От Лжедмитрия до Талалихина: где в Москве разыскивать следы знаменитых сражений
Москва не раз становилась местом, где происходили важнейшие для страны сражения. Mos.ru напоминает о некоторых из них.
В 1612 году русские воины спасли Москву от польской оккупации, а в 1941-м Красная армия не пустила в столицу фашистских захватчиков. В День Победы mos.ru рассказывает о военных баталиях, которые происходили как-то на современной территории Москвы.
Лагерь Тушинского вора
В июне 1608 года армия польского ставленника Лжедмитрия II подошло к Москве. Готовясь к длительной осаде, Лжедмитрий разбил стан на Тушинском поле — месте, расположенном на высоком холме между Москвой-рекой и впадающей в нее Всходней (сейчас — Сходня). Окруженное с трех сторон обрывами, оно стало неприступной позицией, которая была усилена земляным валом на западном направлении со стороны монастыря Спаса на Всходне (монастырь просуществовал до начала XVII века).
Царь Василий Шуйский собрал стотысячную армию. Передовые полки выдвинулись к речке Ходынке и к селу Всехсвятскому (сейчас на этом месте находится район Сокол), а в Хорошеве разместилась конница. Вторая линия русского войска, возглавляемая самим царем, заняла позиции в районе Пресни и Нового Ваганькова. Враждующие силы разделяли Всехсвятская и Хорошевская рощи, между которыми от Пресни минуя центр Ходынского поля проходила Большая Волоколамская дорога.
После сражения, в котором ни одна из сторон не смогла одержать победу, Василий Шуйский отвел армию в Москву.
Стан Тушинского вора превращался в большой город, плотно застроенный избами, землянками и палатками, по своей территории в несколько раз превосходивший Московский кремль. В войске Лжедмитрия насчитывалось до 30 тысяч украинских и 15 тысяч донских казаков, 20 тысяч польских военных наемников. В Тушине была создана даже своя Боярская дума во главе с Михаилом Салтыковым и Дмитрием Трубецким, был избран и собственный патриарх — захваченный в плен ростовский митрополит Филарет Романов. Больше года Россия имела две столицы, двух царей и двух патриархов. Из Тушина рассылались грамоты, призывавшие народ переходить на сторону Лжедмитрия II. Многие города были вынуждены признать свою зависимость от него.
Сам Лжедмитрий жил западнее лагеря, недалеко от монастыря Спаса, на холме около реки Всходни, окруженном земляным валом и глубокими рвами, залитыми водой (в те времена река была полноводной). Это место в XIX и даже в начале XX века называлось Цариковой горкой.
5 июня 1609 года тушинцы потерпели разгром на Ходынском поле, после чего, в декабре, Лжедмитрий тайно бежал из Тушинского лагеря в Калугу. Большая часть казаков вскоре ушла вдогонку за ним. В лагере остались только польские шляхтичи, единственной целью которых был грабительство.
Весной 1610 года в Москву вступило новое войско, собранное на севере талантливым молодым полководцем Михаилом Скопиным-Шуйским. Вскоре интервенты были изгнаны русским отрядом, ворвавшимся со стороны пустоши Городище минуя реку Всходню.
Зданий тех времен в Тушине не сохранилось, зато археологические раскопки помогли найти историческое место, где находились крепость и дворец Тушинского вора. Сейчас на месте бывшей Цариковой горки — между МКАД и улицей Василия Петушкова — расположены автокомбинат № 36 и 17-й таксомоторный парк.
Ростокино и Замоскворечье: война 1612 года
Конец Смутному времени в стране положило ополчение Минина и Пожарского.
23 августа 1612 года литовский гетман Ян Ходкевич решил зайти в город со стороны Замоскворечья, занял Донской монастырь и начал подготовку к решающему сражению. Основные силы князя Дмитрия Пожарского находились в северной части Замоскворечья, в районе нынешней Болотной площади. А стан ополчения расположился к северу от границы Москвы, на берегу Яузы, примерно на том месте, где сейчас находится Ростокинский акведук. В 2012 году, в честь 400-летия победы ополчения, в этом месте была установлена памятная стела.
