Сто лет спустя: какими были первые субботники и какими они стали сейчас
Во время работы на Всесоюзном коммунистическом субботнике близ здания Московского университета имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах. Автор Курдачев. 11 апреля 1970 года. Главархив МосквыВ апреле 1919 года 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» после рабочей смены вернулись в цех и по собственной инициативе отремонтировали три паровоза. В сохранившихся документах столетней давности, которые публикует mos.ru, рассказана история первых субботников в Москве.
Эй, товарищи, железнодорожник и водник!
Помните,
каждый честный работник
должен ходить на субботник!
Владимир Маяковский
Этой весной исполнилось сто лет традиции проведения субботников. Хотя совместная работа для общего блага появилась в России намного ранее. В деревнях для какого-то важного и срочного дела собирали толоку. Все жители села выходили совместно делать некое общее дело — убирать урожай, вырубать лес, строить дом или церковь.
С чего все начиналось
В 1919 году традиция совместного труда получила идеологическую окраску — старинная народная толока превратилась в коммунистические субботники. В то время в стране шла Гражданская война, экономика переживала упадок, Красная армия нуждалась в помощи. Первый субботник прошел спонтанно. Важно, что инициатива исходила «снизу».
В субботу, 12 апреля, 1919-го в 20:00 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» на Казанской железной дороге после очередной смены не пошли домой отдыхать, а вернулись в цех и продолжили ремонтировать паровозы. Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков, а решение принималось на заседании партийной ячейки.
В ту ночь железнодорожники отработали сверх нормы 10 часов и починили три паровоза. Вот что записал в протоколе бригадир Иван Бураков:
«Коммунистическая ячейка при депо “Москва-Сортировочная” Московско-Казанской железной дороги постановила: отработать в субботу под воскресенье с 12 на 13 апреля в ночь, что и было приведено в жизнь. К работе было приступлено в 8 часов вечера, и производилась до шести часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза <…> Когда ремонт был исполнен в полном смысле, <…> то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели “Интернационал” и стали расходиться по квартирам…».
После Бураков начал повествовать об идее субботников товарищам по партии. Ею заинтересовались.
«Субботники возникли по инициативе ячейки депо “Сортировочная” Казанской дороги <…> Товарищем Бураковым был сделан доклад об этом на делегатском собрании района. Доклад был принят к сведению, но эта идея была подхвачена товарищем Жуком. Товарищ Жук разработал ее и ввел субботники на Казанской железной дороге, затем напечатал статью в газетах под названием “Работа по-революционному!”. После введения субботников на Казанской железной дороге этот вопрос обсуждался в районном комитете, и было решено организовать субботники по всем дорогам», — говорилось в одном из отчетов.
Статья «Великий почин»
В мае идея бесплатного совместного труда на благо Родины начала распространяться по всей стране. Уже 10 мая на Казанской железной дороге состоялся второй субботник — в нем поучаствовали 205 человек. После этого в мае — июне их провели на разных железнодорожных станциях страны.
Первые субботники в апреле и мае 1919 года были добровольными. Это был искренний порыв рабочих поддержать стране. Но уже через пять дней после второго субботника Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) принимает постановление, сообразно которому коммунисты были обязаны работать по субботам не менее шести часов.
Повлияло это постановление или нет, но уже в июне в субботниках поучаствовали 653 члена партии. В июле даром на благо Родины потрудились 1510 коммунистов и 608 беспартийных москвичей — такие данные давал учетно-статистический отдел Московского комитета Российской коммунистической партии (большевиков).
Для беспартийных коллективный труд был действительно добровольным, однако и их пытались притягивать к работе. Например, перед очередным субботником на предприятиях проводили собрания, и те из рабочих, кто соглашался на участие, давали расписку. Но часто случалось так, что расписавшиеся впоследствии от субботников отлынивали. А те, кто не изъявлял желания, наоборот, в крайний момент решали поучаствовать. Словом, царила неразбериха и комитеты заблаговременно никогда не знали точного числа «субботничающих».
Некоторые коммунисты предлагали более радикальные меры привлечения к добровольному труду, так лишать отлынивающих продовольственных пайков и премий. Но такие идеи осуждались партийным руководством и оставались лишь на бумаге.
«Собрание организаторов субботников, обсудив эти предложения, постановило: приветствуя все способы агитационного характера к привлечению на субботники широких масс беспартийных, считать недопустимым какое бы то ни было насилие субботничающих. Также признать недопустимым производить вычеты из продовольственных выдач за неучастие в субботниках».
Понемногу феномен субботников выходил на высший государственный степень. В конце июня 1919-го Владимир Ленин пишет статью: «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)». В ней он размышляет о значении этого нового явления в жизни страны и итого мира.
Беспартийные выходят на субботники
После этой статьи субботники стали проводить быстрее, а их участников становилось все больше. В августе в Москве был 4151 «субботничающий», а в сентябре — 6772. Небольшой спад пришелся на октябрь, но зато уже в ноябре на бесплатную работу в столице вышли 15 928 человек.
В Москве было сформировано бюро субботников, а в каждом районе появились специальные отделы, которые сообщали предприятиям, сколько людей они должны предоставить на очередной «праздник труда».
В это время обязательным становится участие коммунистов в субботниках не реже двух раз в месяц. Беспартийные продолжают «субботничать» добровольно. Работы начинаются с распределения по отрядам — в каждом не более ста человек. Отряды делятся на группы численностью до 25 человек. Назначаются старшие, которые руководят работами и отмечают тех, кто явился и кто не пришел. Они же руководят выдачей продуктов для работников.
