Москва на старых снимках: каким был город 30 лет назад
Вид на Котельническую набережную и Большой Устьинский мост с Москворецкого моста. Автор Н. Лычагин. 1990 год. Главархив МосквыОчереди, ларьки и уличные торговцы вспоминаются как самые очевидные приметы начала 1990-х годов — времени, когда в Москве происходили важные исторические и политические перемены.
12 июня страна отмечает ежегодный государственный праздник — День России. 30 лет назад (в 1990 году) была принята Декларация о суверенитете РСФСР, которая должна была сделаться основой для будущей конституции. Документ провозглашал независимость России, признавал необходимость расширения прав областей и краев, устанавливал равные права для граждан, партий и общественных организаций, разделял законодательную, исполнительную и судебную власти.
Статус праздничного дня 12 июня получит немножко позже — в 1992-м. А ровно три десятка лет назад, когда он еще не был выходным, Москва продолжала жить своей повседневной жизнью. Вспомнить, как это было, помогают снимки, хранящиеся в фондах Главного архивного управления города. Они передают детали, которые спустя время становятся характерными признаками эпохи.
На улицах Москвы перестроечного времени, так, часто можно было встретить политические лозунги. На фотографии Кутузовского проспекта мы видим плакат «Что ты сделал для перестройки?», а на Кузнецком Мосту висит растяжка с призывом ЦК КПСС «Да здравствует рабочий класс — ведущая сила нашего общества!». Уместно, подобные растяжки в городе больше не встретишь: несколько лет назад такую наружную рекламу убрали с московских улиц. Сам Кузнецкий Мост тоже сейчас выглядит по-другому, там больше не встретить припаркованных машин — участок от Большой Дмитровки до Рождественки стал целиком пешеходным.
Среди уже исчезнувших признаков времени оказались торговцы газетами, табачные ларьки и палатки с азартными играми. Впрочем, мошеннические игры в 1990 году происходили и попросту на тротуаре. Например, сразу несколько наперсточников сидело на картонках на аллее, ведущей от метрополитен «ВДНХ» к главному входу, или на площади перед Белорусским вокзалом.
Уличная торговля в 1990-х была весьма распространена. Сегодня прессу продают в специальных киосках, а такие виды бизнеса, как продажа сигарет и азартные игры, ограничивает закон — на улицах их не осталось.
Особая примета времени дефицита — очередность. В 1990 году еще действовала старая, советская система распределения товаров по магазинам, отчего периодически возникал дефицит. В конце 80-х карточки дошли и до Москвы — к примеру, были талоны на сахар и сигареты. Отстоять очередность надо было, чтобы купить продукты или одежду. Как в сегодняшних социальных сетях, там проводили часы и даже дни: в очередях заводили знакомства, узнавали последние новости, обсуждали происходящее.
«Что относится до повседневных нужд и забот, то 1990-й оказался одним из самых тяжелых перестроечных годов. Москва вошла в год с острым дефицитом… на все! Очереди стояли в продуктовые, в универмаги, в хозяйственные, в винные. Магазины брали штурмом ранним утром, в “боях” оставляя пуговицы, карманы и другие части одежды», — рассказывает москвовед, гид Татьяна Воронцова.
По ее словам, в те годы к полудню прилавки продуктовых пустели. «Еще в 1989 году были введены талоны на сахар и табак, в начале 1990-го к ним добавились талоны на водку, а чуть позже, в мае, визитная карточка покупателя. Торговля в продовольственных Москвы отныне осуществлялась по прописке», — напоминает Татьяна Воронцова.
Разумеется, по прописке и талонам продавалось не все — какие-то продовольствие были в наличии всегда. Но розничные цены в государственных магазинах и частных (кооперативных) расходились в 1990 году с каждым днем.
«Уличная торговля, которая в основном велась силами кооператоров и индивидуальных предпринимателей, немножко поддерживала ситуацию. В 90-е торговали все и всем. Именно тогда появляются стихийные рынки у станций метрополитен и крупных магазинов. Груды ящиков, выносные столы для торговли, да и попросту торговля с земли в 1990-м стали привычной частью городского пейзажа», — добавляет москвовед.
