«Мы будем действовать, как Илон Маск»: 5 интервью со студентами — победителями WorldSkills
Московские студенты разрабатывают беспилотники, холодильные установки и космические системы. На межвузовском чемпионате WorldSkills они завоевали 30 медалей, 15 из которых — золотые.
Межвузовский чемпионат WorldSkills Russia проходил в Москве впервые. Участники сражались на площадке павильона № 75 ВДНХ. На соревнования приехали около 400 человек из 67 российских вузов. Среди них были представители 13 московских учебных заведений. В конкурсе было более 30 специальностей. Их распределили по шести блокам профессий: информационные и коммуникационные технологии, искусство и дизайн, производство и инженерные технологии, стройка и строительные технологии, транспорт и логистика, социальные и персональные услуги.
Московские студенты завоевали 30 медалей конкурса, 15 из них — высшей пробы. Золотые награды достались им в таких категориях, как видеопроизводство, электроника, мобильная робототехника, мехатроника, инженерия космических систем, холодильная техника и системы кондиционирования и другие. Мы пообщались с несколькими победителями и узнали, что им дал конкурс и почему они выбрали свои профессии.
Михаил Майгуров: Хочу сделаться конструктором космической компании в России
Московский авиационный институт, специальность «проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», компетенция WorldSkills «Инженерия космических систем»
— Чемпионат — это возможность доказать себе, что знания, которые я получил в университете, весьма помогают на практике. Специальность сложная, и нужно знать много теории. А тут нам дали оборудование, на котором мы смогли сделать мини-спутник, применив эти знания. В вузе мы проектируем ракеты, но пока не строим — еще молоды.
К чемпионату мы готовились несколько недель. Пришлось много перечитывать, вспоминать теоретическую механику, теорию автоматического управления, тренироваться применять на практике языки программирования.
Сам конкурс состоял из двух этапов: вначале были отборочные соревнования, потом — национальный чемпионат. Он шел два дня. Нам выдали оборудование, и нужно было спроектировать, собрать и запрограммировать спутник для дистанционного зондирования Земли. В команде нас было трое, я был капитаном и проектировщиком. Мы разделили обязанности, но, если возникала проблема, мы не оставались с ней 1 на один, давали советы. Помогая друг другу, смогли осилить соперников из других областей.
Я с детства увлекался космосом, хорошо сдал ЕГЭ и решил попытать удачу в МАИ — ведущем аэрокосмическом вузе страны. Выбрал направление, связанное с космосом. Не скрою, на меня сильно повлияли достижения Илона Маска: они дают мотивацию действовать. Я хотел бы сделаться конструктором какой-нибудь частной космической компании в России. У меня есть знакомые в космической отрасли, и я близок к отложенному трудовому договору, но предложения начну рассматривать уже после сессии.
Александр Кунашук: Делаем новый беспилотник самолетного типа
Московский авиационный институт, специальность «проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», компетенция WorldSkills «Управление беспилотными летательными аппаратами»
— Я давным-давно увлекаюсь квадрокоптерами и всем, что с ними связано, поэтому решил попробовать свои силы в чемпионате. Уже больше шести лет я собираю авиамодели, у меня есть опыт спайки, красивой и качественной сборки, знаю некоторые тонкости в настройке коптеров. Все это совместно дало неплохой результат на соревнованиях.
Задание делилось на несколько частей. Первая — диагностика неисправного коптера, то есть надо было найти дефекты, посмотреть, что нужно поменять, и записать неисправности. Следующий этап — пилотирование: визуальное, перенос груза и пилотирование по камере (так называемое FPV). Сложнее итого дались организационные моменты: рабочее место должно было быть аккуратным, без единой соринки, нельзя было ни с кем говорить. У меня даже сняли несколько баллов из-за разговоров с ребятами и споров.
В вузе мы по большей части изучаем зенитные ракеты, но на кафедре периодически испытываем беспилотники и сейчас делаем новый беспилотник самолетного типа. Беспилотники сегодня можно использовать практически всюду, например для доставки. Это сейчас «модно, стильно, молодежно».
Почему собственно эта специальность? Еще до поступления я занимался авиамодельным спортом с отцом: мы строили модели, выступали на соревнованиях. 1 из друзей посоветовал поступать в Московский авиационный институт, где был прекрасный авиамодельный спортивный клуб. Я подумал: беспилотные летательные аппараты — это то, что я хотел бы учить дальше, потому что авиамодель — это немножко беспилотник.
Полученные знания я применяю не всего-навсего для конструирования авиамоделей. Периодически институт отправляет меня на подработку, так снять с помощью беспилотника определенную местность или запустить мониторинговый дрон. Пока сложно произнести, где я хотел бы работать в будущем. У нас в МАИ есть хорошие лаборатории, где можно заниматься исследовательской деятельностью, могу трудиться на своей кафедре преподавателем. Но первоочередная задача — закончить институт.
