается от удара о какое-нибудь препятствие либо сам пластик корпуса катушки, либо (обычная история) лопаются уши катушки. Вот за этим надо следить крайне внимательно и не размахивать прибором, как косой на лугу…
Нередко случается, когда и при небольшом минусе начинает притормаживать вывод показаний прибора на дисплей. Например, цифры VDI сменяются с некоторым запозданием. По моему опыту, это некритично: отогревается и работает как надо, каких-либо последствий при дальнейшей эксплуатации не наблюдается. Хотя об одном малоприятном случае с блоком мне все же известно, причем у XP Deus.
После того как пользователь изрядно проморозил блок управления, некоторые фрагменты ЖКграфики исчезли с концами… Но думаю, что там, скорее всего, мороз был никак не до минус 5.
Есть и еще парочка важных правил зимнего копа.
Во-первых, если вы только что извлекли оборудование из тепла (из машины), не стоит сразу же включать его на морозе. Дайте прибору минут пять на адаптацию к окружающей среде.
Во-вторых, и вот это уже необходимо соблюдать неукоснительно, после того как вы вернулись с поискового выезда, не надо сразу же пристраивать блок управления поближе к батарее, обогревателю или печи. Пусть пару часиков оборудование отлежится в относительно прохладном месте, но, естественно, не на морозе с открытым батарейным отсеком и входом под штекер наушников. Затем укладываем его на просушку в теплое (но не чрезмерно) место.
Наш главный враг — конденсат. Его образования мы не должны допустить. Поэтому тщательные проветривание и просушка оборудования принципиально важны. По элементам питания понятно, что на холоде они высаживаются быстрее. Само собой, не помешает взять на зимний коп двойной, а то и тройной запас батарей или аккумуляторов.
И еще одно: для некоторых типов аккумуляторов, особенно литиево-полимерных батарей, полный разряд при минусовых температурах — это большая беда, ведущая к ощутимому снижению емкости и прочим проблемам. Что уж поделать, электроника есть электроника. Пусть производители и предусматривают определенный запас прочности в своих изделиях, тем не менее явно не повредит подстраховаться и соблюдать вышеозначенные довольно нехитрые правила.
Между прочим, если уж на то пошло, новые металлоискатели, поисковые катушки, пинпоинтеры и т. п. все-таки можно купить за деньги, а вот здоровье вряд ли. Поэтому, заботясь о своем поисковом оборудовании, полезно позаботиться и о себе.
Конечно, очевидно, что никто, находясь в здравом уме и трезвой памяти, не станет шастать с металлоискателем по заснеженным полям в шортах и футболке. С другой стороны, и в тулупе тоже не будет. А может быть, и надо бы… Ну, тулуп не тулуп, а вот термобелье и термоноски я очень рекомендую иметь в своем копательском гардеробе.
Дело-то тут в чем: температура тела в то время, когда вы просто спокойно передвигаетесь по полю, очень сильно отличается от температуры тела во время активного перекапывания мерзлого грунта, а тем более прорубания корки замерзшей земли. Выходит, сначала разогрелся, потом продуло — и так несколько часов подряд. Тут запросто не только насморк заполучить, но и «порадовать» своих близким воспалением легких. И уж, конечно, не забывайте термос с горячим чаем или какими-нибудь полезными травками. Это очень помогает не простудиться и придает бодрости. Итак, если после прочтения этого материала у вас не пропало желание попробовать себя в таком своеобразном экстремальном развлечении, как зимний коп, то в добрый путь! Замечу: добывать находки из-под снега ничуть не менее интересно, чем в обычный для поиска сезон. А трудности только распаляют азарт.
Денис Нукратец
Семейная и молодежная политика12 ноября в 16:01От старинных усадеб до арт-кластеров: молодых москвичей приглашают на…
Строительство и реконструкция12 ноября в 12:01Еще 11 поликлиник модернизируют в ЮАОПресс-служба Мэра и Правительства МосквыВ зданиях…
Строительство и реконструкция12 ноября в 09:01В ТиНАО появятся две поликлиники для взрослых и детейФото М.…
Экономика и предпринимательство11 ноября в 16:46В Москве наградили почетных экономистов и работников образованияМария Багреева на…
Социальная сфера11 ноября в 09:00Благодаря поддержке города почти все дети-сироты в Москве обрели родителейСтоличные органы…
Строительство и реконструкция10 ноября в 12:01Почти 7,7 километра дорог проложат и реконструируют на территории бывшего…