Моринхур и маска мистерии. 5 экспонатов монгольской коллекции Музея Востока
14 июня 2021, 12:37Моринхур и маска мистерии. 5 экспонатов монгольской коллекции Музея ВостокаПоделитьсяХрамовое панно. Монголия. Конец XIX векаРассматриваем скульптуру, изготовленную в технике утраченного воска, знакомимся с ритуалом цам и изучаем храмовое панно конца XIX века.
Коллекция искусства Монголии Государственного музея Востока насчитывает около 1500 предметов XII–XX веков. Скульптуры, живописные полотна, маски, музыкальные инструменты и бытовые предметы дают представление о жизни монголов прошлого и тибетском буддизме, который с XVI века и по сей день является основной по количеству верующих религией Монголии. Нонна Альфонсо, старший научный сотрудник отдела искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии, выбрала 5 интересных предметов коллекции и рассказала о них.
Зеленая Тара (первая половина — середина XVIII века)
Большую роль в развитии монгольской живописи и ваяния сыграл скульптор и художник, политический и верующий деятель Гомбодоржийн Дзанабадзар (1635–1724). Изучив искусство Непала, Тибета и Китая, Дзанабадзар в традициях буддийского изобразительного канона создал удивительные по своей живой красоте и притягательности образы. Его работы, признанные во всем мире шедевры, являлись святынями крупнейших монгольских монастырей и храмов, объектом изучения и повторения для последующих поколений мастеров. Таким образом появилась особая школа ваяния — школа Дзанабадзара.
В собрании Музея Востока нет скульптур самого мастера, но есть произведения его последователей. Среди них изображение богини Зеленой Тары, созданное в первой половине — середине XVIII века. Оно изготовлено из медного сплава в технике литья методом утраченного воска. Процесс это весьма кропотливый: сначала из воска вырезают или лепят модель будущей скульптуры со всеми подробными деталями, затем покрывают ее несколькими слоями глины. Каждый новый слой наносят всего-навсего тогда, когда высохнет предыдущий. Таким образом получается прочный каркас, в который заливают расплавленный металл, тем самым вытесняя воск. После этого верхнюю форму из глины разбивают.
Скульптура украшена позолоченным покрытием и вставками из полудрагоценных камней. Образ богини соответствует всем правилам буддистского канона: Зеленая Тара восседает на высоком троне из двойного ряда лотосовых лепестков, ее правая нога опирается на цветок, символизируя готовность в один момент прийти на помощь, правая рука опущена вниз, ладонь развернута наружу в знак дарования милости, а жест левой руки означает наставление в буддийском учении.
На иконах Зеленая Тара изображается с телом зеленого цвета, окруженным сияющим ореолом. Она считается милостивым божеством, которое помогает людям в их житейских проблемах. Есть поверье: за время, когда человек моргает, Зеленая Тара тысячу раз облетает мир, успевая поддержать всякому, кто попросит.
Храмовое панно (конец XIX века)
Панно с вышивкой и аппликацией — уникальный, весьма редкий экспонат. Это одно из пяти полотен, которые были созданы в конце XIX века мастерами из Урги (ныне — столица Монголии город Улан-Батор), с изображениями жертвенных подношений персонажам буддийского пантеона. Детали на атласной основе выполнены из кусочков парчи, шелка и хлопчатобумажной ткани, рисунок дополнен вышивкой шелком, золотыми и серебряными нитями. Панно довольно большое: 130 сантиметров в ширину и 250 — в длину.
Подобные полотна ранее украшали интерьеры и фасады храмов, стены дворцов. Они предназначались для оформления ритуальных церемоний. Над одним таким панно могли трудиться до нескольких десятков мастеров под руководством главного художника — создателя эскиза будущего произведения. Части аппликации вырезали по трафарету из шелка или парчи, затем фрагменты собирали и сшивали на специальной ткани-основе, всегда сверяясь с эскизом.
Картина состоит из нескольких ярусов. В центре верхнего — пьедестал из лепестков лотоса, на котором покоится магический скипетр ваджра — главный символ буддизма Ваджраяны, распространенного в Монголии. Все, что окружает престол, считается символами богатств и сокровищ Вселенной (как материальных, так и духовных), так сосуд с напитком бессмертия, белый лотос — символ чистоты и невинности, бесконечный узел счастья, восьмирадиусное колесо — эмблема учения Будды.
Представлены тут и сокровища чакравартина, в буддизме — повелителя Вселенной, который поднимает мир из хаоса на высшую ступенька порядка, а также драгоценности, помещенные в чаши из черепа, мистические ритуальные атрибуты. Самый нижний ряд — разнообразные животные: слоны, верблюды, львы, коровы, овцы, козы, яки. Словом, все, что существует в мире самого ценного, подносится в виде символического дара божеству в обмен на покровительство и наставление в буддийском учении.
