Лазеры, оптические ленты и яркие краски: из чего и как делают лифты
Mos.ru рассказывает, зачем Мослифту гильотина, за счет чего лифты ездят плавно и чем самые современные из них похожи на «Сапсаны».
Необычно яркий забор тянется вдоль нескольких строений на улице Нижние Поля. На квадратных блоках — синих, желтых, красных, зеленых — белые значки: «Наверх» и «Вниз», «Двери закрываются», символический стриж. Крайний — эмблема Мослифта, крупнейшей сервисной лифтовой компании России и Восточной Европы, чье производство находится тут.
«Мослифт — компания полного цикла, — рассказывает генеральный директор Вартан Авакян. — Мы проектируем, производим, монтируем и осуществляем техническое сервис лифтов, эскалаторов, инвалидных подъемников, диспетчерских систем и другого слаботочного оборудования. В нашем портфеле более 67 тысяч единиц оборудования, которым ежедневно пользуются более 15 миллионов москвичей и гостей города».
Гильотина для лифта и червячные пары
С чего начинается лифт? С простого металлического листа. Вначале он отправляется на гильотину — так называют станок для резки металла. Она обрезает его до нужного размера.
«Затем обрезанный лист поступает на координатно-пробивной станок, — объясняет директор производственного филиала Мослифта Николай Баранов. — Листы толщиной от трех до 12 миллиметров прорезает лазер. Но этому предшествует большая работа: делаются необходимые чертежи и расчеты, составляется компьютерная программа, которую оператор вводит в контроллер станка. В итоге получаются детали для будущего лифта — каркас, балки и купе кабины, двери шахты, рамы и другие. Окончательную форму изделие получает на гибочном станке. Минуя покрасочный цех детали отправляются на комплектацию и упаковку».
В ремонтном цехе делают червячные пары — основу редуктора, который поднимает и опускает кабину лифта. В месяц их производят до 50 штук. Собственно благодаря выпуску этих деталей удается быстро, максимум за сутки, ремонтировать лифты, делая простои незаметными для тех, кто пользуется подъемниками.
Рисунки лазерного луча
В цехе гравировки с помощью лазерного маркирующего комплекса на приказную панель кабины наносятся марка производителя, информация о грузоподъемности лифта, номера этажей, прорезаются технологические отверстия для установки кнопок вызова. Для 12-этажного дома лазер готовит панель не более 20 минут.
По просьбе заказчика можно нанести любую надпись, так название предприятия, где установлен лифт, логотип или другие данные.
Лифты собирают целиком из российских деталей. Многие из них, например двери и контроллеры, компания производит самостоятельно, другие узлы приобретает у российских производителей, помогая им развиваться и основывать новые продукты. По словам Вартана Авакяна, в прошлом году Мослифт выполнил программу импортозамещения.
Станции управления
Еще в одном цехе из плат и микросхем собирают станции управления. Они контролируют работу лифта, останавливают кабину на нужном этаже, открывают и закрывают двери.
После сборки станции необходимо увериться в ее надежности — в том, что каждый элемент выдержит максимальную нагрузку, начиная скачки напряжения. Поэтому ее восемь часов тестируют на специальном стенде, который имитирует работу лифта в экстремальных условиях. «Только после успешных испытаний мы отдаем станцию потребителю», — говорит начальник участка Александр Долгополов.
Остальные узлы лифта тестируют в специальных испытательных башнях, где можно проверить, как поведет себя подъемник в аварийной ситуации. Круча троса и падение кабины практически невозможны: даже один 12-миллиметровый трос может выдержать тонну груза, а у лифта таких четыре. Если скорость движения кабины будет превышена, ее тут же остановят специальные ловители.
Яркие цвета и мягкий ход
На столах — коробки с множеством деталей, на поддонах — двери и щиты-купе будущих лифтов. Это цех финишной сборки и упаковки готовых изделий.
Как будет глядеть будущий лифт, показывают демонстрационные кабины. Они могут быть выполнены в различных материалах и цветах — бордовом, шоколадном, оранжевом, зеленом, бежевом, привычном стальном. Крайний — самый популярный в жилых домах: такие лифты менее маркие и в то же время выглядят современно. А яркие кабины часто заказывают поликлиники, потому что зеленый или оранжевый цвета лучше видят те, у кого проблемы со зрением.
