Все начиналось с Нуреева: куратор — о выставке «Русский спектакль — мода навсегда»
О том, как 100 лет назад русский спектакль заставил европейских мастеров по фарфору осваивать новые технологии, когда легендарный танцор Владимир Васильев взялся за кисть и каким образом 1 старый портрет попал в настоящую детективную историю.
20 ноября новое пространство Музея моды открылось выставкой «Русский спектакль — мода навсегда». Проект, исследующий феномен моды на русский спектакль, занял три этажа Гостиного Двора. В экспозиции — произведения, созданные под впечатлением от искусства артистов балета, подлинные детали сценографии важных спектаклей, костюмы и эскизы. О том, как глядеть выставку, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Сценография Вольских и «Балерины» Мессерера
«Мы хотели показать русский спектакль во всех его проявлениях и художественных ипостасях: декорации, изобразительный и натурный костюм, сценография, зарисовки, сделанные в репетиционных залах, на занятиях в балетных классах», — рассказывает магистр изящных искусств Юрий Мальцев, ставший куратором выставки.
Центральная зона экспозиции посвящена сценографии. Тут можно увидеть работы театрального художника Виктора Вольского (1938–2007), заслуженного деятеля искусств России. Совместно с братом Рафаилом он оформил более 200 спектаклей — не лишь балетных, но и оперных и драматических. Вольские сотрудничали с Большим и Малым театрами, создавали сценографию и костюмы для постановок МХАТа имени М.А. Горького и «Новой оперы», для итальянских Ла Скала и Площадка ди Верона. На протяжении 20 лет братья работали над спектаклями для Камерного музыкального театра Бориса Покровского совместно с его художественным руководителем. Среди них — «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта, «Цезарь и Клеопатра» Георга Фридриха Генделя и «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина.
На выставке представлены работы еще одного важного для советской и российской балетной сценографии художника Бориса Мессерера. В выставку вошли картины из его цикла «Балерины», созданного в 1980 году, — «Танцовщица с виолончелью» и «Балерины в классе». Рядом с балеринами Мессерера — легендарная «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» французского художника Эдгара Дега, считающаяся одним из самых реалистичных произведений современного искусства. Разумеется, не оригинал из воска (он хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне), а бронзовая копия.
Загадка портрета
«Русский спектакль — мода навсегда» знакомит с матерью Бориса Мессерера — актрисой немого кино Анель Судакевич. Роль в картине Юрия Желябужского «Победа женщины» (1927) сделала Судакевич кинозвездой СССР. В том же году она сыграла главную женскую роль в комедии «Поцелуй Мери Пикфорд», чуть позже — еще в одном важном фильме того времени «Два-Бульди-два».
К 1930-м, когда в советское кино ворвался звук, ее кинокарьера пошла на убыль, отвергая все предложения режиссеров, Судакевич стала трудиться в цирке. С тех пор она появлялась на экране в небольших ролях считаные разы. После рождения сына Анель Судакевич освоила новую профессию художника по костюмам. Собственно она придумала образ Олега Попова с клетчатой кепкой и создала цирковые костюмы для Юрия Никулина, с которым проработала 25 лет.
С Анель Судакевич на выставке мы встречаемся на акварелях Артура Фонвизина, известного, уместно, по работе над портретами балерин. С одной из работ авторства Фонвизина на выставке произошла почти детективная история.
«Для своей коллекции раз я приобрел портрет Анель Судакевич художника Фонвизина, — рассказывает куратор. — Когда Борис Мессерер на открытии выставки увидел эту картину, он сказал, что это его работа и изображена на ней не Анель Судакевич, а Алла Богуславская, танцовщица Большого театра. На следующее утро Борис прислал мне доказательства. Сейчас мы будем торжественно менять этикетку с указанием автора и модели на портрете».
Платье Плисецкой и зарисовки Дувидова
На импровизированной сцене выставлены исторические костюмы из музеев и частных коллекций. Среди них — платье Майи Плисецкой, костюм Андриса Лиепы и концертный наряд Рудольфа Нуреева, который танцовщик подарил своему ученику Айдару Ахметову.
Вещи с историей соседствуют с работами молодых дизайнеров, которым было предложено поразмышлять, как должен глядеть балетный костюм сегодня. Манекены стоят рядом с рисунками сцен из спектаклей, эскизами костюмов Татьяны Бруни, а также работами Рафаила Вольского к постановке «Балда» для Кремлевского балета.
О жизни артистов балета в танцклассах рассказывают созданные в 1967 году картины народного художника Виктора Дувидова: зарисовки с репетиций «Дон Кихота» и «Спартака» с Владимиром Васильевым, подготовка Галины Улановой и Нины Тимофеевой к балету «Легенды о любви». Многие произведения Дувидова выставляются впервые.
Фарфоровое наитие
«Русские сезоны» Сергея Дягилева 1909 года в Париже вдохновили европейских художников на создание тематической серии произведений из фарфора. Мастера немецкой Мейсенской мануфактуры (Германия) создали целую коллекцию скульптурных композиций артистов труппы Дягилева. Заводы Тюрингии, стараясь с точностью воссоздать наряды балерин, начали использовать сложную технологию фарфорового кружева. Самыми популярными образами для хрупкой продукции немецких фабрик стали герои Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной и Анны Павловой.
Эти сокровища скрыты в фарфоровой комнате, куда можно попасть всего-навсего в сопровождении экскурсовода. Помимо статуэток танцовщиц, с которых началась мировая слава русского балета, тут можно увидеть полотна художников, работавших в театре: Льва Бакста, Александра Бенуа и Мстислава Добужинского.
Посвящение Нурееву
1 из главных героев выставки — Рудольф Нуреев, совершивший «скачок в свободу», отказавшись в 1961 году возвращаться на родину из Парижа. Нуреев стал первым невозвращенцем среди советских артистов. Его судьбе — артистической и человеческой — посвящены работы нескольких современных художников.
«Изначально собственно Рудольф Нуреев подвиг меня на балетную историю, — признается автор выставки. — В этом году исполнилось 30 лет с момента его приезда в СССР после бегства: 20 ноября 1989 года Нуреев танцевал в балете “Сильфида” на сцене родного Кировского театра. Я познакомился с его близкими друзьями, которые рассказали мне о подробностях его жизни. Все начиналось с Нуреева, но вскоре экспозиция сильно разрослась и превратилась в большой проект о балете».
«Танцующая кисть» Васильева
После завершения танцевальной карьеры Владимир Васильев добавил к режиссерской и педагогической деятельности занятия поэзией и живописью. Он пишет картины уже больше 20 лет. Работает в разных техниках, но предпочитает акварель. «Русский спектакль — мода навсегда» знакомит с этой стороной его жизни: экспозиция в выставке «Танцующая кисть» — единственная часть экспозиции, не связанная с балетом напрямую.
Почти все картины Васильева — пейзажи, сделанные в любимых местах: Бразилии, Италии и России. Непрерывный герой его полотен — любимая Рыжевка, деревня в Костромской области, где артист любил отдыхать с женой и партнершей по сцене Екатериной Максимовой.
«Экспозиция акварелей Васильева — это такая кофейная баночка в магазине парфюма. Когда пробуешь много запахов сразу, нужно как-то нейтрализовать их эффект. Обновить восприятие. И это как раз тот случай», — говорит куратор.
Экспозицию «Русский балет — мода навсегда» можно увидеть в Музее моды (улица Ильинка, дом 4) до 26 января.
Источник: Правительство Москвы