От извозчиков до электробуса: 12 рассказов обо всех видах московского транспорта
Сегодня столица отмечает Всемирный день без автомобиля. Горожанам предлагают на день отказаться от поездок на машинах и пересесть на велосипеды и социальный транспорт. Мы собрали рассказы обо всех видах городского пассажирского транспорта, который был или есть в Москве.
Общественный транспорт в Москве появился более 170 лет назад — в 1847 году — благодаря частным извозчикам.
Они организовали движение экипажей по маршрутам, которые в народе стали называть линейками. К каждой линейке были прикреплены кучер и кондуктор.
Вначале экипажи курсировали от центра города до застав Камер-Коллежского вала, а летом маршруты продлевали до Останкина, Сокольников, Петровского парка, Серебряного Бора. Первая стоянка была прямо на Красной площади, затем ее перенесли к Ильинским воротам. Конкуренцию конке, трамваю, автобусам и такси извозчики выдерживали до 30-х годов прошлого века. Но и сейчас в Москве много мест, где кучера и лошади с лентами в гривах по праздникам ждут людей, желающих попросту покататься.
Конка. Навсегда ушла в прошлое
Москвичи с каждым годом все больше нуждались в регулярном и надежном транспорте, который смог бы перевозить большое количество пассажиров. Но смена линейкам пришла лишь спустя четверть века, к открытию Политехнической выставки. Это был конный трамвай — вагоны, которые лошади тянули по путям.
Движение первых конок запустили 25 июня (7 июля по новому стилю) 1872 года от Иверских ворот до Белорусского вокзала.
К ноябрю 1891 года в Москве работало 25 линий конного трамвая совокупной протяженностью 94 километра. По всем направлениям можно было проехать по одному билету, что снизило стоимость и увеличило число пассажиров. На маршруты ежедневно выходило около 400 вагонов и порядка двух тысяч лошадей.
Использование конки в Москве продолжалось вплоть до 1912 года.
Трамвай. «Витязи» на Тверской Заставе
Первые трамваи запустили в Москве 26 марта (7 апреля) 1899 года, они стали курсировать от Бутырской заставы до Петровского парка. Трамваи могли развивать невиданную прежде скорость около 27 километров в час, а потому стали вытеснять медленные конки.
Со временем трамваев становилось больше, открывались новые линии. Трамвайное движение не прекращалось никогда, даже в критический день обороны Москвы, 16 октября 1941 года, когда остановилось метрополитен.
Сегодня протяженность трамвайной сети — 418 километров. В будние дни на 48 маршрутов выходят более 620 трамваев. В прошлом году на линиях появились современные низкопольные составы «Витязь-М», и до конца 2019-го Москва получит еще 100 таких вагонов. В прошлом году москвичей порадовало возвращение трамвайной линии на площадь Тверская Застава.
Автобус. Комфортно, круглосуточно
Из-за нежелания городских властей основывать лишнюю конкуренцию трамваям первые автобусы были запущены в предместье — от Камер-Коллежского вала в районе Марьиной Рощи до Останкина. Так в Москве 17 июля 1907 года появилось автобусное сообщение.
В дачный сезон по этому маршруту курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А.Д. Шереметеву.
Первый регулярный автобусный маршрут в центре Москвы появился лишь спустя 17 лет, 8 августа 1924 года. Восемь английских автобусов марки «Лейланд» курсировали от Каланчевской площади минуя Мясницкую улицу до Белорусского вокзала.
В конце 1980-х на автобусы приходилась треть всех перевозок общественным транспортом — ими ежедневно пользовались около 3,3 миллиона человек (граждане города составляло тогда 8,5 миллиона жителей).
Сейчас московский транспортный парк — один из самых современных в Европе. С 2011 года он обновлен на 90 процентов, средний возраст московских автобусов сегодня — менее пяти лет. Этот же показатель в Париже составляет 7 лет, в Лондоне — 7,5 года, в Стокгольме — восемь лет, в Вене — 9 лет.