Особенно туго приходилось в 1990 году курильщикам. Сигаретами тогда торговали всего лишь в государственных табачных ларьках (с рук тоже, но в четыре-пять раз дороже). Как правило, ларьки стояли пустые. Очереди люди занимали с ночи. Если сигареты все-таки завозили, покупатели хватали все подряд вне зависимости от марки и сорта. В самый пик дефицита в ход шли даже окурки. На Рижском рынке, так, банка с окурками стоила три рубля. Наконец, 1 сентября 1990 года сигареты в ларьках появились, но с новыми ценами. Стопка, которая раньше стоила 70 копеек, теперь обходилась в три рубля. Средняя зарплата в народном хозяйстве СССР в 1990 году, по данным Госкомстата, составляла 270 рублей.
Любимым местом для прогулок молодых москвичей в наши дни остался Парк Горького, хоть он и заметно изменился. Тут уже нет колеса обозрения, которое можно увидеть на старой фотографии. Собственно в начале 1990-х на Пушкинской набережной появились гигантские аттракционы, которые простояли до 2011 года.
Несколько лет назад преобразился и Новый Арбат, который на архивном снимке еще проспект Калинина. В народе его нередко называли Калининским или Новоарбатским проспектом, а также Новым Арбатом — это были рабочие наименования магистрали, когда она только проектировалась. В 1990-м часть проспекта опять стала улицей Воздвиженкой, а оставшейся части магистрали присвоили народное наименование — улица Новый Арбат.
Другой особенностью 1990 года была массовость. Спортивные соревнования, концерты, митинги собирали сотни тысяч москвичей. В дни, когда принималась Декларация о суверенитете России, в Италии проходил чемпионат мира по футболу. Москва в дни матчей замирала, но, увы, 9 июня 1990 года сборная СССР проиграла Румынии, а 13 июня — Аргентине, причем знаменитый Диего Марадона в этом матче выбил мяч из аргентинских ворот рукой, а судья этого не заметил. Зато 7 ноября 1990 года забитые до отказа стотысячные «Лужники» видели, как московский «Спартак» мстит Марадоне. Столичная команда обыграла в матче Кубка чемпионов итальянский «Наполи», за который тогда выступал знаменитый аргентинец. Он прилетел в Москву на частном самолете, но поддержать своей команде не сумел. Игра закончилась вничью, «Спартак» одержал победу после серии пенальти и прошел далее.
Аншлаг в «Лужниках» собрал и концерт Виктора Цоя, который состоялся 24 июня 1990 года. Никто не знал, что это выступление станет для него последним — менее чем минуя два месяца, 15 августа 1990 года, один из самых популярных рок-исполнителей 80-х погибнет в автокатастрофе.
В московских дворах открываются видеосалоны, которые становятся весьма популярным местом проведения досуга. Маленькие подвальчики превращаются в импровизированные кинозалы, где предприимчивые жильцы, назвав себя кооператорами, ставят видеомагнитофоны. В основном показывают боевики с участием Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне, Джеки Чана и Брюса Ли. Вход, как правило, стоит 1 рубль. Такие импровизированные кинотеатры в 1990 году были едва ли не в каждом московском дворе.
«Ну и, разумеется, рестораны и кафе. Кооперативные. Цены в них кусаются, но отобедать или отужинать в подобном заведении считается показателем некоторой состоятельности», — отмечает Татьяна Воронцова.
Метрополитен в 1990 году продолжало оставаться предельно дешевым. Поездка в 1990 году еще стоила пятачок (5 копеек). Для прохода монету в пять копеек надо было кинуть в турникет. При этом сеть метрополитена продолжала расширяться. 17 января 1990 года открылся участок оранжевой линии «Теплый Стан»» — «Битцевский парк» (сейчас — «Новоясеневская»), а 1 августа 1990 года — отрезок красной ветки от станции «Преображенская площадь» до станции «Улица Подбельского» (сейчас — «Бульвар Рокоссовского»).
«Почти каждый день приносил что-то новое. В 1990-м было объявлено о разрешении акционерных обществ, открылись товарно-сырьевая и валютная биржи СССР, были введены коммерческие цены. Страна вставала на рыночные рельсы», — говорит Татьяна Воронцова.
Источник: Правительство Москвы