Как «МЭШ» помогает учителям обмениваться опытом, а ученикам — получать знания
«Московской электронной школе» уже два года. Как работают с проектом столичные учителя, рассказывает Татьяна Никульникова, педагог школы № 1571, трехкратный обладатель гранта за вклад в развитие «МЭШ».
Сегодня к образовательному проекту «Московская электронная школа» подключены все образовательные учреждения столицы. Благодаря ему родители могут напрямую общаться с учителями, преподаватели — обмениваться опытом, а ученики — получать знания онлайн на любых устройствах в удобное время.
«МЭШ» этой осенью исполнилось два года. На старте проекта его опробовали в шести московских образовательных учреждениях. Mos.ru поговорил с Татьяной Никульниковой, учителем математики с 10-летним стажем. Она преподает в школе № 1571, которая одной из первых подключилась к системе. Педагог рассказала о том, как новые технологии в образовании воспринимают ученики и их родители, а также чем проект помогает педагогам.
«1 сентября 2016 года мы вступили в проект “МЭШ”. В школе появились интерактивные панели, Wi-Fi, было оборудовано рабочее место учителя. Специалисты Городского методического центра провели занятия по работе с электронной библиотекой, созданию контента, сценариев урока. И мы начали трудиться, наполнять библиотеку своими материалами», — говорит учитель.
Выйти за рамки
Уже больше 100 уроков Татьяны Никульниковой пополнили библиотеку проекта. Однако преподаватель отмечает, что использует в работе и сценарии коллег. Для этого довольно указать в поиске тему интересующего урока и выбрать, какой больше нравится. Причем необязательно использовать сценарий полностью, можно его отредактировать или взять лишь часть информации.
«Уроки в базе “Московской электронной школы” высокого качества, потому что они проходят серьезную модерацию. Разумеется, сегодня в интернете можно найти презентацию к любому уроку, но в ней могут быть ошибки, она может не соответствовать уровню класса. А тут контент проверяют учителя-эксперты, материалы которых уже были опубликованы в “МЭШ”. Так, мой урок, который я создавала, проверяли несколько раз: его отклоняли, приходилось что-то исправлять, включать интересные задания. Только лишь после того как урок одобрят, он становится доступен всем учителям Москвы», — объясняет Татьяна Никульникова.
Педагог подчеркивает, что такая система стирает школьные границы: так, можно попасть на виртуальный урок к учителю, который работает на другом конце города. К тому же «МЭШ» повышает профессиональный степень преподавателя, потому что у него есть возможность знакомиться с лучшими уроками и перенимать эксперимент коллег. По словам Татьяны Никульниковой, это особенно важно для молодых учителей, которые всего только приходят работать в школу.
«Вспоминаю, как я в школу пришла. Понятно, что молодой учитель, когда он всего лишь начинает работать, бегает к опытным коллегам, спрашивает, сомневается. Это нормально, и так должно быть. Я тоже бегала к опытным учителям, сидела у них на уроках, какую-нибудь информацию переписывала, что-то ксерокопировала. А сейчас возможностей больше», — уверена педагог.
Интерактивные панели и электронные дневники: учителям помогают разобраться в работе «МЭШ»Домашнее обучение: 120 детей получат ноутбуки с доступом к «МЭШ» Обучать по-новому: педагогам вручили более 300 грантов за развитие «МЭШ» 22 тысячи уроков: как получить грант за развитие «Московской электронной школы»
Заинтересовать учеников
Татьяна Никульникова трижды получала грант за создание контента для «Московской электронной школы». В частности, за написание модулей, которые посвящены определенной теме. Каждый модуль включает несколько уроков, а также задания для проверочных и контрольных работ.
«Это такой законченный блок. Необходимо, чтобы каждый задание был проверен и прошел экспертную модерацию на соответствие всем критериям. У меня был модуль для пятого класса по математике, для десятого класса по алгебре и для седьмого — по геометрии. Особенности у каждого предмета и возраста свои. Это большая разница — писать задание для пятого класса и для старшей школы. Модули между собой сильно отличаются. Мне было увлекательно, смогу ли я сделать уроки для разных возрастов, используя возможности “МЭШ”», — рассказывает Татьяна Никульникова.
Так, в уроке для пятого класса она использовала разные типы заданий, чтобы малыши постоянно переключались и не заскучали. Для седьмого класса педагог разработала большое количество заданий по геометрии: «Геометрию можно применить в повседневной жизни, потому я придумывала сама прикладные задачи».
Татьяна Никульникова отмечает, что благодаря «Московской электронной школе» удается больше проходить на уроке. Так, в старших классах учащимся нужно решать много математических задач, для которых ранее приходилось на доске от руки чертить громоздкие таблицы, чертежи. Сейчас это в прошлом, поскольку нужные материалы уже есть в сценарии урока — их довольно вывести на экран.
«Все это и раньше было нам знакомо, мы это знаем и умеем, но с помощью инструментов “МЭШ” можно создать полезные элементы урока, яркие и запоминающиеся детям. “МЭШ” — цифровой помощник, инструмент, который помогает учителю работать», — подчеркивает педагог и говорит, что на написание первых сценариев уходило довольно много времени. Собственный первый урок для «МЭШ» Татьяна Никульникова готовила около недели. Все потому, что требования к контенту, который попадет в «МЭШ», очень высокие. Но с практикой время работы над сценариями значительно сократилось.
«Задание должен соответствовать теме, включать разные этапы. Обязательно должно быть видео, интерактивные, тестовые и тематические задания, так про район, в котором живут ученики, или о том, что их окружает. Также нужно включать задания, аналогичные тем, которые могут предложить в ходе национальных и международных программ, так PISA. Все это нужно, чтобы ребята понимали: это наука, не оторванная от жизни, она им пригодится. Каждый задание должен быть продуман: и устная часть, и проверка домашней работы, объяснение, закрепление. Вот эта смена деятельности и рождает целостный хороший задание», — объясняет учитель.
Удивить родителей
Оценили возможности «Московской электронной школы» и родители школьников. Они не лишь следят за успехами детей в электронном дневнике и журнале, но и очно знакомятся с работой педагога.
«Я проводила открытый задание в седьмом классе на тему “Решение уравнений и задач”, посвященный Московскому планетарию. Там много интересных экспонатов, по которым можно что-то посчитать. Родителям весьма понравилось, они даже задавали вопросы: “У вас все такие уроки? — и говорили: — Если бы у нас были такие уроки, мы бы в школу с большим удовольствием ходили”. Родители-то помнят себя в школе, когда были всего лишь учебники и тетради», — говорит Татьяна Никульникова.
По ее словам, мамы и папы с восторгом реагируют на интерактивные задания, порой даже больше, чем сами школьники, которых уже не удивишь большим планшетом, в отличие от их родителей.
Источник: Правительство Москвы