Маска мистерии цам (начало ХХ века)
Такую маску использовали во время мистерии цам — так в Монголии называли особые ритуальные танцы и пантомиму в масках, которые исполнялись раз в году в крупных буддийских монастырях. Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в каждом монастыре были свои приоритеты: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным.
В цаме принимали участие специально подготовленные монахи, которые прошли посвящение. Ритуальные костюмы и маски делали из папье-маше или дерева, раскрашивали, покрывали лаком, позолотой, порой даже инкрустировали драгоценными камнями. Маска могла весить до 30 килограммов. Их изготовление приравнивается к высокому искусству.
Эта маска представляет Яму, в буддизме и индуизме — божество смерти, судью человеческих душ. Обыкновенно его изображают с рогатой головой быка. Почему? На это отвечает тибетская предание. Однажды в пещеру, где некий отшельник на протяжении длительного времени предавался медитации, забрались два разбойника с украденным быком. Злодеи тут же убили зверь, отрезав ему голову. Заметив свидетеля, они решили расправиться и с ним. Когда к аскету вернулось разум, он обнаружил, что у него отсутствует голова. Придя в неистовство, несчастный стал метаться по пещере в поисках своей головы, однако все, что ему удалось отыскать, была голова убитого ворами быка. Несчастливый водрузил ее себе на плечи и, испытывая страшный гнев, убил разбойников и угрожал, что уничтожит всех жителей Тибета. Милостивые божества смогли обуздать его, а за его высокие духовные заслуги подарили ему власть над подземным миром.
Моринхур (1950)
В стране всадников образ коня — 1 из самых популярных, и пример тому — самый известный монгольский музыкальный инструмент моринхур. Это двухструнный смычковый инструмент, он состоит из трапециевидного ящика-корпуса и довольно длинного и узкого грифа. Смычок немножко напоминает по форме изогнутый монгольский лук и изготовляется из гибкого березового прута, на который натягиваются волосы конского хвоста. Длинные грифы моринхуров непременно украшены скульптурными головами коней. Это животное и дало название инструменту: «морь», или «морин», в переводе с монгольского означает «конь». Кроме того, звук, издаваемый инструментом, напоминает ржание лошади.
В Монголии существует немало трогательных легенд о том, как появился моринхур. Одна из них повествует об одновременном рождении не всего только инструмента, но и самой монгольской музыки: больше тысячи лет назад жил неимущий пастух, у которого был единственный верный друг — вороной конь Кара Морь. Когда тот умер, пастух загрустил. Добрые духи сжалились и посоветовали ему выдернуть из хвоста коня несколько волос, смастерить из куска дерева ящик, обтянуть его кожей, приделать к нему деку, гриф увенчать резной головой коня. Так и получился моринхур, в звучании которого пастух узнал голос своего друга.
Экспонат, представленный в музее, сделал популярный монгольский мастер Д. Гунд в середине ХХ века. Корпус он украсил резным растительным узором и традиционным орнаментом алхан хээ. В нижней части грифа он изобразил динамичную сцену битвы двух коней.
В коллекции Музея Востока есть несколько моринхуров. 1 из них был передан маршалом Климентом Ворошиловым, получившим инструмент в дар во время своего визита в Монголию в 1950-е годы.
Поясной комплект (1949)
Без такого поясного набора раньше не мог обойтись ни один монгол. Традиционная монгольская одежда — халат дээл — не имеет карманов, потому все мелкие предметы, необходимые при постоянных кочевках, крепились с помощью специальных подвесок к поясу. В комплект обязательно входили нож в ножнах, часто с палочками для еды, и огниво-кресало.
Поясные аксессуары были гордостью владельца и потому изготавливались добротно и со вкусом украшались. Декор быстрее всего состоял из серебряных накладок, покрытых чеканным орнаментом. Рисунок мог дополняться гравировкой и инкрустацией из цветных камней.
Часто такие наборы представляют собой подлинные произведения искусства. Как, так, поясной набор, выполненный монгольским мастером Б. Тожилом в 1949 году. Б. Тожил — заслуженный деятель искусств Монгольской Народной Республики. В этом наборе он весьма умело сочетает сталь, серебро, красное дерево, кость и кожу. Клинок мастер украсил с двух сторон желобками с легкими чеканными завитками растительного орнамента, кожаный футляр для огнива покрыл резными и серебряными пластинами. Сияние кружевных серебряных подвесок подчеркивает аппликация на кожаных ремешках с красными, оранжевыми и белыми вставками. Эти ремешки соединяли подвески с поясом.
В собрании музея также есть чаши аяг. Это еще 1 обязательный атрибут монгола-кочевника. Их делали из дерева или капа, полировали до зеркального блеска и украшали накладками из серебра. Из них пили и чай, и мясные бульоны.
Источник: Правительство Москвы