В лифтах вообще много удобных деталей и нужных разработок для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это и приказные кнопки, продублированные шрифтом Брайля, и расположенная горизонтально дополнительная панель, до которой сидящему в инвалидной коляске легко дотянуться, и звуковое оповещение о прибытии на этаж.
Москва без барьеров: как город помогает маломобильным жителям
Для тех, кто передвигается в инвалидном кресле, Мослифт разработал и специальные телескопические двери, они расширили дверной проем лифта с 65 до 80 сантиметров. Это позволяет устанавливать современные лифты в старых домах с узкими шахтами. Такое преимущество оценили и родители с колясками.
У всех лифтов управление с частотно-регулируемым приводом. Он обеспечивает плавное и бесшумное движение кабины. Также благодаря ему кабина останавливается точно на уровне площадки этажа. А еще система экономит энергию, как и светодиодные лампы. Последние потребляют вполовину меньше энергии, чем обычные, дают больше света и обеспечивают аварийное освещение при отключении электроэнергии в доме. По всей высоте створок установлен световой барьер, который сигнализирует, если в дверном проеме есть препятствие, и не дает дверям закрыться и стукнуть пассажира. Такая система увидит даже собачий поводок. Для дополнительной безопасности можно поставить и камеры видеонаблюдения.
Все это не оснащение лифта будущего, а норма. По словам Вартана Авакяна, это не какие-то индивидуальные заказы, а стандартные опции, которые предлагает Мослифт. Можно, разумеется, выполнить и нестандартный заказ, например сделать лифт с аэрографией окна с видами Москвы.
Как «Сапсаны»: умные системы для безопасности и энергоэффективности
Какими станут лифты в будущем? «Сейчас мы ведем переговоры с компанией, которая производит блоки рекуперации, чтобы дополнительно экономить электроэнергию, когда лифт движется без нагрузки. Избыточная электроэнергия передается назад в систему здания», — рассказывает генеральный директор Мослифта.
По такому принципу работает «Сапсан»: при торможении он вырабатывает энергию и передает ее назад в сеть. Так же ведут себя гибридные автомобили, чья батарея заряжается благодаря энергии торможения.
Дополнительная опция для лифта — аккумуляторы для эвакуации. «Даже если в доме погас свет, кабина все равно доедет до ближайшего этажа, и вы сможете выйти. Не надо будет ожидать, пока приедут электромеханики и освободят вас», — уточняет Николай Баранов. Такие лифты в московских домах уже есть, хотя пока это не стандартная опция. Но чтобы такой аккумулятор появился, не надо целиком менять лифт: нужно лишь заменить станцию управления и установить источник бесперебойного питания.
От установки до ремонта
Мослифт занимается и установкой новых лифтов по программе фонда капитального ремонта в домах сложившейся застройки. На демонтаж старой кабины дается две недели, на монтаж новой —примерно месяц. Срок зависит от типа лифта и этажности здания. В основном в жилых домах стоят лифты грузоподъемностью 400 и 630 килограммов.
Также Мослифт отвечает за ремонт и техобслуживание порядка 67 тысяч подъемников.
При возникновении неполадок информация передается в диспетчерскую службу управляющей компании или товарищество собственников жилья. Их работу контролирует Мосжилинспекция.
Еще один вариант — написать на портал «Наш город» или позвонить на круглосуточную горячую линию Мослифта по телефону: 8 (499) 755-01-01.
Под контролем, или Куда жаловаться на неисправный лифт
Быстрее всего неисправности возникают, если лифты неправильно эксплуатируют. С этим связана примерно треть заявок. Так, пассажир ждет кого-то и держит створку руками или ногой. Так делать не стоит: для этого существует специальная кнопка.
Если вы застряли в лифте, не пытайтесь открыть двери и выкарабкаться самостоятельно. Свяжитесь с диспетчером с помощью кнопки «Вызов» и следуйте инструкциям. По регламенту аварийной бригаде дается полчаса на освобождение пассажиров.
Источник: Правительство Москвы