«Две эпохи Ильи Глазунова»: неизвестные шедевры в «Зарядье»
Культура5 марта в 12:31«Две эпохи Ильи Глазунова»: неизвестные шедевры в «Зарядье»К 95-летию со дня рождения Ильи Глазунова в «Зарядье» открылась выставка, которая знакомит зрителей с малоизвестными сторонами творчества мастера. Среди экспонатов — первые варианты знаменитых картин «Князь Игорь» и «Царевич Дмитрий», найденные сыном художника. Эти работы демонстрируют, как Глазунов сочетал академическую школу с личными пронзительными образами.
Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, рассказал «Культуре Москвы» о двух особенных работах своего отца, полотнах «Князь Игорь» и «Царевич Дмитрий», которые впервые представлены на выставке в «Зарядье».
— У нас на выставке Илья Сергеевич обязательно должен был быть представлен картинами. И картинами известными, знаковыми, за которые его помнят, полюбили тогда и помнят потом всю жизнь. Поэтому очень важно было сделать емкую экспозицию из нескольких работ. И вот что здесь представлено: «Князь Игорь», 1960-е годы. Это первый вариант знаменитого «Князя Игоря», который находится в Третьяковской галерее. Но он вертикальный.
Здесь внимание художника больше сфокусировано на лице князя. И видно его увлечение иконой. И он сам создал раму, тогда ведь не было багетных мастерских, как сейчас. Скомбинировал этот багет со старинной парчой, сохранив ощущение старины, которую очень любил. Это новое, неожиданное решение на то время современного художника для такого иконописного образа. Я нашел картину в его вещах в мастерской, и это моя собственность. Я ей очень дорожу и рад, что ее можно показать на выставке первый раз.
Вторая работа — «Царевич Дмитрий». Это первый вариант знаменитой картины. Здесь, как и на предыдущем полотне, внимание художника больше сконцентрировано на лице героя. Есть и более зрелый вариант — с наклеенной парчовой рубашечкой. Кроме того, на последующей композиции появляется красный сафьяновый сапожок. А тут концентрация на главном.
Это, безусловно, не эскиз, потому что эскиз тоже представлен здесь, это вариант. Я обнаружил его просто на чердаке. Илья Сергеевич забыл про эту картину, видимо, зная, что я найду ее когда-то.
— Создавая изображение деревянной лошадки на этой картине и на оригинале, Илья Сергеевич пользовался этой игрушкой. Такие продавались на Центральном рынке в Москве, куда мама возила меня, когда я был еще совсем маленьким мальчиком. В определенный день туда приезжали народные мастера и продавали матрешек и лошадок.
Они отличались от тех, которые сейчас продаются на Измайловском вернисаже или в сувенирных магазинах. Это были аутентичные игрушки с простенькой, дешевой обводкой. Их привозили из тех мест, где традиционно делают такие игрушки, простые, незатейливые и очень милые. Эта трогательная игрушка, она привносит сюда какой-то детский акцент.
И конечно, художник в своей работе высказывается и на тему убийства царской семьи уже в то, советское время, потому что люди понимали, о чем речь. Это не просто царевич из «Бориса Годунова», это многоплановый образ. Я думаю, он цеплял всех, у кого есть дети, и тех, кто любит маленьких детей, этим жутким, но не физиологичным, а просто страшным аллегорическим напоминанием о мертвом ребенке. Это цепляет, это страшно смотреть.
И в ранних работах Ильи Глазунова есть много чего, они очень необычные. И кстати, не такие уж они академичные, хотя академическую школу он нам оставил и завет, как с ней работать. Мы ее несем, сохраняем и бережем. Но вот эти его ранние вещи — над всеми школами. Они очень индивидуальные, личные, острые и такие пронзительные.
Выставка рассчитана на посетителей старше шести лет. Она будет работать до 6 апреля.
Источник: Правительство Москвы