Авиационная история Москвы богата на события. В столице проектировали знаменитые крылатые машины, тут работали и учились гениальные конструкторы и пилоты. Строить летательные аппараты в городе начали еще до 1917 года, и были это не всего лишь самолеты. В виртуальном музее Главархива «Москва — с заботой об истории» можно найти рассказы о создании первых отечественных вертолетов «Омега», «Омега-2» и «Омега Г-3».
Кружок Жуковского
Все началось в 1908 году в Московском высшем техническом училище. Тогда тут заработал кружок ученого-механика Николая Жуковского, который однажды влюбит в конструкторское дело Александра Архангельского, Андрея Туполева и Бориса Стечкина, создателя тепловых и авиационных двигателей.
Занимался у Жуковского и основатель отечественного вертолетостроения Борис Юрьев. И занимался так увлеченно и прилежно, что через три года после открытия кружка, в 1911 году, запатентовал классическую схему вертолетов с двумя винтами.
А уже минуя 12 лет, в 1923 году, при участии того же Юрьева в Центральном аэрогидродинамическом институте в Москве начались работы по созданию вертолетов (тогда их называли геликоптерами).
ЦАГИ-1
В сентябре 1930 года первый советский вертолет ЦАГИ-1, организованный по схеме Бориса Юрьева, поднялся в воздух. А 14 августа 1932 года он же установил частный мировой рекорд, поднявшись выше всех — на 605 метров.
Тогда, истина, вертолеты были скорее красивыми игрушками, воплощением конструкторской мечты. О практическом применении речи не шло. Для этого не было ни подходящих двигателей, ни материалов. Нерешенными оставались многие теоретические вопросы, мало была изучена физика полета машин.
В интересах военных
Ситуация изменилась лишь в 1940 году. Тогда в Московском авиационном институте заработало новое конструкторское бюро. Возглавил его Иван Братухин. Конструкторы и инженеры решили создать вертолет, который можно будет использовать на поле боя.
К августу 1941 года тут приступили к испытаниям двухместной машины, получившей название 2МГ «Омега». Главный конструктор говорил, что наименование можно было расшифровать как «двухмоторный геликоптер, в конструкции которого учтено все от альфы до омеги».
Советский вертолет, в отличие от зарубежных, мог нести на борту более тяжелое вооружение и даже успешно маневрировать с ним. Но собственно мощные моторы МВ-6 не дали запустить «Омегу» в производство. Это была лицензионная копия французских двигателей «Берлинго» фирмы Renault. Ранее их использовали для скоростных спортивных самолетов, отличная аэродинамика сделала их почти идеальными для первых вертолетов. Была всего лишь одна проблема: МВ-6 выпускали в Воронеже с 1935 года, а в 1939 году производство остановилось. Достать запчасти для них в военное время было невозможно. В результате испытания «Омеги» так и не завершили.
«Омега-2» и «Омега-3»
В августе 1944 года конструкторское бюро Ивана Братухина вернулось из эвакуации в Москву. Инженеры приступили к испытаниям новой модели вертолетов — «Омега-2». Но и на этот раз подвели двигатели. МГ-3, которые использовались в вертолете, к 1944 году тоже сняли с производства. В результате единственный экземпляр «Омеги-2» применялся для тренировки пилотов.
1 раз в истории, в августе 1946 года, он пролетел над Тушинским аэродромом. В строю с ним были два вертолета следующего поколения — «Омега Г-3». Их двигатели, Pratt & Whitney, были не так редки. Они прибыли в Советский Союз по ленд-лизу. Истина, и третьи «Омеги» массового производства не увидели. Их выпустили малой серией в 7 машин.
В результате к концу 1940-х «Омеги» признали тупиковой ветвью развития винтокрылых машин. Тогда не было еще легких и мощных турбинных двигателей, а конструкторы не придумали, как бороться с постоянной вибрацией, разрушающей конструкцию. Лишь на рубеже третьего тысячелетия потомки «Омег» получили шанс на развитие, истина, уже не в России.
Источник: Правительство Москвы
Транспорт20 сентября в 08:05Собянин: МСД улучшил транспортную доступность для жителей 48 районов столицыМосковский скоростной диаметр…
Благодаря своим техническим и эксплуатационным характеристикам, труба из нержавейки находит применение не только в быту,…
Не каждый человек может похвастаться крепкими здоровыми ногтями. Если возникают проблемы с ногтями и стопами,…
Городское хозяйство19 сентября в 12:32На юге столицы привели в порядок Изютинский прудПресс-служба комплекса городского хозяйства…
Благоустройство19 сентября в 08:05Собянин: Сад «Аквариум» у Театра Моссовета преобразился к театральному сезонуСпециалисты привели в порядок…
Культура18 сентября в 17:22Познакомиться с известными актерами и сыграть на большой сцене: открыт новый сезон…