Масштаб и комфорт для тысяч пассажиров: на МЦД-1 открылась станция Славянский Бульвар
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим МишинСтанция, по сути, станет городским вокзалом, связывающим метрополитен, МЦД и наземный транспорт.
На МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) открылся новая станция Славянский Бульвар. Она станет одним из крупнейших транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Первый поезд прибыл туда 29 июня в 04:36.
«1 из самых крупнейших транспортно-пересадочных узлов Москвы. Здесь интегрированы метрополитен, МЦД и наземный транспорт. Пешком можно добраться от района Фили-Давыдково. Весьма востребованная инфраструктура, сделана качественно, современно. Приятно, я думаю, пассажирам будет пользоваться», — отметил Сергей Собянин во время осмотра станции.
Он отметил, что при строительстве Московских центральных диаметров жители быстрее всего спрашивали про открытие станции Славянский Бульвар.
«Я обещал, что весной-летом построим. Ну вот, к сожалению, еще коронавирус, какие-то проблемы небольшие были, но по большому счету на май мы планировали, а открыли в июне. Думаю, это примечательный результат», — уточнил Мэр Москвы.
Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров поблагодарил Сергея Собянина за совместную работу и отметил, что сегодня железную дорогу можно считать самым экологичным и современным городским транспортом.
«Это действительно новый вокзал. Потому что все элементы тут присутствуют: подземные переходы, новые платформы. Вы посмотрите, 300 метров с накрытым куполом, который построен по уникальной технологии. Все это говорит о том, что таких узлов должно быть больше в агломерации», — сказал Олег Белозеров.
Стройка железнодорожной станции и ТПУ «Славянский бульвар» стало одним из крупнейших проектов по развитию первой линии наземного метрополитен Москвы. Новая станция расположена между действующими — Кунцевской и Филями — и является пересадочной с одноименной станции Арбатско-Покровской линии метрополитен, по которой ежедневно (до ввода режима повышенной готовности) передвигалось около миллиона пассажиров.
По сути, Славянский Бульвар — это новый городской вокзал, который связывает метро, МЦД, поезда «Аэроэкспресса» и наземный социальный транспорт. Славянский Бульвар по объемам пассажиропотока в перспективе может поспорить с такими ТПУ, как «Савеловская» или «Окружная» (около 150 тысяч человек в сутки).
Стройка станции началось в феврале 2019 года и завершилось через 17 месяцев, в июне 2020-го. Работы вели круглосуточно по специальной технологии без остановки движения поездов.
Олег Белозеров добавил, что объект построили в весьма короткие сроки, несмотря на пандемию. Строители строго соблюдали предписания Роспотребнадзора и продолжали работу.
Новая станция впечатляет — она размерами превосходит стандартную пригородную платформу. Ее общая площадь совместно с навесом — более 13 тысяч квадратных метров, что сравнимо с двумя футбольными полями.
Станционный комплекс состоит из двух островных платформ и нового пешеходного тоннеля. Главная конструктивная особенность объекта — навес купольного типа высотой 12 метров, шириной 40 метров и длиной 300 метров, защищающий пассажиров от дождя, снега и палящего солнца. Уникальность этого сооружения в том, что оно накрывает сразу обе островные платформы и железнодорожные пути. Такой массивной конструкции нет ни на одном остановочном пункте Московского железнодорожного узла.
На станции создана безбарьерная среда: для выхода в город и на платформы установлены эскалаторы и лифты. Переход минуя железную дорогу и выход на улицу Герасима Курина возможен в теплом контуре по новому пешеходному тоннелю шириной 6 метров. Чтобы пересесть на метро, пассажирам достаточно спуститься с платформы в переход, который интегрирован с вестибюлем подземки. По сравнению с прежним подземным переходом новый тоннель стал намного просторнее и комфортнее. В нем установлены турникеты, билетные терминалы, санитайзеры и электронные информационные табло.
Славянский Бульвар расположен в шаговой доступности для 115 тысяч москвичей — жителей района Фили-Давыдково. Многим пассажирам, следующим из области в Москву, сейчас не придется добираться до Белорусского вокзала, чтобы пересесть на метро или поезда «Аэроэкспресс». Потенциальными пассажирами нового транспортного узла являются около миллиона жителей Подмосковья.
Ожидается, что открытие станции МЦД-1 Славянский Бульвар позволит разгрузить одноименную станцию метрополитен Арбатско-Покровской линии примерно на семь процентов, а один из самых загруженных перегонов метрополитен «Киевская» — «Парк Победы» — на 9 процентов. Нагрузка на станции МЦД-1 Кунцевская и Фили также должна снизиться.
