В Москве разрабатывают стратегию развития столичного образования до 2025 года
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Разработкой проекта занимаются представители педагогического сообщества, в том числе Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций.
Сергей Собянин встретился с представителями Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций в школе № 2114. Они обсудили проект стратегии развития столичного образования. Его инициатором стал Мэр Москвы, а подготовкой занимаются представители педагогического сообщества города, в том числе молодые директора школ.
Сергей Собянин подчеркнул, что стратегия развития образования должна сделаться не бюрократическим документом, а платформой для обсуждения идей. «Я хочу вас попросить, чтобы мы не ускоряли процесс создания стратегии, не пытались сделать это скоро, такой задачи абсолютно нет. Нужно спокойно вместе с родительским сообществом, педагогами обсуждать эти темы, — сказал он. — На базе этой платформы можно уже брать понятные, обсуждаемые идеи и включать в наши конкретные программы и планы действий».
Москва уже сделала серьезный рывок в качестве образования. Столичные школы сегодня одни из лучших, а их выпускники и учащиеся демонстрируют отличные результаты. «Последняя Всероссийская олимпиада школьников показала, что мы не стоим на месте, двигаемся вперед. И впервые за всю историю Москвы наши школьники взяли 50 процентов всех первых мест — такого не было никогда», — отметил Сергей Собянин.
Но для того, чтобы успешно конкурировать с мировыми мегаполисами, столице нужно продолжать улучшать систему обучения. Взаимодействие между школами можно обеспечить на уровне горизонтальных связей с помощью IT-платформ. При этом от учебных учреждений нельзя требовать каких-то конкретных показателей, так по количеству победителей олимпиад. Чтобы школьники добивались больших результатов, надо менять среду и систему обучения, давать дополнительную мотивацию.
Мэр Москвы также предложил убавить загруженность учителей и уже в этом году сделать так, чтобы их зарплата приблизилась к 110 тысячам рублей: «Мы должны гарантировать, с одной стороны, комфортные условия работы, с другой — высокий степень заработной платы. От этого зависит во многом качество не только ныне преподающих учителей, но и тех, кто смотрит: а пойти ли нам в образовательную систему, а поступить ли в педагогический вуз, а что нас ждет в школе? Это и будущее школы, и будущее, разумеется, наших детей, учащихся».
Председатель Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций, директор школы № 1468 Илья Бронштейн рассказал, что на сайт стратегии продолжает поступать большое количество предложений от директоров, педагогов, родителей и учеников. Но эти предложения было бы сложно реализовать без большой работы, уже проведенной в системе образования за последние годы. «Создана действительно весьма и очень серьезная база. И наверное, самое главное — это то, что ценностью московской школы стал ученик, ученик со всем многообразием его талантов, его возможностей», — добавил он.
Работа над проектом стратегии началась в феврале. За это время разработчики провели более 100 мероприятий с участием экспертов в сфере образования. В частности, состоялись педсоветы, в том числе и с участниками конкурса «Учитель года Москвы — 2018», клубный день с директорами школ, встречи с ветеранами педагогического труда, членами общественного совета при городском Департаменте образования, участниками профессиональных ассоциаций и старшеклассниками-активистами. Также стратегию обсудили на городском профсоюзном семинаре «Молодой педагог — потенциал московского образования» и на проекте «Школа будущего директора». В этих и других мероприятиях приняли участие более 20 тысяч человек.
Кроме того, будущая стратегия развития столичного образования до 2025 года обсуждалась в передачах «Вызов будущего», «Вызов: азарт и эксперимент», «Школа. Детали», «Итоги недели с директором школы» и других программах Московского образовательного интернет-телеканала.
Предполагается, что стратегия укажет общие направления развития отрасли. Ее идеи будут использовать для разработки и реализации конкретных проектов, которые повысят качество и доступность столичного образования. Формально утверждать стратегию не планируют.
