Старинные гравюры. Какой видели Москву путешественники XVII–XIX веков

6 книг, по которым можно изучать историю России и историю изобразительного искусства.

Москва всегда привлекала путешественников, и они стремились запечатлеть ее образ. Каким город видели гости из Европы во времена, когда не было смартфонов и социальных сетей? По просьбе mos.ru глава центра редкой книги и коллекций Библиотеки иностранной литературы Карина Дмитриева выбрала 6 книг, которые иллюстрируют гравюры с изображениями Москвы XVII–XIX веков, и рассказала об их создателях.

XVII век. Адам Олеарий и Иоганн Арнольд фон Бранд

Адам Олеарий (1599–1671) — немецкий ученый, путешественник, лингвист и художник. Из-за многообразия занятий он получил кличка «голштинский Леонардо». В России Олеарий был в составе посольства шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III двукратно — в 1633 году как секретарь и переводчик и в 1636–1638 годах уже в должности советника. Немецкий ученый, хорошо говорящий по-русски, весьма понравился царю Михаилу Федоровичу. Он даже предложил Олеарию остаться в Москве, но тот предпочел вернуться на родину, где начал трудиться над записями, сделанными во время путешествий.

Результатом стала книга с длинным названием «Долгожданное описание нового восточного путешествия, совершенного по случаю Голштинского посольства к шаху Персии, в котором прилежно описаны местности и страны, минуя которые пролегал путь, как то Россия, Тартария и Персия, а также нрав, нравы и обычаи их жителей».

Первое издание вышло в 1647 году. Благодаря своей точности книга Олеария стала одним из важнейших источников для изучения истории России того времени. Свои заметки и наблюдения он украсил множеством рисунков с натуры.

Иоганн Арнольд Бранд (1647–1690), доктор права и профессор Дуйсбургского университета, посетил Москву в марте 1673 года совместно с посольством камеррата Иоахима Скультетуса. Делегацию отправил бранденбургский курфюрст Фридрих-Вильгельм к царю Алексею Михайловичу.

Свое странствие в Москву Бранд описал в книге «Путешествие через Бранденбург, Пруссию, Курляндию, Лифляндию, Псков, Великий Новгород, Тверь и Москву». Манускрипт после смерти автора была передана родственниками его коллеге по университету профессору Иоганну фон Хенину. Тот издал «Странствие…» со своими замечаниями и комментариями в 1702 году. В 1703 году книга также вышла в Утрехте на голландском языке.

XVIII век. Корнелис де Брюйн и Фридрих Христиан Вебер

Корнелис де Брюйн (1652–1727) — голландский художник, путешественник и писатель. При жизни он опубликовал две книги, посвященные двум большим путешествиям, с большим количеством гравюр, сделанных по собственным рисункам с натуры.

В России он побывал в 1701–1703 годах. Он начал знакомство с жизнью коренных жителей Архангельска, затем отправился на санях минуя Вологду и Ярославль в Москву. Там он познакомился с Петром I, который говорил на голландском языке, и по его просьбе написал портреты племянниц императора — предназначенные для отправки потенциальным женихам. Корнелис де Брюйн стал первым иностранцем, получившим позволение подробно зарисовать интересные здания. Император с удовольствием показал гостю и новый строящийся флот, и крепости.

Рисунки и путевые заметки де Брюйна стали основой его второй книги «Странствие через Московию в Персию и Индию», вышедшей в 1711 году. Полное наименование книги звучит так: «Путешествие через Московию в Персию и Индию, дополненное тремястами искусными гравюрами, представляющими самые известные местности и города, а также необыкновенных птиц, зверей, рыб и растения, которые там можно повстречать».

Книга имела сенсационный успех в Европе, в 1714 году была переиздана и переведена на несколько языков. Сегодня она является одним из самых известных памятников россики (термин, использующийся для обозначения наследия западноевропейских художников, работавших в России в XVIII и первой половине XIX века).

Автор записок о России начала XVIII века «Преображенная Россия» дипломат и писатель Фридрих Христиан Вебер (родился в 1690-е, умер в 1739-м) был ганноверским резидентом при русском дворе во времена царствования Петра I. Значение посольства Вебера для дипломатических отношений России и Англии невелико, гораздо больше пользы принесла его книга, вышедшая в трех томах.

Книга была переведена несколько раз на французский и английский языки. Она рассказывает о России в этап с 1714 по 1719 год, когда автор был в Петербурге и Москве. В труде представлены самые разнообразные сведения о России того времени, включительно военные, политические, придворные события, быт и нравы разных сословий, взгляды общества и народа на петровскую реформу. Максимальный интерес представляет первый том, опубликованный в 1721 году, основанный целиком на личных наблюдениях Вебера.

XIX век. Огюст Кадоль и Роберт Кер Портер

Огюст Кадоль (1782–1849) — французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся. За три года он создал серию исторических рисунков послевоенной Москвы. Вернувшись в Париж, Кадоль выпустил три серии литографированных видов Москвы и ее окрестностей. Образы города на литографиях запечатлены вплоть до мельчайших деталей, в том числе костюмы прохожих.

Одна из самых известных литографий серии «Виды Москвы (литографии по рисункам Огюста Кадоля), посвященные Его Величеству Александру I» — знаменитая «Панорама Москвы от Императорского дворца в Кремле». Историческую ценность этого визуального документа сложно переоценить: как на ладони, на литографии представлена свежеотстроенная Москва, оправляющаяся после пожара 1812 года.

Роберт Кер Портер (1777–1842) — шотландский художник, военный, писатель, дипломат, археолог. Он много путешествовал, значительная часть его жизни была связана с Россией. На родине Портер стал известен огромными историческими полотнами, среди которых «Князь Багратион, ведущий в атаку казаков» и «Победа русских над французами на Чертовом мосту».

Неудивительно, что в 1805 году он получил престижный заказ написать три большие картины для украшения главного зала петербургского Адмиралтейства. В 1809 году Портер издал в Лондоне свои дневниковые записи в книге «Путевые заметки из России и Швеции в 1805, 1806, 1807 и 1808 годах». Издание украшают 40 авторских иллюстраций, выполненных в технике акватинта (разновидность офорта, позволяющая воспроизводить в печати рисунок тушью).

Источник: Правительство Москвы

Share
Опубликовано
Андрей Портнов
теги: события

Новости

Ремонтные работы под ключ в Москве

Перед началом проведения ремонта особое внимание следует уделить разработке дизайн-проекта. Обратившись в компанию АМК-Ремонт, можно…

1 мая 2024

Новая недвижимость в Грузии

  Страна не только активно развивается экономически, но и каждый год привлекает большой поток туристов.…

29 апреля 2024

Кушаем правильно и остаемся стройными: несколько простых и полезных рекомендаций

Множество людей каждый день задает себе вопрос: «Как похудеть?», а когда эта цель все таки…

28 апреля 2024

Роскошь и Комфорт в Женских Джинсах

Женские джинсы в Москве стали неотъемлемой частью гардероба многих модниц. Эти удобные и стильные брюки…

24 апреля 2024

В какое время допустимо проводить ремонтные работы в новостройке?

Новостройки – это объекты недвижимости, которые все чаще выбирают как основу для своего будущего жилья.…

23 апреля 2024

Быстрые деньги на карту или наличными

Среди большого разнообразия микро финансовых организаций, достаточно сложно отыскать ту, которая предоставляет самые оптимальные условия…

21 апреля 2024