Длинная история короткой ветки, или Как строили Дмитровский радиус
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
В конце 2017-го — начале 2018 года откроются три станции Дмитровского радиуса салатовой линии метрополитена. Это один из самых долгожданных участков московской подземки. Жители районов на севере столицы ожидали метрополитен более 50 лет.Метро в Бескудникове на карте 1957 года
История планов строительства метрополитен вдоль Дмитровского шоссе насчитывает более полувека. В 1960-м Москва расширилась: в состав столицы вошли все территории в пределах МКАД. На севере к городу присоединили Бескудниково, Дегунино, Коровино и другие села и деревни. Некоторые из них дали наименования новым районам.
Здесь начали активно строить жилые дома, но вылетную магистраль так и не построили. Главной транспортной артерией осталось Дмитровское шоссе. Оно изначально было спроектировано как улица внутрирайонного сообщения, предназначенная для распределения местных потоков.
Жители Бескудникова и Дегунина столкнулись с большой проблемой. Узкое шоссе стало главной магистралью, соединяющей огромное количество новостроек с центром Москвы. Метрополитен же не было и в помине. Наземный транспорт шел переполненным по Дмитровскому шоссе уже в 1960–1970-е годы.
Вдоль восточных границ жилого массива проходила железная дорога. Но это не сильно облегчало жизнь. Около Савёловского вокзала, на который прибывали электрички, станции метро тоже не было. Надо было добираться до «Новослободской».
В 1966 году исполком Моссовета принял решение срочно реконструировать Дмитровское шоссе на участке от малого кольца Московской железной дороги до Бескудниковского бульвара. Частичное расширение шоссе не сильно помогло. Необходимо было тянуть ветку метрополитен в новые районы.
При этом на перспективных картах развития столичной подземки линия в Бескудникове появилась уже 60 лет назад!
В план развития Московского метрополитена 1957 года был включен Тимирязевско-Калужский диаметр. Но первой начали строить его южную часть, которая появилась в течение нескольких лет. В 1962 году было открыто движение от «Октябрьской» до «Новых Черемушек». А после линию соединили с отрезком «Проспект Мира» — «ВДНХ». Таким образом, оранжевая ветка прошла намного восточнее Дмитровского шоссе.
Генплан 1971 года: опять несбывшиеся надежды
Затем Тимирязевский радиус появился в Генеральном плане развития Москвы 1971 года. Он должен был минуть от станции «Библиотека имени Ленина» через «Новослободскую» и Савёловский вокзал, затем вдоль Дмитровского шоссе в Дегунино и дальше до железнодорожной платформы Марк. А ответвление от Тимирязевского радиуса должно было пойти в Отрадное. Даже на схемах метрополитена стали обозначать новый строящийся участок от станции «Новослободская» до «Савёловской» и дальше на север.
В 1979 году в районе развилки Дмитровского и Коровинского шоссе метростроевцы вырыли котлован. Но снова жителям Дмитровки не повезло. Ситуация на севере Москвы изменилась. Активно застраивались районы, расположенные по другую сторону Савёловского направления Московской железной дороги, — Отрадное, Бибирево и Алтуфьево. Они были больше, чем Бескудниково и Дегунино. Ответвление превратилось в основную ветку. Серая линия двинулась в Отрадное.
Немножко облегчила жизнь открывшаяся 7 марта 1991 года станция «Петровско-Разумовская». Сейчас с севера Москвы не надо было ехать на наземном транспорте почти до центра — до «Новослободской» или «Савёловской». Но на северном отрезке Дмитровского шоссе все равно стояли в пробках вереницы автобусов и троллейбусов.
Жителям северных районов оставалось всего дождаться, когда к ним придет другая линия метро — Люблинско-Дмитровская. Однако стройка салатовой ветки тоже продвигалось с огромным трудом. Первоначальные планы построить всю линию от Дегунина до Зябликова к началу XXI века разбились о реалии 1990-х годов.
28 декабря 1995 года с отставанием от плана по меньшей мере на пять лет (линию должны были запустить в пятилетку между 1986 и 1990 годами) все-таки удалось открыть первый участок линии «Чкаловская» — «Волжская» (без станции «Дубровка» и без перехода с «Крестьянской Заставы» на «Пролетарскую» — их доделали после). Чтобы метро появилось в районе Дмитровского шоссе, оставалось миновать под землей еще около 16 километров.