У церкви Климента, Папы Римского, в то время деревянной, находился укрепленный острожек, который занимали русские войска. Несмотря на сопротивление, гетманские войска захватили Климентовский острожек, перебили всех его защищавших и водрузили знамя на крыше церкви Климента. Казалось, битва проиграна.
Но к вечеру Минин и Пожарский начали контрнаступление, Климентовский острожек был отбит, а на следующий день вражеские войска были вынуждены отступить в сторону Можайска. Это сражение было решающим и определило дальнейшую судьбу Москвы.
Осажденные поляки просидели в Кремле еще два месяца. 22 октября (1 ноября по новому стилю) ополченцы взяли штурмом Китай-город, а 25 октября (4 ноября) — Кремль.
Сейчас на месте решающего сражения находятся Климентовский переулок и улица Ордынка — от церкви Климента, Папы Римского до храма Святой Великомученицы Екатерины на Всполье. В память о тех событиях был построен Казанский собор на Никольской улице. По одной из версий, первый деревянный святилище на этом месте был построен князем Пожарским по обету в честь освобождения Москвы. А в 1636 году на месте деревянного возвели каменный святилище — в честь Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала ополчение Минина и Пожарского от Ярославля.
Первый русский боец Николай Бухвостов
После Стрелецкого бунта Петр I вместе с матерью жили за пределами Москвы, в основном в Преображенском. Для игр и забав Петр набрал себе товарищей — детей приближенных бояр, дворян и служителей. Из этих потешных боец впоследствии сформировались два гвардейских полка — Преображенский и Семеновский — основа армии Петра.
Когда 11-летний Петр I объявил в 1683 году комплект в свои потешные войска, первым к нему явился царский конюх (по другим сведениям, стряпчий) Сергей Леонтьевич Бухвостов и был зачислен в бомбардирскую роту Преображенского полка как потешный пушкарь. Бухвостов участвовал практически во всех военных кампаниях. Во время войны со шведами он служил при Петре в должности лейбшица — стрелка, обязанного охранять царя в походах и сражениях. Бухвостов был произведен в чин капитана артиллерии за заслуги при взятии Нотебурга и Нарвы, а также в боях со шведами под Полтавой. При взятии Щецина в 1713 году он был тяжело ранен и вскоре отправлен в отставку. За многолетнюю честную службу Петр I пожаловал Бухвостову чин майора с зачислением в Санкт-Петербургский гарнизон и званием гвардии капитана. А чтобы увековечить его образ, в 1721 году заказал Бартоломео Растрелли бронзовый бюст «первого русского солдата». Так появился первый скульптурный монумент и первый прижизненный памятник в России. Впоследствии он был утрачен.
В 2005 году на Преображенской площади в Москве был открыт монумент первому русском солдату лейб-гвардии Преображенского полка Сергею Леонтьевичу Бухвостову (автор — общенародный художник России В.М. Клыков). Он создан по гравюре Михаила Махаева, которая, в свою очередность, создавалась по скульптуре Растрелли. Также в районе Преображенское есть улицы, названные в честь Сергея Бухвостова.
Краснопахорское: Тарутинский движение 1812 года
Еще одно памятное место столицы расположено в поселении Краснопахорском в ТиНАО. Это село Красная Пахра. На этой земле разворачивался знаменитый Тарутинский движение русской армии — важный этап на пути к победе над Наполеоном. Неподалеку находилась ставка Кутузова.
После того как русская армия оставила Москву, Кутузову было необходимо отколоться от противника и занять выгодную позицию, чтобы выиграть время и создать обстоятельства для перехода в контрнаступление.
