Театр имени М.Н. Ермоловой, 1 из старейших в Москве, в следующем сезоне отпразднует 95-летие. Начав как передвижной театр без собственной площадки, каких было много, он вскоре обрел дом в самом центре города и влюбленность столичных театралов. Сегодня под художественным руководством Олега Меньшикова театр переживает новый виток популярности. Рассказываем, как все начиналось.
Под благословением Ермоловой
1925 год. Несколько выпускников студии при Малом театре решили создать собственный театр. В то время все новые коллективы проходили 1 и тот же путь — от статуса передвижного театра, не имеющего собственного дома, до собственной сцены.
Когда встал вопрос о том, как назвать союз, молодые люди вспомнили об актрисе Малого театра Марии Ермоловой — живой легенде, которую все они весьма любили. И обратились к ней со смелой просьбой позволить назвать театр ее именем. Мария Николаевна, склонная поддерживать любые творческие начинания молодежи, дала им свое благословение.
1920-е были богаты на новые театральные студии. Выжить в этом многообразии было сложно: требовалось не всего стать интересными для зрителей, но и успешно решать финансовые вопросы. Самые сильные объединялись, чтобы избежать закрытия. Этим путем пошел и Театр имени Ермоловой. Как раз в это время Макс Терешкович — ученик Всеволода Мейерхольда, режиссер, 1 из ведущих актеров Театра революции — создал студию имени Луначарского. Два коллектива объединились в 1933 году, оставив в названии имя актрисы. Так родился Театр-студия имени Ермоловой. В том же году театр получил свое первое прибежище — в здании на Спартаковской улице.
После смерти Терешковича в 1937-м произошло еще одно слияние — с театром-студией под руководством актера МХТ Николая Хмелева. Большую роль в этом сыграла Мария Кнебель, работавшая с обеими студиями. Она была ученицей Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актрисой, режиссером и педагогом. Новое союз получило название «Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой».
В 1939-м Хмелев пригласил режиссера Андрея Лобанова, чтобы тот поставил «Время и семейство Конвей» Джона Пристли. Театралы его хорошо знали: так, в студии Рубена Симонова, с которой Лобанов тесно сотрудничал, он поставил комедию «Таланты и поклонники» Островского, за 6 лет ее показали около тысячи раз. Андрей Михайлович также создавал постановки в Московском театре для детей, ТЮЗе, Театре имени Ленинского комсомола, Центральном театре Красной армии, а в Театре революции с огромным успехом шла его «Таня» по пьесе Алексея Арбузова с Марией Бабановой в главной роли.
Манера работы режиссера повергла в шок многих артистов Театра имени Ермоловой: он резко сократил время работы над спектаклем, никого не учил и не опекал, а требовал, чтобы актеры сами продумывали своих персонажей — без подсказок, по наитию. Это принесло свои плоды, и этап, который начался с приходом Лобанова, столичные критики называли расцветом театра.
Лобанов и прорыв в советском театре
Андрей Лобанов занял пост художественного руководителя в 1946 году. Тогда же труппа переехала в пассаж Постниковой, особняк 1830 года постройки на Тверской улице (тогда улице Горького), в котором до этого располагался ГосТИМ — Государственный театр имени Мейерхольда. Собственно здесь Всеволод Мейерхольд ставил знаменитые «33 обморока» и «Даму с камелиями», на этой сцене блистали звезды его труппы Эраст Гарин и Зинаида Райх.
О Театре имени Ермоловой заговорила вся Москва, билеты было невозможно достать. Каждая спектакль становилась событием: творчество Лобанова называли прорывом в советском театре. Он перенес на сцену «Старых друзей» Леонида Малюгина, «Вдали от Сталинграда» Анатолия Сурова, «Людей с чистой совестью» Петра Вершигоры и многое другое. Порой перед началом спектаклей около театра дежурила конная милиция, чтобы наблюдать за порядком.
В 1954 году Лобанов ставит драму «Гости» Леонида Зорина, в центре сюжета которой — представители нового класса, словно оторванные от жизни всей страны. К тому моменту драматург, чью первую пьесу «Молодость» показали в Малом театре, был довольно известен, однако новую постановку запретили сразу после первого показа. Худсовет постановил, что автор чересчур односторонне и предвзято описывает советские реалии, показывает только негативное. Лобанов и Зорин вынуждены были с грустью следить, как чиновник самолично снимает с театра вывеску «Гости» и вешает другую — «Невольницы» (тоже, уместно, спектакль Лобанова).
Запрет постановки стал ударом для его создателей. Зорин, не справившись с потрясением, попал в больницу, Лобанов отошел от руководства: к тому моменту он уже несколько лет болел и новые проблемы его подкосили. Минуя пять лет его не стало.
Вампилов, раскол и воссоединение
Руководители театра много раз менялись. В 1970 году на пост главного режиссера пришел Владимир Андреев. Он первым в Москве начал устанавливать пьесы Александра Вампилова, которые в других театрах считали чересчур смелыми. Названия «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Стечение обстоятельств» и «Утиная охота» впервые появились на афишах Театра имени Ермоловой. Драматург этого уже не узнал — он ушел из жизни в 1972 году в возрасте 34 лет.