Субботники продолжались не менее четырех часов, но часто длились дольше — пока все работы не будут закончены.
13 сентября на субботник впервые вышли участники московских организаций Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Работа велась на станции Москва-Товарная.
«Был расчищен участок двора, закиданный железными полосами, и затем при участии нескольких взрослых товарищей был разгружен состав поезда, заполненный машинами (токарными станками и т.п.)».
В Москве, как и по всей стране, стали протекать тематические недели. Например, с 11 сентября стартовала Неделя охраны труда и ремонта. В субботник, который приходился на эти дни, предписывалось ремонтировать и приводить в порядок помещения депо и мастерских, а также проводить «работы по очистке железнодорожных территорий от нечистот».
Тематические недели
Количество участников субботников резко выросло в 1920 году. В январе их стало свыше 35 тысяч человек. Причем большинство — почти 25 тысяч — были беспартийными. Все дело в том, что в первый месяц года по всей стране прошла Неделя фронта. Ленин и партия призывали советских граждан усиленно трудиться и тем самым помогать Красной армии.
В Москве Неделя фронта началась с массового субботника. Рабочий день был увеличен, а сверхурочная оплата шла в поддержка армии.
«Москва. Неделя фронта проходит с неизменным успехом. Все советские учреждения, все фабрики, заводы, типографии, железные дороги в пользу Недели фронта делают отчисления: отдают свои пайки, отказываются от купонов и продовольственных карточек. Митинги проходят с большим подъемом», — писала в те дни газета «Известия».
В феврале на субботники вышли более 40 тысяч человек. И опять большинство участников были беспартийными.
В конце марта — начале апреля состоялся IX съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Одно из его постановлений звучало так: «Превратить интернациональный пролетарский праздник, 1 Мая, выпадающий в этом году на субботу, в грандиозный Всероссийский субботник».
Кроме того, было принято решение трудиться над тем, чтобы субботники вошли в повседневную жизнь граждан, а членов партии, которые от них уклоняются, следовало сурово карать — заносить в черные списки, чтобы в дальнейшем они не могли занимать никаких постов, «требующих общественного доверия».
Первый Всероссийский субботник и Ленин с бревном
Первый Всероссийский субботник прошел 1 мая 1920 года. В Москве в нем приняли участие около 450 тысяч человек. Владимир Ленин решил лично подать пример и заниматься уборкой на территории Кремля. Сохранилась снимок, на которой он запечатлен несущим с товарищами бревно. Правда, снимок остался итого один, но зато потом художники нарисовали множество картин, на которых Ленин несет бревно.
Позже этот сюжет стал весьма популярным в советской пропаганде. Его не только изображали на картинах и плакатах, но и описывали в стихах, художественных произведениях и даже исторических книгах.
«Курсанты таскают тяжелые бревна. Комиссар становится в пару с Лениным. Первые минуты между ними идет безмолвная борьба. Комиссар, щадя возраст и силы Владимира Ильича, берет бревно за тучный конец. Ленин, не желая отставать, пытается предупредить его. Наконец Ленин не выдерживает:
— Вы, товарищ, подводите меня с работой. Я работаю меньше вас.
— Это всего лишь справедливо, Владимир Ильич: вам — пятьдесят, мне — двадцать 8». (Из книги «Москва. Очерки по истории великого города»)
Добровольно-принудительно
В 1922 году Гражданская война в России закончилась, а первоначальный резон субботников — помогать армии и фронту — вроде бы исчез. Однако бесплатная работа по субботам продолжалась. Субботники рассматривались как новый формат организации рабочих, как предтеча будущего общества, к которому стремится советский человек.
В 1920-е годы в коммунистических субботниках ежемесячно участвовали сотни тысяч москвичей. Но все быстрее их стали критиковать. В основном это были коммунисты, недовольные обязаловкой для членов партии. Участие для беспартийных все еще оставалось добровольным.
Ближе к 1930-м коммунистические субботники исподволь становились обязательными для всех. Сначала уклоняющихся от «праздников труда» прилюдно стыдили. Позже участие окончательно стало добровольно-принудительным — отказаться было нельзя.
«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо стройка метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метрополитен. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки», — надпись на плакате с критикой тех, кто уклоняется от субботников (первая половина 1930-х).
Субботники проходили в СССР вплоть до 1990-х. Обязательными для всех предприятий были «праздники труда», приуроченные ко дню рождения Ленина — 22 апреля. Во все остальные дни субботники проводились нерегулярно. Основными работами стали уборка, наведение порядка и облагораживание территории. В субботниках участвовали школьники и студенты. Трудились советские граждане в основном по месту работы и учебы.
Спустя сто лет
После распада СССР казалось, что субботники ушли в прошлое. Коммунизм уже никто не строил — ни на деле, ни на словах. А значит, и коммунистические «праздники труда» стали не нужны — ни добровольные, ни принудительные.
В Москве субботники получили вторую жизнь в середине 1990-х. Они опять стали добровольными, но уже без коммунистического подтекста. Организаторы вспоминали лишь про историческую преемственность, но не про идеологическую. Субботники — прекрасная возможность лично поучаствовать в уборке города после зимы. На них приходят все, кто хочет видеть столицу красивой и ухоженной.
Источник: Правительство Москвы