Новые автобусы оснащены системами климат-контроля, видеонаблюдения, спутниковой навигации, электронными табло для пассажиров, откидными аппарелями и креплениями для инвалидных колясок, они доступны для маломобильных групп населения, соответствуют экологическому классу «Евро-5».
Востребованными стали ночные маршруты автобусов — удобная и экономичная альтернатива такси. В них действуют все льготы на проезд в общественном городском транспорте.
Такси. Ренессанс последних лет
Первое такси в городе было замечено журналистами «Голоса Москвы» в сентябре 1907 года. Газетчики обнаружили автомашина американской марки Oldsmobile с вывеской «Извозчик. Такса по соглашению».
К 1930 году в Москве работало уже два таксопарка. В 1980-х общее число такси достигло 18–19 тысяч. Но в 1990-е годы легальное такси почти исчезло, а городские улицы наводнили частники.
Сегодня рынок такси удалось легализовать. Москвичи совершают около 760 тысяч поездок на такси ежедневно. Среднее время ожидания машины сократилось до пяти минут, это 1 из лучших показателей в Европе. Средняя стоимость поездки — 449 рублей, среднее время в пути — 20 минут, а средняя дистанция — 10,6 километра.
С помощью городских субсидий таксопарк удалось обновить почти на 45 процентов. Сегодня он — 1 из самых молодых в Европе, средний возраст машин — менее трех лет.
Появилось социальное такси, которое удобно для маломобильных граждан. В 2017 году его услугами воспользовались больше 385 тысяч человек.
Электрички. Интеграция с московским транспортом
Пригородное сообщение было налажено еще в XIX веке, однако датой поездки первого электропоезда считается 29 августа 1929 года. В этот день электричка перевезла первых пассажиров от Ярославского вокзала до станции Мытищи. Вскоре был электрифицирован весь московский узел. Пригородные поезда в столице уходят с девяти вокзалов по 10 направлениям.
До последнего времени пути пригородного железнодорожного сообщения были слабо интегрированы в московскую транспортную систему, но в последние годы положение начало меняться. Во-первых, стал качественно улучшаться подвижной состав пригородных электропоездов. Во-вторых, железнодорожные платформы начали интегрировать в единые транспортно-пересадочные узлы с метрополитен, МЦК и наземным транспортом, а некоторые платформы были перенесены для удобства пассажиров. С 1 августа проезд в электричках стал бесплатным для пенсионеров и некоторых других льготных категорий граждан.
В 2019 году начнется реализация глобального проекта Московских центральных диаметров, которые превратят железнодорожные ветки в аналог наземного метрополитен, очень похожего на МЦК. По ним с интервалом пять — шесть минут в часы пик будут ходить комфортные поезда; введут единую систему оплаты. Вначале предполагается запустить первые два диаметра: Одинцово — Лобня (протяженностью 52 километра) и Нахабино — Подольск (80 километров). Затем, в течение 2020–2023 годов, еще 4: Зеленоград — Раменское, Королев — Апрелевка, Нахабино — Железнодорожный, Пушкино — Подольск.
Троллейбус. 600 километров линий
Первый троллейбус на деревянном каркасе с металлической обшивкой поехал по Москве 15 ноября 1933 года от площади Белорусского Вокзала (ныне — площадь Тверская Застава) до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе. Его преимуществом была скорость до 50 километров в час и отопление в холодное время года. Длина линий троллейбусной сети Москвы сейчас насчитывает 600 километров. В 2010–2018 годах для обновления троллейбусного парка было закуплено 573 новых современных троллейбуса.
Метрополитен. Бурное развитие
Настоящим прорывом в развитии общественного транспорта стало открытие метрополитен 15 мая 1935 года. Первая линия соединила «Сокольники» и «Парк культуры», ее ответвление протянулось до «Смоленской». Сейчас московский метрополитен — седьмой в мире по протяженности (после Шанхая, Пекина, Сеула, Лондона, Нью-Йорка и Гуанчжоу). После открытия 30 августа нового участка Солнцевской линии протяженность Московского метрополитена составляет около 380 километров (221 станция). В ближайшие годы московское метрополитен продолжит бурное развитие — в разной степени строительства или проектирования сейчас находится еще около 200 километров линий. Задача — добиться того, чтобы не меньше 90 процентов москвичей жили в шаговой доступности от станций метрополитен.