Это удалось сделать с 17 сентября по 3 октября (с 5 по 21 сентября по старому стилю) 1812 года на краснопахорской земле. Историки считают, что тут Михаил Кутузов навязал Наполеону схему военных действий, позволившую минуя две недели — в ходе Тарутинского боя — переломить ход войны. Благодаря Тарутинскому маневру исход Отечественной войны 1812 года был предрешен.
В память о 200-летии победы в Отечественной войне 1812 года в центре села Красная Пахра был разбит мемориальный сквер и установлен шестиметровый монумент Михаилу Кутузову. Автор памятника — заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств А.А. Рожников — изобразил генерал-фельдмаршала в развевающемся одеянии, с подзорной трубой и картой местности.
Чертановский бой 1812 года
В ходе Тарутинского маневра в районе деревни Чертаново произошло нерядовое событие: увлекшись преследованием, кавалеристы под командованием генерала Ивана Дорохова ввязались в бой с французами и взяли в плен более 200 человек, в том числе полковника, 16 офицеров и 40 унтер-офицеров. Это была первая победа русской армии над французами после того, как они заняли Москву.
4 сентября 1812 года казаки должны были отправиться на дорогу в сторону Никитска (сейчас село Колычево на Каширском шоссе) и на Серпуховскую дорогу к усадьбе Знаменское-Садки (сейчас там находится район Северное Бутово). Казаки должны были вести себя скрытно и не подходить к Москве ближе, чем на 20 верст.
А войска, отступавшие в сторону Рязани по Коломенской дороге, за Люберцами, 5 сентября неожиданно получили приказ переправиться минуя реку. Солдаты воспрянули духом — они поняли, что не бегут от неприятеля, а, наоборот, идут ему наперехват.
Впереди было войско под командованием генерала Дорохова. И вместо того чтобы наблюдать за неприятелем, он ввязался в бой у деревни Бирюлево и гнал французов несколько верст. Начавшись у Бирюлева (ныне рубеж районов Чертаново Южное и Чертаново Центральное), схватка продолжилась у деревни Красное (примерно от дома 21 до дома 33 на Чертановской улице). Все попытки врага закрепиться были сорваны, ему пришлось бежать в сторону моста минуя речку Чертановку. Русские войска продвинулись на семь километров, примерно до территории, на которой находится район Зюзино. В честь этой победы русских войск в 2012 году на пересечении Черноморского бульвара и Артековской улицы был установлен памятный знак.
Поселение Роговское. Высота Длинная
6 октября 1812 года в Роговском состоялось знаменитое Тарутинское сражение на реке Чернишне. Русская армия одержала безоговорочную победу над французами. Михаил Кутузов писал: «Первый раз французы потеряли столько пушек, первый раз бежали, как зайцы». С этих рубежей русская армия в 1812 году начала победоносный поход на Париж.
Спустя 129 лет на этом же месте проходили одни из самых кровопролитных сражений с фашистами — решался исход битвы за Москву.
58 суток Красная армия удерживали этот рубеж — возвышение, которую в военных сводках значилась как высота Длинная (вблизи деревни Кузовлево, сейчас — в поселении Роговском).
21 октября 1941 года 53-я стрелковая дивизия заняла рубеж протяженностью 20 километров. Крайней точкой на нем стала высота Длинная над рекой Чернишней. Непрерывный линии обороны создать уже не удавалось: не хватало бойцов, недостаточным было вооружение. До окопов врага было 200–300 метров. На рассвете 24 октября противник атаковал. По количеству бойцов он превосходил наши войска в 4 раза, по артиллерии — в семь раз, по танкам и авиации имел полное преимущество, всегда получая подкрепление. Но бой не смолкал ни на минуту, обороняющиеся отбивали все вражеские атаки. На следующий день немцы обрушили на них 50-минутный артиллерийский пламя и сразу начали атаки с поддержкой штурмовиков. Однако высота снова выстояла.
Спустя 58 дней, в ночь на 25 декабря, 53-я дивизия успешно атаковала неприятеля и взяла село Тарутино. Москву отстояли. Вскоре началось контрнаступление советских войск.
