Рецепт борща и история одной семьи. Из чего состоит постановка «Фаина. Эшелон»
Ю. Иванко. Mos.ruХудожественный глава театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — о новой постановке по книге воспоминаний своей матери.
В «Школе современной пьесы» на 4 октября запланирована премьера моноспектакля «Фаина. Эшелон». Иосиф Райхельгауз посвятил его 75-летнему юбилею Победы и своей маме Фаине Иосифовне, которая застала начало войны подростком. В Фаину Райхельгауз перевоплощается актриса Елена Санаева.
Поезд, борщ и застолье
На этом моноспектакле нет зрителей — всего участники. Платформа посреди камерного зала «Зимний сад» напоминает вагон поезда со специальными поднимающимися барьерами. Гостей усаживают за 1 длинный стол, собранный из множества столов поменьше — деревянных, старых, потрепанных. Чуть позже их застелют белоснежной скатертью, а гостям раздадут алюминиевые миски, кружки и ложки.
Актриса Елена Санаева будет повествовать историю жизни своей героини — матери режиссера Фаины Райхельгауз — за приготовлением украинского борща по семейному рецепту. Происходящее напоминает дружеские посиделки: хозяйка вспоминает, нарезая овощи, свое одесское младенчество, добрую маму, ее песни и чудесные сказки. Светлые воспоминания скоро сменит горечь: в них появится война. Семейство оказывается в эшелоне, едущем в эвакуацию в Узбекистан. Здесь она, Фаина, которой тогда было итого 15 лет, видела, как погибли ее родители.
Просто и буднично страшные факты, возникающие перед глазами живой картиной, перемежаются с замечаниями по рецепту: тут надо немного убавить огонь, вот так можно сделать зажарку еще вкуснее… Папа перед смертью обнял тело мертвой матери, а Фаню с 12-летней сестрой Броней эшелон увез далее.
Специальная система под ногами гостей время от времени приходит в движение характерными толчками, превращая платформу в движущийся поезд. На стены зала в этот момент проецируют меняющиеся пейзажи — что-то похожее, наверное, видели из окна поезда и осиротевшие девочки. Сценографию придумала Мария Трегубова — художница, лауреат «Золотой маски», дочь Иосифа Райхельгауза. Это абсолютно семейная история.
«С папой было легко и приятно, но я абсолютно уверена в том, что с родственниками трудиться нельзя. Это исключительный случай, потому что дело касается бабушки, моей семьи», — говорит она.
Книга воспоминаний
В основе спектакля лежит книга Фаины Иосифовны Райхельгауз «О том, что… помню… прошло… тревожит». В ней она рассказывает о главных событиях своей жизни — и страшных, и счастливых.
«Когда маме было 80 лет, я попросил ее все записать. Ей как раз подарили пишущую машинку. Она написала, я показал это редактору в Одессе, и одесский журнал напечатал ее мемуары у себя. Потом напечатали в Киеве, а уже здесь, в Москве, это превратилось в небольшую книгу», — рассказывает Иосиф Райхельгауз.
Прошло около 10 лет. Райхельгауз выпустил постановка «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» по мотивам еврейских анекдотов. После этого ближайшие друзья и члены его семьи начали сообщать, что актриса Елена Санаева, сыгравшая там, внешне очень похожа на Фаину Иосифовну. «Истина, похожа», — подумал режиссер и принес актрисе мамины мемуары. Книга произвела на Санаеву огромное впечатление, и она предложила прочесть ее вслух перед публикой. Так появилась идея сделать новый постановка.
«Мы даже не репетировали в полном смысле этого слова, — говорит режиссер. — Мы собирались по-домашнему, и я ни разу не сказал: “Вот это делайте так, а это — сяк”. Елена Всеволодовна этот текст говорила, и у меня было абсолютное ощущение, что это говорит моя мама. Потому я не делал никаких замечаний, все было естественно и органично».
Он утверждает: каждый раз, когда собирались, Елена Санаева варила борщ, и каждый раз он получался все вкуснее. Так что вопрос об обеде для работников театра в эти дни снимался автоматически.
«Варить и повествовать»
В спектакль Иосиф Райхельгауз решил ввести еще одного персонажа. Безмолвную роль матери Фаины сыграла Татьяна Циренина — порой она тихо напевает, укутавшись в шаль и согревая руки у керосиновой лампы.
На двух мониторах по обе стороны зала идет специально смонтированное для спектакля видео — нарезка кадров двухсерийного фильма «Эшелон», который Райхельгауз снял в 1988 году. В картине рассказывалась история не его семьи, а семьи драматурга Михаила Рощина, которая тоже оказалась в эшелоне. В эпизоде, уместно, там появляется и Мария Трегубова. Также в нарезке — фотографии других важных для режиссера людей: Альберта Филозова и Любови Полищук, которые стояли у истоков «Школы современной пьесы», коллеги и большого друга Галины Волчек, Булата Окуджавы и других. «Они все в этом эшелоне», — говорит режиссер.
«Фаина. Эшелон» — не первая спектакль по книге Фаины Райхельгауз. Актриса Людмила Иванова в своем театре «Экспромт» тоже ставила этот постановка. Она назвала его просто — «Фаина». Когда-то Иванова была соседкой Райхельгаузов в садовом товариществе «Артист». Друзья часто собирались вместе, и выход книги воспоминаний не прошел мимо. Да и самих родителей худрука «Школы современной пьесы» Людмила Ивановна знала хорошо, слушала их рассказы о войне — и сама предложила сделать постановка. Но много думала над исполнением — не знала, как все должно выглядеть. «Попросту нужно сесть, варить борщ и рассказывать», — подсказал ей Иосиф Райхельгуаз.
Идея перекочевала и в его собственный постановка. Тот же борщ, тот же тихий неторопливый рассказ. Однако в какой-то момент мирное застолье прервется — так же резко и неожиданно, как как-то война ворвалась в жизнь юной Фаины.
Источник: Правительство Москвы