Дездемона, Элен, Аннушка. Какой мы запомним Ирину Скобцеву

Кадр из фильма «Отелло». Режиссер С. Юткевич. 1955 годНародная артистка РСФСР умерла на 94-м году жизни. Она снялась более чем в 70 фильмах.

Ирина Скобцева родилась в Туле в несложный семье, к творчеству никто из родителей не имел никакого отношения. Папа трудился в Главном управлении метеослужбы, мать была сотрудницей архива. Когда началась Великая Отечественная война, девочке было итого 14 лет. Она рано повзрослела, увидела воочию, что такое горечь и лишения. Потому будущую профессию выбрала такую, которая, как ей казалось, всегда и практически в любое время сможет ее прокормить, но совместно с тем интересную и творческую. Ирина поступила на исторический факультет МГУ на искусствоведение.

К актерству она впервые прикоснулась в стенах своей альма-матер. Скобцева попала в студенческий театр, рьяно бралась за все роли, которые ей предлагали. Вскоре она поняла, что искусствоведом быть не хочет, и после окончания МГУ подала документы в Школу-студию МХАТ. Талантливую девушку взяли сразу на третий курс.

Дездемона в «Отелло»

Ее кинодебют состоялся в 1955 году в фильме «Отелло» Сергея Юткевича. Скобцевой, которая еще даже не закончила Школу-студию МХАТ, сразу доверили главную роль — по мнению режиссера, Дездемона в ее исполнении была удивительно хороша. Увлекательно, что изначально скромная актриса претендовала на роль Бьянки и почти получила ее, но после вмешался Юткевич.

Картина принесла ей не только удачный профессиональный старт. На съемках актриса начала встречаться с Сергеем Бондарчуком — своим будущим мужем, с которым они прожили много лет. До совместной работы они виделись несколько раз, но романтические чувства возникли немножко позже.

Очень скоро Ирина Скобцева проснулась настоящей звездой — «Отелло» показали в Каннах, кинофильм получил приз за лучшую режиссуру, а актриса удостоилась звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля». Так эта красивая девица с проникновенным взглядом стала кумиром для целого поколения.

После «Отелло» роли посыпались одна за иной.

Любимица режиссеров

После того самого звездного часа московские режиссеры посмотрели на недавнюю дебютантку с большим интересом и уважением. Ее весьма часто приглашали играть главных героинь.

В фильме «Иван Франко» (1956), где она сыграла Людовику Шанкевич, ее партнером снова оказался Бондарчук. Режиссер Тимофей Левчук мог только радоваться, что между актерами не возникает притирок и перебранок, как порой это случается во время рабочего процесса у других артистов. Сергей и Ирина понимали товарищ друга с полуслова. В том же году актриса поступила в труппу Театра-студии киноактера.

В целом за последующие 13 лет ее карьера развивалась весьма стремительно. Она пробовала себя в разных амплуа, работала с разными режиссерами. В 1959-м в фильме «Аннушка» Бориса Барнета она сыграла вдову, которая пережила все тяготы и лишения в военные годы, а сейчас в одиночку воспитывает троих детей. Мощный и яркий талант Скобцевой заставлял зрителей рыдать у экранов телевизоров, сочувствуя несчастной вдове.

В фильме «Единоборство» (1957) по повести Куприна, снятом Владимиром Петровым, она предстает в образе роковой Александры Николаевой, из-за которой мужчины готовы терять жизни, а в фильме «Сережа» (1960) Георгия Данелии и Игоря Таланкина — в образе молодой матери, пытающейся наладить поначалу непростые отношения между своим маленьким сыном и новым мужем. Мужа, уместно, сыграл Сергей Бондарчук.



Удавались Скобцевой и комедийные роли: в «Обыкновенном человеке» (1957) Александра Столбова она сыграла безумно харизматичную Киру, а в фильме «Тридцать три» (1965) Данелии — психиатра Веру Федоровну. В этой картине совместно с ней снялись Евгений Леонов, Инна Чурикова — фильм был попросту обречен на успех.

