Крупнейший мемориал жертвам политических репрессий открыли в центре Москвы
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений СамаринПроект скульптора Георгия Франгуляна достигает в длину более 30 метров. На монументе нет ни цифр, ни имен — всего только слово «Помни», высеченное на разных языках.
Мемориал «Стена скорби» открыли в День памяти жертв политических репрессий в сквере на пересечении Садовой-Спасской улицы и проспекта Академика Сахарова. В торжественной церемониале приняли участие Президент России Владимир Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Мэр Москвы Сергей Собянин.
«В истории нашей страны, как и в любой иной, немало сложных, противоречивых этапов. О них спорят, обсуждают, предлагают различные подходы для объяснения тех или иных событий. Это естественный процесс познания истории и розыска истины. Но когда речь идет о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то довольно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять — никаких оправданий этим правонарушениям быть не может», — сказал Владимир Путин.
Репрессии сделались трагедией для народа, последствия которой мы ощущаем до сих пор. «Наш долг — не допустить забвения», — подчеркнул Президент России. Совместно с Патриархом Кириллом и Сергеем Собяниным он возложил цветы к мемориалу. В этот день к «Стене скорби» пришли около сотни человек, в том числе представители различных конфессий, правозащитники, чиновники.
«Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна сделалась крупнейшим мемориалом жертвам политических репрессий в России.
Это двусторонний горельеф с несколькими арками, составленный из бесчисленных бронзовых человеческих фигур — жертв репрессий. Монумент установлен полукругом на специально подготовленной площадке. В длину он достигает 32 метров, а в высоту — шести.
По обеим сторонам от «Стены скорби» присутствуют бронзовые листы с текстом, на которых высечено слово «Помни» на языках бывших республик СССР, официальных языках ООН и немецком языке. На самом монументе нет ни цифр, ни имен.
Пространство мемориала облицовано различного вида гранитными плитами, дополняющими образ монумента, а площадь вокруг вымощена черным сланцем из Карелии. Кроме того, мемориал включает композицию «Рыдающие скалы», расположенную за бронзовым горельефом. В ее основании — природные камни из 58 российских регионов, от Соловков до Колымы, связанных с историей репрессий. Там же высажены 10 голубых елей.
Перед стеной установлены семь гранитных столбов с прожекторами, лучи которых направлены в небо. По задумке скульптора свет прожекторов олицетворяет души погибших. В ночные часы монумент освещается особыми лампами с мягким желтым свечением.
После монтажа самого монумента было проведено благоустройство сквера — по проекту автора монумента. Общая площадь благоустройства составила 0,54 гектара. В сквере выполнен ремонт лестниц, установлена архитектурно-художественная подсветка.
Создание мемориала финансировалось за счет частных пожертвований, организованных Фондом увековечения памяти жертв политических репрессий, и столичного бюджета. Город гарантировал необходимую работу по проведению конкурса и организации строительства мемориала.
Социальная инициатива по возведению в Москве мемориала жертвам политических репрессий была поддержана Президентом России еще в 2015 году (указ от 30 сентября 2015 года № 487). Тогда же Музей истории ГУЛАГа провел открытый конкурс на создание лучшего проекта монумента. Итого было подано 336 заявок.
Лучшую из работ выбирало жюри, в состав которого вошли деятели культуры и представители общественных организаций. Среди них — правозащитники Людмила Алексеева, Алексей Симонов, Алла Гербер и Арсений Рогинский, писатель Даниил Гранин, член Рекомендации Федерации Владимир Лукин, президент Фонда Солженицына Наталия Солженицына, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, кинорежиссеры Станислав Говорухин, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Сергей Мирошниченко и иные.
Экспертную помощь жюри оказывали руководитель Департамента цивилизации Москвы Александр Кибовский, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, председатели комиссий Мосгордумы по монументальному искусству и цивилизации Лев Лаврёнов и Евгений Герасимов, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский и иные специалисты.
Источник: Правительство Москвы