«Текст» Максима Диденко: что нужно знать о новом спектакле в Театре имени Ермоловой
О новой постановке рассказывают режиссер Максим Диденко, писатель Дмитрий Глуховский и актеры, задействованные в спектакле.
В Театре имени Ермоловой — премьера спектакля «Текст» по новому роману Дмитрия Глуховского, автора антиутопий «Метрополитен 2033», «Метро 2034» и «Метрополитен 2035». На этот раз действие разворачивается в Москве в наше время, а не в постапокалиптическом будущем.
Постановка поставил Максим Диденко, который за российские романы взялся не так давным-давно. Два года назад он представил «Чапаева и пустоту» по одноименному произведению Виктора Пелевина. До этого были «Флейта-позвоночник» по поэме Владимира Маяковского в Театре имени Ленсовета в Санкт-Петербурге, «Конармия» Исаака Бабеля в Школе-студии МХАТ и многое другое.
О чем новый постановка
Илья, студент первого курса филологического факультета, по ложному обвинению попадает в тюрьму, откуда возвращается минуя семь лет. Он узнает, что несколько дней назад умерла его мать, а возлюбленная девушка не дождалась его и теперь выходит замуж. Жизнь разрушена. Зато у лейтенанта ФСКН Петра Хазина, который и отправил героя за решетку, все, наоборот, насыщенно и интересно: рестораны, путешествия, красивые женщины.
Илья обнаруживает, как за эти годы изменилось и отношение к гаджетам: смартфон стал вторым «я» человека, собственно там теперь все важные — рабочие и личные — контакты, фотографии, видео, записи. К нему невзначай попадает мобильный Хазина, а это значит, что Илья может узнать его самые сокровенные тайны и использовать эту информацию по своему усмотрению. От имени своего врага он может общаться с его родителями, сослуживцами, друзьями и возлюбленной Ниной.
Главного героя сыграл Илья Маланин, популярный по фильму «Неуловимые: последний герой», Хазина — Артем Ткаченко («Красная королева», «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий»), а Нину — Кристина Асмус («Елки», сериал «Интерны»).
Экраны-декорации и видео с телефона
На сцене — металлические сетки, яркий свет прожекторов и несколько экранов, образующих совместно один большой. На них — динамично меняющиеся фоновые картинки, которые служат декорациями. Вот, так, комната Ильи, а в следующую минуту изображение меняется и на экранах появляется панорама ночной Москвы, еще минуя несколько секунд — полицейский участок, после — железнодорожный вокзал, после — подъезд в многоэтажке, выкрашенный в типовой неприятный цвет.
На экранах появляется и то, что герои снимают на телефон на сцене, а также чужие переписки, которые читает Илья. Сверху все происходящее фиксирует дрон — и тоже выводит изображение на 1 из экранов.
«В каком-то смысле это больше кино, чем театр, и зритель как бы оказывается внутри павильона, где в онлайн-режиме снимают кинофильм, — говорит Максим Диденко. — В спектакле занято 11 актеров, но за сценой находятся еще 20 человек, которые все это передвигают, обеспечивают все переодевания». Жанр постановки он определяет как кибернуар. Костюмы создал сценограф Галя Солодовникова, которая часто работает с Диденко.
Как киноидеи воплотились на сцене
Создатели спектакля признаются, что даже они сами порой сомневались в успехе проекта. Идея действительно больше подходила для кино: место действия всегда и кардинально меняется, к тому же возникал вопрос: как обыграть, показать содержимое смартфона, который герой практически не выпускает из рук?
Режиссер считает эту постановку самой сложной в своей практике. «Убеждая всех, что я знаю, как все нужно сделать, я совсем этого не знал, — рассказывает он. — Когда я читал текст, я представлял себе кино».
Вначале он обратился к Дмитрию Глуховскому с идеей снять фильм. Тот ответил, что известные кинорежиссеры уже давным-давно ему это предложили. Тогда Диденко понял, что надо создавать театральную версию.
«Максиму удалось невозможное, — считает автор «Текста». — Как это можно было сделать, я не понимал. Максим рассказывал о технических находках, которые у него были, но, разумеется, я с трудом представлял, что это вообще возможно разработать. Он заставил меня поверить в современный театр. И я весьма благодарен Олегу Меньшикову (художественный руководитель Театра имени Ермоловой. — Прим. mos.ru), который согласился на такую хулиганскую постановку в стенах академического театра».
Как проходили репетиции
Репетиции, разумеется, тоже были больше похожи на съемки. Максим Диденко рассказал, что целую неделю ему и его команде пришлось провести в подмосковной Лобне. Там снимали кадры, которые показывают на экране в начале спектакля.
«Да, есть полное ощущение того, что я снимаюсь в кино, — соглашается Дарья Мельникова, сыгравшая бывшую девушку Ильи (сериал «Папины дочки», «Стальная мотылек»). — Репетиции начались с того, что выставили камеры, мы встали на точки».
По ее словам, технически это весьма сложный спектакль. Чтобы достичь нужного эффекта, пришлось долго выстраивать свет и камеры, которые работали все время.
Но все актеры сходятся в одном: трудиться с Диденко интересно.
Актеры — о своих героях
«Я влюбился в своего персонажа сразу, как всего только познакомился с романом “Текст”, — говорит Илья Маланин. — Книгу прочитал за одну ночь, отколоться было невозможно. Илья мне очень близок по характеру, поэтому не было моментов, где мне приходилось бы переминаться через себя. Еще до работы над этим проектом я задумался о том, что сильнее: обстоятельства или человек? Все ли он может вынести и не сломаться? Я думаю, что порой разные ситуации заставляют нас действовать совершенно иначе, так, как в обычной жизни мы бы не поступили. Так же произошло у моего героя».
Каждый артист, кроме Маланина, Ткаченко и Асмус, исполняет в спектакле еще несколько маленьких ролей. Так, Дарья Мельникова перевоплощалась в жену лучшего друга героя, сотрудницу туристического агентства и ведущую программы новостей: «Первый персонаж в моем исполнении, который появляется в спектакле, — бывшая девушка Ильи Вера. Они расстались, но он, видимо, все равно ее любил и хотел продолжения отношений, когда вернулся. А у нее началась другая жизнь, и это стало одним из поворотных моментов для главного героя, когда он понял, что остался в одиночестве».
Автор — о своем романе
«Текст» Дмитрий Глуховский написал в 2017 году. И тогда он даже не подозревал, что роман может обратиться в театральную постановку.
«Сейчас я потихонечку погружаюсь в волшебный мир современного театра, которому я был до тех пор довольно чужд, и с удивлением открываю тут для себя очень активную, очень настоящую, насыщенную жизнь, которая была от меня сокрытой», — говорит он.
По его словам, в романе он хотел обрисовать сегодняшний день с его историями и проблемами, отразить это в подходящем сюжете, переплести разговоры людей в автобусах и электричках с отрывками из выпусков теленовостей. Но главное — показать, как смартфоны становятся «резервным хранилищем человеческой души», как мы доверяем им то, что не осмелились бы доверить даже самым близким. Потому в центре его истории — то, как другой человек, получая наш телефон, может притвориться нами, словно надев маску.
Источник: Правительство Москвы