Георгий Данелия был впечатлен работой Скобцевой и пригласил ее в одну из следующих своих лент — «Я шагаю по Москве». Это был оригинальный эксперимент для актрисы, сыгравшей девушку с зонтиком: она успешно миновала обыкновенный для актеров этап, когда в начале своего пути они вынуждены много сниматься в эпизодах, и сейчас ей была интересна именно эпизодическая роль.

Восхитительная Элен

В 1962 году она снялась в фильме «Война и мир». До него Скобцева успела оказаться в 14 картинах. И когда Сергей Бондарчук — теперь уже муж актрисы — предложил ей сыграть Элен Курагину, она не могла отказаться.

Вначале она была не в восторге, героиня Ирине не нравилась. Но Бондарчук убеждал ее, что лучшей Элен попросту не найти. Вдобавок ко всему Скобцева боялась осуждения публики и критиков, которые могли бы приступить говорить, что она получила эту роль только благодаря мужу. И снова Сергей Федорович уверял ее, что это совсем ни при чем, что она весьма талантливая артистка.

Безусловно, это одна из самых важных работ в жизни супругов — режиссер за экранизацию романа Льва Толстого получил премию «Оскар», а Скобцева настолько ярко перевоплотилась в свою героиню, что Элен долгое время ассоциировали с ней, ее внешностью, ее манерами.

Ирина Скобцева занималась не всего только актерством, но и активно помогала мужу готовиться к работе, вникала во все процессы, поддерживала его: после снятой Бондарчуком «Судьбы человека» многие сомневались, что у режиссера получится трагедия, где действующие лица — аристократы. К тому же это был только второй по счету его кинофильм.

Потом Скобцева снялась и в других лентах Бондарчука — «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь», «Красные колокола», «Борис Годунов», «Негромкий Дон». Последний фильм Сергей Федорович завершить не успел, минуя много лет это сделал его сын Федор. Ирина помогала и поддерживала его так же, как когда-то мужа.

Избранница судьбы

Ирина Константиновна, несмотря на свою влюбленность к актерству, старалась как можно больше времени уделять семье и потому принимала далеко не все предложения режиссеров. Она бралась за работу только в том случае, если сценарий нравился ей чересчур сильно.

В ее фильмографии — картины «Пятьдесят на пятьдесят», «Концерт для двух скрипок», «Овод», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Янтарные крылья» и многие другие. Режиссер Эльдар Рязанов снял ее в своем «Зигзаге удачи» и еще долго ею восхищался, называл ее необыкновенно доброй, приятной, настоящей избранницей судьбы.

Скобцева заботилась о молодых актерах, считая, что должна привить им все лучшее, что умеет сама, — с 1970 года она стала преподавать во ВГИКе. В 1974-м Ирина Константиновна получила звание народной артистки РСФСР, чуть позже — орден Дружбы и орден Почета.

Ее не стало 20 октября. Актриса скончалась в возрасте 93 лет.

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов
теги: кинотеатр

Новости

Новаторы в педагогике. Московские учителя — об интерактивных уроках, нейросетях и профессиональных конкурсах

Образование5 октября в 08:55Новаторы в педагогике. Московские учителя — об интерактивных уроках, нейросетях и профессиональных…

5 октября 2024

Сергей Собянин: Отопление в Москве начнут включать 7 октября

Городское хозяйство4 октября в 21:23Сергей Собянин: Отопление в Москве начнут включать 7 октябряВ первую очередь…

5 октября 2024

Утвержден календарь праздничных и выходных дней в 2025 году

Социальная сфера4 октября в 18:32Утвержден календарь праздничных и выходных дней в 2025 годуФото О. Сосницкого.…

4 октября 2024

Все выходные этой осени в кинопарке «Москино» пройдут в фестивальном формате

Культура4 октября в 16:09Все выходные этой осени в кинопарке «Москино» пройдут в фестивальном форматеФото Е.…

4 октября 2024

Школа и детский сад: в Можайском районе построят крупный образовательный комплекс

Строительство и реконструкция4 октября в 12:01Школа и детский сад: в Можайском районе построят крупный образовательный…

4 октября 2024

Сергей Собянин: Пять тысяч мероприятий провели за лето на ВДНХ

Культура4 октября в 08:12Сергей Собянин: Пять тысяч мероприятий провели за лето на ВДНХФото О. Сосницкого.…

4 октября 2024