В 2003 году тут возвели часовню в память о погибших воинах, еще через пять лет — самое масштабное сооружение в память о боях в Роговском — мемориал «Поле воинской славы 1812 и 1941 годов — высота Длинная». Тут установлены боевые орудия времен обеих войн (пушки и танк Т-80Б) бюсты генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, атамана Платова, памятники Георгию Жукову и Виктору Талалихину, а также находится 16 братских захоронений.
Роговское: место гибели Талалихина
Долгое время место гибели легендарного летчика Виктора Талалихина не было широко известно — энциклопедии и справочники ограничивались короткой записью: «Погиб в воздушном бою около Подольска». И так бы, возможно, и оставалось, если бы не местная учительница Валентина Лысенкова, увлекшая школьников поисковой работой. Летом 1968 года ее ученик Виктор Волков на опушке леса нашел место гибели Виктора Талалихина. Были обнаружены остатки хвостовой части воздушного судна, части крыла, обшивка фюзеляжа и детали истребителя.
В 2001 году на месте гибели Виктора Талалихина у деревни Лопатино был открыт монумент — крест и стела в виде крыла боевого самолета. В 2014 году недалеко от Домодедова, возле деревень Мансурово и Степыгино, поисковики нашли обломки воздушного судна И-16, на котором 7 августа 1941 года Талалихин совершил ночной таран. Фрагменты фюзеляжа переданы в Музей Московского авиационного института. В том бою Виктор Талалихин после тарана успел выпрыгнуть из воздушного судна с парашютом, в последующих боях сбил еще пять немецких самолетов, но сам погиб 27 октября 1941 года.
Московский укрепрайон в Кунцеве и Филях
Для защиты столицы осенью и зимой 1941 года был создан Московский укрепленный район. Он состоял из нескольких линий обороны в виде концентрических окружностей с центром в Кремле. Неприятель так и не смог прорваться к столице. В 1943 году район был ликвидирован, а большинство сооружений демонтировали.
Но следы обороны 1941 года до сих пор сохранились в Москве. Старожилы Кунцева знают, что в их районе можно увидеть уникальное инженерное сооружение — противотанковый ров.
1 из оборонительных рубежей проходил по территории, на которой сегодня находится парк «Фили». До наших дней сохранились остатки рубежа в северо-восточной части парка — они были возведены на В 1612 году русские воины спасли Москву от польской оккупации, а в 1941-м Красная армия не пустила в столицу фашистских захватчиков. В День Победы mos.ru рассказывает о военных баталиях, которые происходили как-то на современной территории Москвы.
Неизвестный Солдат пал в Зеленограде
Через многие районы Зеленограда проходил рубеж обороны Москвы в 1941 году. Тут шли особо ожесточенные бои. Поселок Крюково несколько раз переходил из рук в руки в течение суток. За время боев, с 2 по 6 декабря, немцы приблизились к Москве на самое близкое дистанция, которое составляло всего 39 километров. «Второе Бородино» — так назвал бои с фашистами за Крюково командир 16-й армии Константин Рокоссовский в одной из своих статей в газете «Известия».
Погибших боец хоронили в братских могилах. Одна из них находится в районе 41-го километра Ленинградского шоссе. Там лежат более 700 советских бойцов. В 1974 году на этом месте возвели 40-метровый трехгранный обелиск «Штыки» — монумент защитникам Москвы (архитекторы — И.А. Покровский, Ю.А. Свердловский, скульпторы — А.Г. Штейман, Е.А. Штейман-Деревянко).
Прах Неизвестного Солдата взяли оттуда, для того чтобы в 1966 году перезахоронить его в Александровском саду, у стен Кремля. Сейчас мемориал «Могила Неизвестного Солдата» у Кремлевской стены — одно из самых известных памятных мест Москвы.
Источник: Правительство Москвы