Кроме того, ожидается снижение на 10–15 процентов пассажиропотока на 10 городских и шести пригородных автобусных маршрутах, поскольку новая станция станет альтернативой наземному транспорту для многих жителей Одинцовского городского округа, в том числе Одинцова, и Сколкова. Сейчас их путь в город станет быстрее и комфортнее, а благодаря тарифной системе МЦД еще и дешевле.
По оценкам специалистов, около трех тысяч автомобилистов со временем выберут для ежедневных поездок новый ТПУ, что на пять-шесть процентов снизит нагрузку на загруженные Кутузовский проспект и Третье транспортное кольцо.
Помимо того, с открытием нового ТПУ пассажиры получили еще одну станцию с возможностью посадки на поезда «Аэроэкспресс».
Сергей Собянин добавил, что город не остановит реализацию проекта Московских центральных диаметров: «Далее будем продолжать открывать новые платформы, новые станции на МЦД-1 и МЦД-2, заниматься улучшением качества подвижного состава».
МЦД-1: из Одинцова в Лобню за 87 минут
Движение по первым двум Московским центральным диаметрам было открыто 21 ноября 2019 года. 6 марта 2020 года пассажиропоток МЦД достиг рекордных 568 тысяч поездок. Это на 15 процентов больше, чем 6 марта 2019-го, когда по тем же маршрутам ходили обычные электрички. Итого с момента запуска поезда МЦД перевезли около 72 миллионов пассажиров.
Олег Белозеров добавил, что после снятия ограничений жители опять активно пользуются диаметрами: «Буквально за несколько дней мы видим прирост 40 процентов по сравнению к самым последним, самым жестким дням ограничений, то есть взрывной рост. Как только лишь появляется возможность, люди начинают снова пользоваться пригородным подвижным составом».
Благодаря Московским центральным диаметрам и новой билетной системе автомобилисты, пересевшие с личных автомобилей на электрички, могут экономить до 44 минут в сутки, а также до 75 процентов расходов на проезд на определенных маршрутах.
Во время пандемии пассажиропоток МЦД снизился на 65–70 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а после снятия ограничений исподволь восстанавливается до прежних масштабов.
Общая протяженность диаметра МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) составляет 52 километра с 25 остановочными пунктами, ориентировочное время в пути по первому диаметру составляет 87 минут. С девяти остановочных пунктов можно сделать пересадки на станции метрополитен и Московского центрального кольца. К 2024 году число остановок вырастет до 28, появятся новые станции Петровско-Разумовская, Дмитровская и Илимская.
На первом этапе эксплуатации МЦД-1 обслуживают 15 современных поездов «Иволга» в смешанном графике с обычными электричками и поездами «Аэроэкспресс». Интервал движения составляет пять-семь минут в часы пик. Итого курсирует 84 поезда. До конца 2020 года их полностью заменят на новые.
Благодаря МЦД-1 жители подмосковных Лобни, Долгопрудного, Одинцова и других близлежащих населенных пунктов (в совокупной сложности около 400 тысяч человек) стали быстрее добираться до Москвы. Улучшилось и транспортное сервис для жителей более 20 московских районов. Время в пути для пассажиров сократилось в среднем в полтора раза.
В рамках реализации проекта МЦД-1 была проведена и продолжается комплексная реконструкция железнодорожной и пассажирской инфраструктуры. Так, с 2018 по 2020 годы были построены третий главный путь на участке Рабочий Поселок — Одинцово и четвертый главный путь на участке Москва — Одинцово Белорусского направления МЖД. Это позволило значительно увеличить интенсивность движения поездов с сокращением интервалов почти на 50 процентов.
Появились транспортно-пересадочные узлы «Сколково» и «Славянский бульвар», реконструированы остановочные пункты Фили, Немчиновка, Одинцово и Рабочий поселок. Сейчас идет стройка остановочных пунктов Петровско-Разумовская и Дмитровская, а также реконструкция станций Долгопрудная, Тимирязевская, Новодачная, Сетунь и Баковка.
Помимо комфортных платформ с длинными навесами, строятся надземные крытые вестибюли (конкорсы) и тоннели для пассажиров по обеим сторонам от железной дороги.
В рамках второго этапа развития МЦД-1 запланировано строительство нового остановочного пункта Илимская. Закончится реконструкция конечных станций Одинцово и Лобня. После завершения работ стандарту будут соответствовать все существующие остановочные пункты МЦД-1.
Скоро, комфортно, экономично: МЦД подводит итоги первых шести месяцев работыЗа полгода пассажиры совершили более 63 миллионов поездок на МЦД
Источник: Правительство Москвы