Пророческая шутка студентов
1 апреля 1996 года на схемах метрополитен внутри вагонов появился кружок с новой станцией «Физтех». Многие пассажиры подумали, что скоро на севере Москвы действительно появится еще одна станция (странно всего только, что раньше о ней никто ничего не говорил!), и начали обрывать телефоны метрополитена. Но это была итого лишь горькая шутка от студентов Московского физико-технологического института (МФТИ). Они точно так же давились в автобусах и переполненных электричках.
Надежд, что в реальности метрополитен когда-нибудь придет в район поселка Северный и города Долгопрудного, не было в те годы никаких. Студенты напечатали в типографии наклейки со станцией «Физтех» и устроили, говоря современным языком, флешмоб.
Дела же с продлением линии на север обстояли в те годы плохо. Стройка перегонных тоннелей между «Чкаловской» и «Марьиной Рощей» в середине 1990-х было заброшено. Покрывшиеся ржавчиной тюбинги, затопленные шахты — так выглядела центральная часть будущей Люблинско-Дмитровской линии в начале XXI века.
В лишенных метрополитен районах севера Москвы проживает около 450 тысяч человек. Альтернатив выехать было немножко. Дмитровское шоссе стояло в пробках, электрички Савёловского направления были забиты битком. Двойная нагрузка падала и на Серпуховско-Тимирязевскую линию.
Чтобы исправить ситуацию, рассматривался вариант поменять последовательность строительства участков салатовой ветки: вначале проложить участок на север от «Петровско-Разумовской», а затем уже соединить его с центром города. Но этот план был отвергнут.
Лишь в середине нулевых строители снова вернулись в заброшенные тоннели в центре Москвы. В 2007 году линия была продлена до «Трубной», в 2010-м — до «Марьиной Рощи».
Для того чтобы довести ветку до «Петровско-Разумовской», было предложено три варианта трассировки, из которых выбрали самый короткий. Линия на 60-метровой глубине проходит под Огородным проездом и улицей Милашенкова. Затем восточнее Дмитровского шоссе она пересекает Серпуховско-Тимирязевскую линию и идет далее на север.
После 2010 года метро побежало на север ускоренными темпами. Первый новый участок «Марьина Роща» — «Петровско-Разумовская» протяженностью 5,5 километра запустили 16 сентября прошлого года. Открыли три новые станции: «Бутырскую», «Фонвизинскую» и «Петровско-Разумовскую».
Уместно, станцию «Петровско-Разумовская» Дмитровского радиуса начали строить одновременно с одноименной станцией серой ветки. Но если первую открыли еще в марте 1991 года, то на второй работы заморозили. Салатовая и серая ветки встретились на станции «Петровско-Разумовская» только лишь спустя четверть века. Пересесть с одной линии на другую сейчас можно, просто перейдя на другую сторону платформы.
Последние километры
Оставшийся участок Люблинско-Дмитровской линии считается одним из самых сложных за всю историю метростроя. Чтобы простереть пути через водонасыщенные грунты, специалисты применяли химическую заморозку.
Открывающийся в ближайшее время участок «Петровско-Разумовская» — «Селигерская» также включает три новые станции: «Верхние Лихоборы», «Окружную» и «Селигерскую». Его протяженность — чуть больше шести километров. Запуск участка запланирован на конец 2017-го — начало 2018 года. И метрополитен наконец придет в район Дмитровского шоссе.
Новый участок Люблинско-Дмитровской линии сильно разгрузит Серпуховско-Тимирязевскую линию, северный радиус Замоскворецкой ветки, а также наземный транспорт. По предварительным подсчетам, жители расположенных рядом районов будут расходовать на дорогу в среднем на 20 минут меньше. Без пересадок они смогут доехать до центральных, юго-восточных и южных районов города. Кроме того, салатовая ветка пересекается почти со всеми линиями метрополитен.
Станция «Окружная» войдет в состав одноименного транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Он будет включать станцию Московского центрального кольца, платформу Савёловского направления Московской железной дороги и остановку наземного транспорта. Кроме того, ТПУ разместится на пересечении с Северо-Западной хордой. «Окружная» станет одним из самых востребованных транспортных хабов столицы и создаст масса альтернативных транспортных маршрутов для жителей северных и северо-восточных районов.
После открытия «Селигерской» стройка метро в этом направлении продолжится. Планируется построить еще один участок Дмитровского радиуса, в него войдут станции «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Вряд ли некто из студентов МФТИ в 1996 году догадывался, что их первоапрельская шутка станет пророческой.
Источник: Правительство Москвы