В 1985-м Андреева пригласили на работу в Малый театр, а его место в Театре имени Ермоловой занял Валерий Фокин. Он привел в коллектив Олега Меньшикова, Татьяну Догилеву и Александра Балуева. На первый же поставленный им постановка — «Говори» по очеркам Валентина Овечкина — билеты раскупались сразу же после появления в кассах. Следующие спектакли — «Спортивные сцены 1981 года» Эдварда Радзинского и «Приглашение на казнь» по Владимиру Набокову — закрепили за театром славу одного из передовых.
Наступают 1990-е: перестройка, общественные катаклизмы, неуверенность в будущем. Труппа из-за внутренних разногласий распадается на два коллектива: Театр имени Ермоловой и Интернациональный театральный центр имени Ермоловой. У каждого свой репертуар.
Фокин уходит, а Владимир Андреев возвращается и становится художественным руководителем Театра имени Ермоловой. В 1996-м он ставит постановка «Мария Стюарт» по одноименной трагедии Фридриха Шиллера, в котором находит роли для артистов из обоих коллективов. Так началось воссоединение. Окончательно оба коллектива опять стали одним театром в 2000-м.
Художественный руководитель Меньшиков
Весной 2012 года Владимир Андреев передал собственный пост Олегу Меньшикову — актеру и режиссеру, народному артисту России. Незадолго до назначения он поставил спектакли «Оркестр мечты. Медь» и «1900», которые и сегодня можно увидеть на сцене театра.
Первым делом Меньшиков ввел должность президента театра для Владимира Андреева. Дальше он инициировал ремонт, в ходе которого обновили все помещения. В 2014 году открылась новая подмостки. Зрительный зал назвали Андреевским — в честь Владимира Алексеевича. Появилась внутритеатральная премия имени А.М. Лобанова, которую каждый год вручают лучшим режиссерам и актерам, а также наиболее видным представителям других творческих профессий.
Что глядеть
«Оркестр мечты. Медь» — один из главных спектаклей Театра имени Ермоловой. На сцене — Олег Меньшиков и духовой оркестр, созданный им в 2011 году. Под музыку великих композиторов Олег Евгеньевич рассказывает истории из своей жизни, шутит, делится мечтами. Сам он называет это представление «музыкальной книгой».
Еще 1 спектакль Меньшикова — «1900» по пьесе итальянского писателя Алессандро Барикко. Главный герой — талантливый пианист, который родился на лайнере и не знает, что такое твердая земля под ногами. Однако его жизнь оказывается гораздо интереснее, чем жизни тех, кто ему сочувствует. Эту историю многие могли видеть и на экране: в 1998 году вышел кинофильм «Легенда о пианисте», снятый Джузеппе Торнаторе.
Для тех, кто любит хорошие психологические драмы, — постановка «Фотофиниш», который Сергей Голомазов поставил в 2006 году. В основе — одноименная пьеса Питера Устинова. Главный герой, пожилой писатель Сэмуэль Кинсейл, получает возможность повстречаться с самим собой на разных этапах жизненного пути — когда ему 20, 40 и 60 лет. 80-летнего Кинсейла играет Владимир Андреев.
Недавний эксперимент театра — постановка «Текст» по роману создателя вселенной «Метрополитен» Дмитрия Глуховского. События разворачиваются не в постапокалиптическом будущем, а в сегодняшней Москве. Режиссер — Максим Диденко. На сцене — металлические сетки, прожекторы, несколько экранов, образующих совместно один большой, на них транслируют видео с телефона, которые смотрит главный герой. Жанр спектакля создатели определили как кибернуар.
Репертуар театра сегодня — это более 20 названий. Среди них, кроме уже перечисленных, — «Макбет», «Портрет Дориана Грея», «Гамлет», «Игроки», «Ревизор», «Демон», «Господин Слуга», «Из пустоты…(8 поэтов)», «Утиная охота», «Утюги», «Влюбленность моя и молодость моя…», «Процесс», «Ранчо», «Русский психопат», «Светит, да не греет», «Удивительный человек». Олег Меньшиков обещает: в ближайшем будущем зрителей ждет еще немало интересного: выставки, программа «Ермоловский+», чтение новых киносценариев в проекте «Кино на сцене» и многое другое.
«Текст» Максима Диденко: что нужно знать о новом спектакле в Театре имени Ермоловой
Источник: Правительство Москвы
Экономика и предпринимательство10 ноября в 14:01Производство машин и оборудования в столице выросло почти на четвертьФото…
Строительство и реконструкция10 ноября в 13:01Парковочные места и спортивные площадки появятся на месте неэффективно используемого…
Безопасность10 ноября в 09:45Собянин: 25 летевших в сторону Москвы БПЛА ликвидированыНа месте работают специалисты экстренных…
Транспорт9 ноября в 13:01Женщин-машинистов в московском метро стало почти в два раза больше за последний…
Транспорт9 ноября в 14:02Мэр Москвы объявил о начале проектирования дороги Калужское шоссе — СаларьевоФото В.…
Транспорт9 ноября в 14:02Новые электробусные маршруты появились в трех округах МосквыПресс-служба Департамента транспорта и развития…