«Кто, кроме нас»: как трудятся соцработники в Москве в этап пандемии
МОСКВА, 26 апреля. /Корр. ТАСС Ксения Асафова/. Надобность в социальных работниках и волонтерах в Москве заметно выросла за последний месяц на фоне распространения новой коронавирусной инфекции. С введением всеобщей самоизоляции увеличилось число жителей, которые пользуются их услугами, чтобы оставаться дома. Это старшее поколение москвичей, а также граждане с хроническими заболеваниями и люди с инвалидностью. Среди них есть те, кто опасался, что из-за действующего режима изоляции останется в полном одиночестве, без внимания. КорреспондентВ пресс-службе столичного департамента труда и социальной защиты населения ТАСС сказали, что во всех округах Москвы сегодня работают более 9,7 тыс. социальных работников и 1,2 тыс. волонтеров на базе центра "Моя карьера". На сегодняшний день они справляются со своими задачами, но в случае необходимости число сотрудников службы будет увеличено до 13 тысяч. Социальные работники и волонтеры занимаются покупкой и доставкой гражданам продуктов и лекарств, корма для домашних животных, выгулом собак. Кроме того, они готовы поддержать москвичам в решении таких бытовых проблем, как оформление заказа на онлайн-доставку продуктов из магазина или вынос мусора.
"За крайний месяц увеличилось количество людей, получающих дополнительную адресную социальную поддержку: добавились москвичи, находящиеся на самоизоляции, и те, кто впервые обратился за услугами центров социального сервиса в период карантина. Конечно, соцслужбам приходится помогать большему количеству людей, но на сегодняшний день они справляются", — сказали в пресс-службе департамента.
"Мы в ответе за наших подопечных"
"У меня подъем в 6 утра, потом я иду на работу, беру документы, еду за лекарствами в аптеку, после иду по адресам, куда надо их доставить. После этого возвращаюсь в центр, смотрю список запросов на продовольствие, отправляюсь в магазин, покупаю их и разношу. Формально мой рабочий день заканчивается в 6, но главное — помочь всем нуждающимся, так что иногда приходиться и задержаться", — описал собственный день 29-летний сотрудник территориального центра социального обслуживания "Ярославский" Николай Шабанов.
Он рассказал ТАСС, что стал соцработником два года назад. На тот момент у него за плечами было высшее образование, связанное со сферой атомной энергетикиМолодой человек также отметил, что с началом пандемии коронавируса стало больше работы. Если раньше люди, как правило, сами ходили за продуктами и доставлять их надо было всего только маломобильным гражданам, то теперь соцработники приносят их всем, кто находится в группе риска. Но мысли о том, чтобы уйти и выждать непростые времена, у Николая не было.
"А кто, кроме нас, будет это делать? Мы в ответе за наших подопечных. Я родился в семье военнослужащих, дед служил в Афганистане, в моей семье не принято "отсиживаться" в безопасности, и я не буду. И усталости я не чувствую", — поделился он.
Соцработник отметил и изменения в настроении некоторых его подопечных с началом пандемии. Так, бабушка Ксения Петровна сначала боялась, что из-за режима изоляции она останется совсем одна и никто ей не поможет. "В последние две недели я заметил, что у нее значительно снизилось эмоция тревоги. Она поняла, [что] без внимания ее не оставят, что я буду по-прежнему приходить, помогать, общаться с ней. Она живет одна, ей нужно внимание, мы порой говорим по телефону, пока я иду по другим адресам — она обсуждает со мной все, что видит по телевизору. Когда не было изоляции, рассказывала мне, куда ходила, что посмотрела", — рассказал Николай. Он добавил, что свою работу любит и считает ее престижной.
Никакой паники
Галина Тимченко отдала профессии соцработника 28 лет своей жизни. До этого она была воспитателем в детском саду в Москве, но во времена перестройки учреждение закрыли. Женщина подалась в соцслужбу и поняла, что это ей по душе. Сегодня она удостоена звания почетного работника соцзащиты населения Москвы.
"Предлагали мне впоследствии опять работу в детсаду, но мне уже не хотелось уходить из соцслужбы. Я такой человек — у меня две записи в трудовой книжке, детский сад и эта. Выгорания я не испытываю. Мне нравится оказывать внимание пожилым людям, ухаживать за ними", — поделилась она.
В числе своих рабочих обязанностей Тимченко называет поддержка в уборке квартиры, мытье окон, оказание санитарно-гигиенических процедур.
"Пандемия не напугала меня. Я вроде как еще не старушка, силы и желание трудиться у меня есть, а вот страха нет. Надеваю масочку, перчаточки и иду. Думаю, тут надо блюсти личную гигиену и надеяться на бога. Паники среди моих подопечных нет, это люди старой закалки, они говорят: "Мы пережили войну и это как-нибудь переживем", — смеется женщина.
О работе социальных помощников
Как сообщила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, итого с 23 марта соцработники и волонтеры оказали пожилым гражданам и людям с хроническими заболеваниями, находящимся в режиме самоизоляции в условиях пандемии коронавируса, свыше 300 тыс. услуг.
К началу режима самоизоляции столичные центры социального сервиса были переведены на выездной формат оказания услуг. Теперь москвичам не нужно приходить в центр, чтобы подать заявку на ту или иную услугу. Все заявки принимаются онлайн и предоставляются нуждающимся по месту жительства. Так, таким образом можно получить технические средства реабилитации, электронные социальные сертификаты на продовольствие и другое.
Кроме того, с марта в Москве работает горячая линия комплекса социального развития, куда могут обратиться москвичи из группы риска, чтобы подать заявку на получение какой-либо социальной услуги, ее номер 8 (495) 870-45-09.
По материалам информагентства ТАСС.