Монорельс. Странный эксперимент
Почти 70 лет в Москве не появлялись новые виды транспорта.
20 ноября 2004 года между «ВДНХ» и «Тимирязевской» была открыта линия первого в России пассажирского монорельса протяженностью 4,7 километра. По задумке, новый для столицы вид транспорта должен был разгрузить Экспозицию достижений народного хозяйства в дни Экспо-2010, для проведения которой Москва подала заявку. Сообразно первоначальным планам, линия монорельса должна была отвозить часть гостей от перегруженной станции метрополитен «ВДНХ» к станции «Тимирязевская». Однако линию еще не успели достроить, когда стало ясно, что Москва борьбу за право одобрить Экспо-2010 проиграла. Вдобавок поезда для монорельса были закуплены у компании, которая производила не транспорт, а парковые аттракционы, потому ездят они очень медленно.
Сейчас монорельс функционирует, но курсируют поезда довольно редко — раз в полчаса. Фактически он переведен в экскурсионный режим.
Каршеринг. Недорого и практично
Осенью 2015 года в столице запустили проект «Московский каршеринг» — краткосрочную аренду автомобилей. Услуга стала популярной: ежедневно горожане пользуются ей около 25 тысяч раз. В системе каршеринга уже зарегистрированы более миллиона человек. До конца 2018 года всеобщий парк авто для каршеринга составит не менее 10–15 тысяч машин.
Стоимость минуты аренды автомобиля — примерно 8 рублей. За бензин пользователям каршеринга платить не надо. Кроме того, можно безвозмездно пользоваться городскими платными парковками.
МЦК. Любовь с первого взгляда
В отличие от монорельса, другое нововведение оказалось сверхпопулярным. Открывшееся 10 сентября 2016 года Московское центральное кольцо сразу полюбилось москвичам за скорость, качество и комфорт. МЦК стало первым в Москве аналогом городской электрички, такой, как в Париже или Берлине.
Сегодня москвичам доступна 31 станция с 14 пересадками на метрополитен и шестью пересадками на пригородный железнодорожный транспорт. В электропоездах есть кондиционеры, биотуалеты, информационные панели, бесплатный Wi-Fi, розетки для подзарядки гаджетов. Удобство линии и комфорт поездок сделали МЦК популярным видом транспорта у москвичей. В день «Ласточки» перевозят 400–450 тысяч пассажиров. Фактически МЦК стало для москвичей еще одной, 14-й, линией метрополитен.
Электробус. Экология и передовые технологии
1 сентября 2018 года на улицы Москвы вышел новый для столицы вид городского транспорта — электробус. С этого дня столица России присоединяется к списку городов, где для того чтобы защитить окружающую среду от загрязнений, переходят на новый вид экологически чистого транспорта. Электробусы ходят в странах Скандинавии (Норвегия, Дания, Финляндия), Великобритании, некоторых странах континентальной Европы (Германия, Швейцария, Франция), в Китае и Белоруссии. Перед автобусом электробус имеет преимущество в экологической чистоте и отсутствии вредных выбросов, перед троллейбусом — в маневренности и возможности поехать по любой улице, вне зависимости от контактной сети.
Поначалу электробусы вышли на 1 маршрут — 73-го троллейбуса (который ходит из Бибирева к южному входу ВДНХ). До конца 2018 года планируется запустить электробусы еще на пяти маршрутах. Весь сентябрь проезд в электробусах будет бесплатным. Первая партия электробусов будет насчитывать 200 машин, а затем столица будет каждый год закупать по 300 электробусов.
Источник: Правительство Москвы