От Третьяковки до Музея Бахрушина: 5 главных зданий Замоскворечья
О своих любимых зданиях, расположенных в Замоскворечье, рассказывает Денис Дроздов — писатель-краевед, автор книг «Большая Ордынка» и «Историческая Москва».
Mos.ru продолжает серию материалов по мотивам проекта «Уличный лекторий. Местная история» Музея Москвы. Все лето 2017 года москвоведы и историки архитектуры собирали слушателей во дворах в разных частях города и рассказывали о тайнах и загадках московских районов. «Уличный лекторий» возобновится будущим летом, а пока лекции о Хамовниках, Шаболовке, Раменках, Измайлове доступны в виде конспектов.
Третьяковская галерка
Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10
Третьяковская галерка не просто главная достопримечательность района — это важнейший символ Москвы, 1 из самых известных музеев России, с которым может соперничать неужели что Эрмитаж.
Галерея расположена в бывшей усадьбе знаменитого коллекционера Павла Михайловича Третьякова. Когда ему было 28 лет, он написал завещание, сообразно которому после смерти его дом и вся коллекция должны перейти городу для устройства общедоступного музея изобразительных искусств. Художники, вдохновленные благородной целью Третьякова, стремились торговать свои картины ему. В результате Павел Михайлович стал крупнейшим коллекционером своего времени.
Открытие галереи состоялось в 1893 году, еще при жизни Третьякова. Для ее организации он отдал часть своей усадьбы. Создание музея было делом всей жизни Павла Михайловича — последними словами, которые он произнес на смертном одре, стало напутствие потомкам: «Берегите галерею и будьте здоровы». После революции галерка стала государственной и коллекция начала стремительно пополняться произведениями искусства из частных собраний бывших дворян и купцов, а также иконами из закрытых и разрушенных храмов.
Сегодня в Третьяковке насчитывается более ста тысяч произведений. Разумеется, не все можно увидеть в Лаврушинском переулке. У галереи есть несколько филиалов, а часть коллекции находится в запасниках. Третьяковская галерка продолжает расширяться: в 2018 году будет введен в эксплуатацию новый сверхсовременный музейный комплекс на Кадашёвской набережной.
Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия
Адрес: улица Большая Ордынка, дом 34
Великолепный ансамбль Марфо-Мариинской обители сложился в начале XX века. Основательницей и настоятельницей общины сестер милосердия была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. На территории обители, которая открыла свои двери в 1909 году, построили здания больницы, амбулатории, аптеки и приюта, а также жилой дом для сестер и священника. Главным украшением комплекса на Большой Ордынке является Покровский святилище — шедевр неорусского стиля, одно из лучших творений архитектора Алексея Щусева. Росписи в церкви выполнил еще 1 великий мастер — Михаил Нестеров.
После революции 1917 года Елизавета Федоровна была казнена, а обитель закрыта. В Покровском храме расположились реставрационные мастерские. Ренессанс общины сестер милосердия произошло в 2009 году, когда обитель праздновала столетний юбилей. В наши дни были восстановлены институты, которые создавала великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и в начале XX века, сегодня сестры трудятся и совершают дела милосердия. Уникальный ансамбль Марфо-Мариинской обители сохранился до наших дней почти в первозданном виде.
Палаты Аверкия Кириллова и святилище Николы на Берсеневке
Адрес: Берсеневская набережная, дома 18 и 20
Старомосковский уголок на Берсеневской набережной — одно из немногих мест столицы, где можно увидеть сразу так много исторических памятников. Так, один из главных шедевров русского узорочья в гражданском зодчестве — палаты Аверкия Кириллова. Этот дом называли не попросту украшенным, а изукрашенным. Даже если бы из всех построек XVII века остались всего палаты Кириллова, мы бы имели полное представление об узорочье — главном архитектурном стиле времен первых Романовых. Наличники, кокошники, столбы-кубышки, гирьки, полуколонки, изразцы — тут есть все основные элементы узорочной декорации.
Если кого-то интересует храмовое зодчество XVII столетия, он опять-таки не сможет минуть мимо Берсеневской набережной. Недалеко от палат Аверкия Кириллова стоит прекрасная церковь Николы на Берсеневке. Не нужно быть архитектурным экспертом, чтобы понять, что жилой дом и святилище построены в одно время, в одном стиле и, вероятнее всего, одним зодчим (заказчик точно 1 — все тот же Аверкий Кириллов). Это не просто два здания середины XVII века — они образуют яркий и гармонический узорочный ансамбль. Таких неповторимых комплексов в Москве очень мало.
Сценический музей имени Бахрушина
Адрес: улица Бахрушина, дом 31/12
В Замоскворечье много достопримечательностей, заслуживающих внимания, и не каждый житель района назовет Сценический музей имени Бахрушина главной из них. Но не упомянуть о нем невозможно: это редкий для Москвы музей с одним из самых больших собраний театральных экспонатов в мире. Собирать уникальную коллекцию начал Алексей Александрович Бахрушин — представитель семьи известных московских предпринимателей, которых называли профессиональными благотворителями. Они многое сделали для Москвы, их дела и сегодня помнят жители города. Музей был открыт в 1894 году, когда Алексей Александрович впервые показал свою коллекцию.
Бахрушин был страстным коллекционером. Он мог годами охотиться за какой-либо театральной диковинкой. В каждом крупном европейском городе у него были агенты, которые регулярно изучали ассортимент антикварных магазинов и городских рынков. Алексей Александрович мог предложить немыслимую сумму за интересующий его предмет. В 1896 году зодчий Карл Гиппиус построил для музея новое здание — отличный псевдоготический замок. В 1913 году Бахрушин передал музей в ведение Академии наук и сделал его достоянием Москвы. Чтобы сохранить и защитить свою коллекцию в непростое для страны время, Алексей Александрович не эмигрировал после революции 1917 года, а остался во главе Театрального музея.
Церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Адрес: улица Большая Ордынка, дом 20
Церковь на Большой Ордынке — исключительный пример храма, созданного двумя гениальными архитекторами разных поколений. В конце XVIII века колокольню и трапезную построил Василий Баженов — величайший мастер классицизма. Несколько десятилетий спустя, в 1830-е годы, проект мощной ротонды, выходящей на красную линию улицы, разработал Осип Бове — главный зодчий послепожарной ампирной Москвы. Объекты, построенные в разное время, прекрасно сочетаются товарищ с другом благодаря ионическим колоннам трапезной и ротонды, а также другим схожим украшениям.
Святилище Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» называли «самым европейским» или «самым петербургским» в Первопрестольной. Такие прозвища он получил не всего из-за необычной для Москвы архитектуры, но и благодаря уникальным интерьерам, сохранившимся до наших дней. Росписи в трапезной сделаны в XIX столетии на сюжеты западноевропейского изобразительного искусства. Мощный купол держится на двенадцати могучих колоннах. Но самое интересное внутри… Это ампирный иконостас в виде триумфальных ворот с иконами. Паломники приходят в церковь на Большой Ордынке ради чудотворной иконы, известной с XVII века.
Источник: Правительство Москвы