Как правильно составить жалобу в Роспотребнадзор. Рекомендации и советы опытного юриста.
К сожалению, за последние годы в Российской Федерации наметилась тенденция роста количества нарушений в сфере прав потребителей. По мнению большинства аналитиков, это связано с популяризацией современных способов реализации товаров (через сеть интернет), упрощением процесса оплаты и доставки покупок, появлением дополнительных возможностей по оказанию дистанционных услуг. Растет число неумышленных нарушений прав потребителей, а в след за ним и число случаев прямого, грубого, а иногда даже вызывающего и мошеннического обмана. В погоне за большей прибылью недобросовестные продавцы и компании не гнушаются использовать самые хитрые и замысловатые схемы обмана. Их не останавливают высокие штрафы и прочие санкции, предусмотренные законодательством. Органы государственной власти не всегда успевают эффективно бороться с недобросовестными предпринимателями, и зачастую, эффективно защитить свои права может только сам потребитель.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 года №1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года», в целях повышения эффективности защиты прав потребителей, на органы Роспотребнадзора возлагается большая ответственность. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, более известная гражданам как Роспотребнадзор, одна из первых структур, которая придет Вам на помощь в случае нарушения ваших потребительских прав. Для того чтобы государственный орган мог качественно выполнить свою защитную функцию, следует знать несколько простых правил о том, как правильно обращаться за помощью. Составить и подать жалобу самостоятельно может каждый, для этого Вам понадобится чистый лист бумаги, пишущая принадлежность и 15 минут свободного времени.
Заголовок жалобы
В первую очередь заполните так называемую шапку заявления (в верхнем правом углу листа). Туда необходимо внести сведения о наименовании и адресе органа, в который направляется жалоба. Если знаете данные конкретного лица, уполномоченного рассматривать подобные обращения, то напишите в шапке его фамилию, имя и отчество. Если таких сведений у Вас нет, то можно адресовать жалобу руководителю органа. Далее необходимо указать Ваши персональные данные, а именно: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания, а также несколько удобных способов обратной связи, например, номер телефона и адрес электронной почты.
Суть обращения
Далее пишем слово «Жалоба» посередине листа, под шапкой. После чего излагаем суть вашего обращения. При этом желательно не торопиться и уделить внимание всем мелочам. Чем подробнее Вы опишите суть проблемы, тем корректнее Вас поймет должностное лицо, которое будет заниматься рассмотрением обращения. При написании жалобы следует соблюдать деловой стиль общения, писать только правду и только факты. Обязательно описывайте события именно в той хронологической последовательности, в которой они происходили, и не будет лишним указать дату и время конкретных обстоятельств. Напишите наименование юридического (физического) лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого Вы просите провести проверку, адрес местонахождения и контактный номер телефона, если он Вам известен.
Ссылки на законодательство
Желательно указать в своем обращении нормы права, на которые вы ссылаетесь. Можно указывать конкретный закон, кодекс, а можно его отдельные статьи или пункты. При составлении такого рода жалоб в основном прибегают к цитированию Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей». В некоторых ситуациях возможно применение норм Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года №51-ФЗ.
Заявление требований
В завершении жалобы укажите свои требования, что именно Вы хотите получить по результатам ее рассмотрения, чем продавец, лицо предоставляющее услуги может загладить перед Вами свою вину, если таковая имеется (выплата неустойки, компенсация морального вреда, материального ущерба и т.п.).
Приложения к жалобе
Не забудьте приложить к жалобе вещественные доказательства в виде чеков, копий договоров, фотографий, видео и аудиозаписей, а также иных доказательств, которые могут повлиять на положительное для Вас решение спора. Внизу документа укажите свою фамилию, инициалы, дату подачи заявления и поставьте подпись.
Такую жалобу Вы сможете направить в органы Роспотребнадзора почтой, либо лично передать в канцелярию ближайшего подразделения. На официальном сайте Роспотребнадзора можно подать жалобу в электронном виде, что очень удобно.
Давыдова Елена Юрьевна, практикующий юрист,