Путь на сцену: как Академия джаза готовит солистов оркестра
Фото Е. Самарина. Mos.ruАкадемия готовит преподавателей игры на музыкальных инструментах и артистов ансамбля или оркестра, а также помогает будущим солистам поступить в высшее учебное заведение.
Из концертного зала Академии джаза доносятся звуки произведения П.И. Чайковского вперемешку с замечаниями дирижера — оркестр впервые собрался на репетиции после временных ограничений, введенных из-за пандемии. Бас тубы, пронизывающий голос трубы, мягкое пение кларнета и ворчливый говор гобоя — постороннему человеку тяжело понять, каким образом все эти звуки сливаются в прекрасную музыку. Всего музыканты знают, сколько часов, месяцев и даже лет приходится расходовать на то, чтобы добиться настоящей слаженности и хорошего звучания.
О том, как преодолевают трудности и выходят на большую сцену будущие солисты, — в материале mos.ru.
От школьников до артистов оркестра
Академия джаза на Трехгорном Валу открылась в мае 1990 года. Тогда она носила наименование ГУДИ — Государственное училище духового искусства. С 2017 года учебным заведением руководит всемирно популярный саксофонист народный артист России Игорь Бутман.
Сегодня в академии учатся более 800 человек — многие студенты регулярно выступают на концертах и занимают призовые места в международных конкурсах. Так, всего только в феврале учащиеся академии получили около 40 дипломов различных конкурсов, из которых два международные, а 1 — Гран-при на Popular and Jazz Music Festival в Торонто (Канада) (проводился онлайн). Его завоевал студент эстрадного отделения Борис Григорян (фортепиано).
Студенты академии регулярно становятся победителями премии «Гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства».
Выпускники играют в таких известных коллективах, как оркестр Большого театра России, Российский академический симфонический оркестр, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и многих других.
Главная особенность Академии джаза — ее универсальность. В одном здании малыши могут получать как общее образование, так и дополнительное музыкальное. А закончив школу, выпускники могут остаться в ее стенах и получить специальность преподавателя игры на инструменте или артиста ансамбля, оркестра.
Многие студенты мечтают продолжить образование в высшем учебном заведении, и Академия джаза дает им необходимую для этого базу.
В академии изучают не лишь джазовое направление, но и классическую музыку. Тем не менее освоить любой инструмент симфонического оркестра тут нельзя: студенты играют либо на духовых инструментах — причем как медных, так и деревянных, либо на инструментах, которые входят в состав джазовых коллективов. Это фортепиано, ударные, гитара, бас-гитара и контрабас. Также в академии можно изучить вокальное джазовое исполнительство, музыкально-теоретические дисциплины.
Студенты знают на собственном опыте, что искусство требует большого труда. Помимо специальности, они изучают сольфеджио, гармонию, музыкальную литературу, педагогическую практику и другие сложные предметы. Одна из основных дисциплин наряду со специальностью для музыкантов — оркестр.
Аскар Бисембин: На дирижере сходятся все нити
Преподаватель оркестрового класса Аскар Бисембин занимается музыкой с самого детства. Вначале учился игре на скрипке, но с этим инструментом пришлось попрощаться после травмы руки. Аскар думал, что на этом его музыкальный путь закончится, но ему предложили освоить иной инструмент. Так бывший скрипач взялся за валторну и полюбил ее всей душой.
«Все инструменты по-своему прекрасны, — говорит музыкант. — У каждого есть своя функция, своя красота. Любой инструмент симфонического оркестра может выступать и сольно».
Возможно, собственно это восхищение каждым инструментом в оркестре и подтолкнуло Аскара Бисембина к тому, чтобы выучиться еще и на дирижера.
«У дирижера чрезвычайно ответственная работа — в оркестре на нем сходятся все нити. Это сложно, но весьма интересно. Приходится знать каждую партию, пусть не в мельчайших подробностях, но основные элементы надо заучивать досконально. Мой преподаватель рассказывал, что, когда он учился в Германии, учитель заставлял его на память записывать партитуру каждого инструмента», — рассказывает Аскар.
