Потомки Саввы Морозова: Главархив рассказал о роде Викуловичей
И.В. Морозов с сокурсниками. Главархив МосквыУзнать о династии можно на новой выставке «Моя семейство — моя история. Взаимосвязь поколений».
Главархив Москвы хранит документы рода Викуловичей — династической ветви известной семьи предпринимателей Морозовых. Основатель рода Савва Морозов (1770–1860) был создателем одной из крупнейших в России торгово-промышленных текстильных мануфактур. Среди материалов фонда — письма, дневники, фотографии, одежда, предметы домашнего обихода и многое другое.
Исторически потомков каждого из сыновей Саввы Морозова принято называть по имени основателя ветви — Захаровичи, Абрамовичи, Тимофеевичи, за исключением ветви старшего сына — Елисея. Род Елисея Морозова называют Викуловичами — по имени его единственного сына Викула Морозова (1829–1894), создавшего крупный торговый дом, способный конкурировать с предприятием своего деда.
Среди документов Викула Морозова особый заинтересованность представляют его фотопортреты, групповые снимки членов семьи Морозовых, сделанные во время семейных праздников, на которых запечатлены сыновья, дочери, внуки и друзья семьи.
Викул Морозов родился в 1829 году и уже в юности начал помогать отцу в управлении фабрикой, которую Елисей Морозов в 1837 году открыл на семейном участке в Никольском. К 1890-м годам на предприятии трудилось около 10 тысяч человек, для которых в Никольском построили собственную церковь, больницу, школы, фермы и другие здания.
Технология производства всегда совершенствовалась за счет внедрения новейших инженерных разработок. На фабрике были установлены паровые котлы, проведено электрическое освещение. Продукция (ткани, нитки, пряжа) была отмечена медалями на всероссийских и всемирных выставках, продавалась в фирменных розничных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге и Риге. Ежегодный доход мануфактуры достигал девяти миллионов рублей.
После смерти Викула Морозова его дело унаследовал старший сын Алексей (1857–1934), вставший во главе Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями. В 1897 году Алексей Морозов с братьями и Иваном Поляковым открыли новую мануфактуру в селе Саввино Богородского уезда Московской губернии и назвали ее Товариществом Саввинской мануфактуры Викула Морозова сыновей, Ивана Полякова и К°. Она производила пряжу и товары для Никольской мануфактуры. В 1909 году два товарищества объединили.
Пробыв на посту директора товарищества несколько лет, Алексей Викулович передал правление семейным делом младшему брату Ивану, посвятив свою жизнь коллекционированию предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, заинтересованность к которому был у него гораздо сильнее интереса к предпринимательской деятельности.
Алексей Морозов много путешествовал. В Главархиве хранится дневник, который путешественник вел во время поездки по Европе в 1878 году. В нем он делится своими впечатлениями от каждого города, который посетил. Среди них Берлин, Дрезден, Цюрих, Париж, Милан, Вена, Варшава и другие. Во время своих путешествий по России и Европе Алексей Морозов посылал письма и фотооткрытки Варваре Александровне — жене брата Ивана. Одно из таких писем-отчетов подробно описывает поездку в Ярославль и Кострому в 1913 году. Отчет состоит более чем из 50 открыток.
В 1913 году Алексей Морозов завещал свое собрание Москве, планируя создать музей в собственном особняке во Введенском переулке (с 1922 года переименован в Подсосенский). В 1918 году часть коллекции была утрачена во время захвата особняка латышскими анархистами, а спустя несколько месяцев коллекцию национализировали.
Первое время коллекция оставалась в особняке, который провозгласили Музеем-выставкой художественной старины, а Алексей Морозов был назначен хранителем собственного владения. Но минуя некоторое время коллекцию разделили по разным музеям. Собрание икон XIII–XVII веков передали в Государственный исторический музей и Третьяковскую галерею, серебро — в Оружейную палату, а уникальная коллекция гравюр и литографий, к которой Алексей Морозов составил четырехтомный каталог, передали на хранение в Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Из оставшегося в доме собрания русского фарфора (около 2,5 тысячи предметов) создали Государственный музей фарфора, который в начале 1930-х годов переименовали в Государственный музей керамики и перевели в Кусково.
Узнать о династии Морозовых подробнее можно на новой выставке Главархива и центров госуслуг «Моя семейство — моя история. Взаимосвязь поколений». Материалы выставки также доступны онлайн на портале «Я дома».
Источник: Правительство Москвы