Сообщество молодых директоров школ
Молодежная ассоциация руководителей образовательных организаций работает с мая 2016 года. В нее входят 107 молодых директоров государственных и частных школ Москвы. Руководит ассоциацией директор школы № 1468 Илья Бронштейн.
Участники ассоциации работают в нескольких направлениях. Они выступают в качестве экспертов на форумах и конференциях, в проекте Министерства образования и науки России по реформированию региональных систем управления образованием и в других программах. Также молодые директора участвуют в медийном продвижении столичной системы образования: ведут блоги, приходят на теле- и радиопередачи, публикуют статьи в печатных и электронных СМИ. Кроме того, они формируют корпоративное сообщество московской системы образования, организовывая благотворительные мероприятия. Так, проект «Директора школ — детям Москвы» направлен на поддержка тем, кто лечится в городских стационарах.
Участники ассоциации содействуют профессиональному становлению молодых руководителей и повышению качества образования в московских школах. Для этого проводятся обучающие семинары и тренинги, а также конкурс «Смотрим в будущее» (региональный этап конкурса «Директор школы года»).
В планах Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций — создать отделения в регионах России, чтобы делиться опытом развития системы образования.
Крупный образовательный комплекс Северного Бутова
Сергей Собянин также осмотрел школу № 2114. Школа в доме 14б на бульваре Дмитрия Донского открылась в 2014 году. Сегодня это крупный образовательный комплекс Северного Бутова с пятью школьными и девятью дошкольными зданиями. В них учатся свыше 5,1 тысячи детей (более 1,8 тысячи дошкольников и более 3,2 тысячи школьников). 88 процентов учеников занимаются в кружках и секциях дополнительного образования.
В школе работают 189 учителей, 132 воспитателя дошкольных групп и 108 специалистов других направлений.
В прошлом учебном году школа выпустила 155 одиннадцатиклассников. 18 из их были удостоены медали Правительства Москвы «За особые успехи в обучении». Более 60 процентов выпускников получили высокие баллы по результатам ЕГЭ. По итогам прошлого учебного года школа № 2114 заняла 58-е место в рейтинге московских образовательных организаций.
В этом учебном году 21 ученик школы вошел в число победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, из них 1 победил в заключительном этапе олимпиады по английскому языку, два — в региональном этапе по английскому языку и искусству. Кроме того, 18 человек стали призерами регионального этапа по истории, литературе, обществознанию, праву, географии, физкультуре и биологии.
Чтобы вызвать у детей заинтересованность к научно-техническому творчеству и помочь им определиться с будущей профессией, в школе работают инженерный и кадетский классы, ведется сотрудничество с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС», Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина, Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом и другими вузами.
«Из отечественных комплектующих малыши могут сделать сейчас роботов, способных принимать участие в международных олимпиадах по робототехнике. Мы сразу готовим их собственно под универсальные стандарты», — рассказал директор школы Андрей Зинин.
Готовится запуск и образовательного пространства «IT-полигон», в котором будут участвовать не всего только ученики школы № 2114, но и образовательных учреждений соседних районов. На инновационных площадках одновременно смогут заниматься около 110 школьников. Они будут учить микроэлектронику и схемотехнику, локальные вычислительные сети и информационную безопасность, прототипирование и интернет вещей, CAD и 3D-моделирование, робототехнику и программирование на высокотехнологичном оборудовании. Кроме того, благодаря мощному сетевому оснащению можно будет эффективно взаимодействовать с IT-полигонами других школ. «Мы можем показать ребенку, как устроен сервер, дабы гарантировать информационную безопасность и защиту больших данных, с которыми нам необходимо научиться трудиться. И все IT-полигоны — они еще и связаны через эти серверные между собой. При желании для того, чтобы эффективнее научиться пользоваться этим оборудованием, мы можем соединить все IT-полигоны воедино, и это будет трудиться», — отметил Андрей Зинин.
Источник: Правительство Москвы