В Академию джаза Аскар Бисембин пришел 8 лет назад. До этого работал в Российском национальном оркестре. К специфике учебного заведения пришлось привыкать: состав коллектива всегда меняется, ведь студенты выпускаются, а на их место приходят новые. По словам дирижера, это осложняет процесс, поскольку каждому музыканту нужно время, чтобы сыграться с остальными.
Аскар Бисембин уверен: так же как занятия по специальности готовят студентов к игре в оркестре, так и оркестр помогает лучше осваивать инструмент. Ведь в оркестре собираются студенты с разных курсов, и младшие могут вслушиваться к игре старших, тянуться за ними, совершенствовать не только технику исполнения, но и навыки взаимодействия с другими музыкантами.
Найти всеобщий язык с каждым из 38 студентов в оркестре непросто. У каждого собственный уровень подготовки: кто-то работает более усердно, а кто-то, хоть и обладает талантом, не спешит подкреплять его занятиями. Но под руководством Аскара оркестр делает успехи и даже побеждает в конкурсах. Так, коллектив был отмечен грантом Мэра Москвы.
Юные таланты: объявлены победители конкурса на соискание грантов Мэра МосквыИстории вещей. Знакомимся со Щелкунчиком Галины Улановой
Виктория Табаева: Всегда знала, что свяжу жизнь с музыкой
Поступить в Академию джаза непросто — абитуриенты проходят серьезный конкурсный отбор. Тут учатся и выпускники различных музыкальных школ Москвы, и иногородние ребята.
Виктория Табаева на первом курсе академии. Ее инструмент — труба, самый громкий в оркестре. Необычный выбор девица объясняет случайностью. В музыкальную школу она решила пойти чуть позже, чем остальные, — в 11 лет.
Выбирая трубу, Виктория плохо представляла себе, что это за инструмент. Но после первого урока поняла, что не ошиблась: труба покорила ее с первого звука.
«Когда у меня трудные периоды в жизни, единственное, чем я могу заниматься, — музыка. Я играю на трубе, целиком сосредоточиваюсь на этом, и это помогает уйти от тяжелых мыслей», — признается Виктория Табаева.
В то, что ей удастся поступить в академию, девица до последнего не верила. «В музыкальной школе я не очень хорошо училась и всего-навсего в последний год взяла себя в руки. Но я всегда знала, что свяжу жизнь с музыкой», — рассказывает она.
С дальнейшими планами Виктория пока не определилась. Как и большинству музыкантов, ей хочется поступить в высшее учебное заведение и сделаться солисткой, однако девушка не против попробовать себя в преподавании. По словам Виктории, это полезный эксперимент и многому можно научиться, обучая кого-то другого.
Леонид Ильин: За падением непременно будет взлет
Кларнетист Леонид Ильин учится на последнем, четвертом курсе академии. Свое обучение тут он начал с музыкальной школы.
Любовь к музыке Леониду привили в детстве. Его дедушка по материнской линии был оперным певцом, а старушка преподавала игру на фортепиано. Мама Леонида также играет на фортепиано и работает концертмейстером.
«Мне было 6 или семь лет, когда мама спросила: “Пойдешь на кларнете играть?” И я согласился, — вспоминает музыкант. — Разумеется, несколько раз было и такое, что хотелось опустить руки и все бросить. Но в такие моменты главное — перебороть уныние и помнить, что за падением непременно будет взлет».
По словам Леонида, музыка дает ему все — как в профессиональном плане, так в эмоциональном.
«Я всегда горел музыкой, — признается Леонид Ильин. — Наверное, потому не замечал трудностей и легко преодолевал их. И мне нравится собирать вокруг себя людей, которые разделяют мое интерес».
Сейчас Леонид готовится к поступлению в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Музыкант уже выступает с Жуковским симфоническим оркестром.
Источник: Правительство Москвы