Денис Ушаков: Лазерные технологии — перспективная отрасль
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», специальность «лазерная физика», компетенция WorldSkills «Лазерные технологии»
— Победа в чемпионате — приятный итог всего того, что я делал, и показатель того, что чему-то научился. Задания на конкурсе были сложными. Мы получали чертежи, моделировали их в программе, а после вырезали и гравировали детали на станке. Довольно тяжело было сделать их качественно и успеть уложиться в отведенное время.
Сейчас я изучаю лазерные технологии — учусь трудиться с лазерными установками, понимать их устройство. Их используют практически везде — от науки до заводов, где лазеры режут металл. Это направление показалось мне перспективным, потому я и выбрал такую специальность.
Геннадий Галактионов: Изучаю холодильную отрасль в вузе и на работе
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, специальность «системы кондиционирования и жизнеобеспечения», компетенция WorldSkills «Холодильная техника и системы кондиционирования»
— Конкурс проходил в течение двух дней, итого было три модуля. Первый — теоретический, затем — практика. Второй модуль был самым сложным — сборка холодильной машины. Мы делали установку для заморозки ледового поля. Нам дали комплект элементов холодильного контура, мы провели пусконаладочные работы и запустили машину. Также после запуска установки мы рассчитали ее параметры, проверили, соответствуют ли они заданным характеристикам. В первый день мы занимались 6 часов, во второй — четыре.
Для меня чемпионат стал еще одной моей авантюрой, я люблю соревнования такого рода. Я давным-давно знал, что есть такой конкурс профмастерства — Worldskills, и он был мне интересен. Я обрадовался возможности поучаствовать в нем.
Победа дала мне новый эксперимент, знания и знакомства. Удалось воплотить все теоретические знания на практике: все потрогал, запустил, посмотрел, как работает. Сейчас у меня есть преимущество перед одногруппниками, я лучше знаю предмет.
Уже два года параллельно с учебой я работаю на заводе холодильной техники «Остров». Тружусь по специальности — постигаю холодильную отрасль. Наш завод — самый крупный в России производитель холодильной техники. Уместно, мое место работы тоже способствовало тому, что меня отобрали для участия в конкурсе. На заводе есть учебный центр, там весьма хорошая подготовка, обучение я начинал именно там.
Алексей Грибакин: Станкостроение — основа основ промышленности
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, специальность «проектирование технологических машин и комплексов», компетенция WorldSkills «Технологии композитов»
— Компетенция называется «Технологии композитов», но мы занимались собственно полимерными композиционными материалами. Задачей участников было сделать дугу лука. У нас была 3D-модель и определенные технические характеристики. По этим параметрам мы с нуля изготавливали изделие.
Исходя из 3D-модели, мы провели аналитический расчет на прочность, примерно оценили, какие у нас толщины в определенных местах лука. Затем рассчитали нашу модель и написали программу под станок с числовым программным управлением. После обработали заготовку под оснастку для лука, провели слесарные работы, обработали химикатами поверхность оснастки и выложили слои композита. Мы использовали стекловолокно, углеволокно и шпон с фанерой. В конце мы пропитали изделие и дождались, когда оно затвердеет. Работа велась в парах, моим напарником был Анастасий Кудрявцев.
Конкурс проходил в течение двух дней плюс так называемый минус первый день, когда мы знакомились с материалами, оборудованием и рабочей площадкой. Вообще два дня для такого проекта мало, обыкновенно на подобную работу нужно три. Но так как мы профессионалы, смогли уложиться в сжатые сроки.
Самым полезным в конкурсе для меня был процесс подготовки. Кроме того, конкурс подарил новые знакомства и эксперимент, а также повышение квалификации.
Станкостроение — это основа основ промышленности, потому я и выбрал свою специальность. Профессия мне уже помогла, я работаю при университете в межотраслевом инжиниринговом центре «Композиты России».
В будущем планирую участвовать в подобных конкурсах, скоро будет чемпионат Worldskills в Казани, хотелось бы поехать на него.
WorldSkills: отложенные договоры и солидные премии
WorldSkills — это международное движение, цель которого — повышать престиж профессий и развивать профобразование. В нем участвуют 78 стран мира. Россия присоединилась к движению в 2012 году, а уже в 2017-м заняла первое место в общекомандном зачете на мировом чемпионате в Абу-Даби. Россияне завоевали 11 медалей, 4 из которых — два золота и два серебра — принесли москвичи.
Работа высшего класса, или Зачем проводят чемпионаты WorldSkills вопроса
Задания для соревнований составляют эксперты, среди которых преподаватели, представители компаний, а также производителей промышленной техники и инструментов. Так у участников чемпионата появляется возможность понять, насколько их квалификация соответствует мировому уровню, а самое главное — показать собственный профессионализм потенциальным работодателям.
Москвичей — победителей мировых чемпионатов ждет награда. Город учредил для них премии: по миллиону рублей за первое место, по 500 тысяч — за второе и по 250 тысяч — за третье.
Источник: Правительство Москвы