Что делать, если Вы купили некачественный товар, или Вам оказали услугу ненадлежащего качества?
Каждый потребитель товаров и услуг хоть раз в жизни задавался вопросом, что делать после покупки некачественного товара? Куда обращаться, если оказанная услуга не соответствует стандартам качества? Ответы на эти и другие вопросы ожидают Вас в данной статье, подготовленной профессиональным юристом крупной московской компании.
Представим ситуацию, что Вы купили некачественный товар в магазине, будь то продукты питания, бракованная бытовая техника, электроника или прочие подобные товары. По приходу домой Вы обнаружили, что купленная вещь не соответствует стандартам качества, либо продукт питания просрочен (испорчен до окончания срока годности), техника не подлежит эксплуатации по вине производителя. В первую очередь найдите кассовый чек на приобретенный товар, в дальнейшем он Вам пригодится. Факт отсутствия у Вас кассового чека не является основанием для расторжения договора купли-продажи, поэтому ответственность по-прежнему будет лежать на продавце. Не огорчайтесь, если чек найден не будет. Постарайтесь сохранить целостность упаковки и самой вещи, они должны максимально сохранять свой первоначальный вид, если это возможно. Для подготовки доказательственной базы следует провести фотографирование товара, можно зафиксировать его состояние на видеозаписи. Кстати, для оценки состояния товара, проверки его потребительских свойств и заявленных качеств, законодатель отводит потребителю 14 дней, не считая день покупки. В течение данного срока Вы вправе обратиться к продавцу для замены, возврата товара, либо соразмерного уменьшения его стоимости.
После того, как Вы проделали вышеуказанные действия, необходимо обратиться в магазин, в котором был куплен товар. Сделать это можно устно (что не рекомендуется), обратившись к руководителю или лицу, отвечающему за качество реализуемой продукции, либо в письменной форме, путем подачи мотивированной претензии на имя директора магазина. Под словосочетанием «мотивированная претензия» подразумевается обращение в письменной форме, в котором будет описан процесс приобретения и эксплуатации товара, причины по которым Вас не устроила покупка и Ваши обоснованные требования о возврате денежных средств, замене товара на аналогичный или о соразмерном уменьшении стоимости. Ссылки на действующее законодательство обоснуют Ваше обращение и сделают его мотивированным. В первую очередь ссылаться стоит на действие нормы ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», в которой речь идет о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков. К вашему обращению следует приложить копию кассового чека и все подготовленные фото-видеоматериалы, это нужно для того, чтобы представитель продавца увидел обнаруженный Вами дефект, так как некоторые дефекты и поломки проявляются себя периодично и не всегда видны на первый взгляд. В претензии укажите перечень приложенных к ней доказательств. Подготовленную претензию и все доказательства передайте представителю продавца, уполномоченному принимать такого рода обращения, и ожидайте ответ. Если Вы верно составили претензию и законные основания для выполнения Ваших требований действительно имеются, представители продавца постараются решить вопрос сразу после обращения потребителя. Если продавцу требуется время для проверки качества реализованной продукции, выявления дефектов и иных обстоятельств, законодательством устанавливается срок в 10 дней, по истечении которых продавец обязан удовлетворить требования покупателя, либо мотивированно отказать.
Если Ваши требования были удовлетворены продавцом, то справедливость восторжествовала, и Вы добились защиты своих потребительских прав, поздравляю! Если продавец не отвечает на претензию, отказал в удовлетворении заявленных требований, либо требования были удовлетворены частично, и Вы считаете, что Ваши права нарушены, обратитесь в суд общей юрисдикции. Сделать это можно по месту проживания, либо по месту нахождения магазина, в котором был приобретен некачественный товар.
В случаях с оказанием услуг ненадлежащего качества следует действовать по схожему алгоритму. В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Вы вправе требовать от исполнителя снизить стоимость услуги, провести ремонт его силами, оплатить ремонт, который будет проведен силами иных лиц, изготовить другую вещь взамен испорченной. Общий срок для устранения недостатков – 45 дней, для возврата денежных средств – 10 дней.
Кондратьев Артур Викторович, практикующий адвокат, http://uraps.ru/