«Истории вещей»: о чем расскажут дореволюционные открытки с рисунками Александра Бенуа
Автор А. Бенуа. Открытка «Из мира фантастичного». Игрушки. Серии I и II. 12 хромолитографированных открытых писем в двух художественно-оформленных издательских конвертах. Санкт-Петербург, 1904 год. Фрагмент
О детских воспоминаниях основателя «Мира искусства», ставших серьезным увлечением, и о серии открыток, которая помогла лечить больных в Санкт-Петербурге начала ХХ века.
Сегодняшний выпуск «Историй вещей» тематический — он приурочен к недавно прошедшему Дню защиты детей. Из обширной фондовой коллекции Музея Москвы на этот раз мы выбрали, пожалуй, самый детский экспонат — открытку из серии «Игрушки», созданной в 1904 году прославленным художником Александром Бенуа.
Открытки вышли в двух наборах, по 6 штук в каждом, они были помещены в специальную обложку — также с рисунком Бенуа и его авторским сопроводительным текстом. На открытках Бенуа изобразил игрушки из собственной коллекции — предмета его особой гордости. Он собирал народные игрушки из Сергиева Посада, Киева, Тамбова, знакомые художнику с детства. Для каждой Бенуа придумал особую сказочную атмосферу или мизансцену: казака и даму поместил перед игрушечным домом, а солдатиков выстроил на плацу. На открытке «Из мира фантастичного», которую вы можете видеть выше, изображен то ли персонаж народных кукольных представлений Петрушка, которого часто изображали верхом на его птичьем тезке, то ли герой лубка Рейтар на петухе. Комическую игрушечную группу художник перенес в сказочную атмосферу, украсив прихотливой зеленой лианой.
Александр Бенуа был одним из первых собирателей народных игрушек и их популяризатором в художественной среде. Страсть коллекционера родилась из детского мемуары, об этом он писал в статье «Игрушки» в 1914 году: «Я начал собирать игрушки лет двадцать тому назад. Случилось это так. Я как-то вспомнил о жалком, но почему-то бесконечно трогательном пиликающем звуке, который производила вертушка, заключенная в коробочке с “гусельками” (домик, перед которым плавают гуси), и мне захотелось опять услышать этот бедный, милый звук, как-то и раздражавший, и прельщавший меня в детстве».
Свои коллекционные игрушки Александр Николаевич намеренно хранил в беспорядке, объясняя это уважением к ним. Он говорил: «Игрушка любит вздорную обстановку, так как она сама вздорна, и в этом ее прелесть».
Серия открыток «Игрушки» была выпущена Общиной святой Евгении в Санкт-Петербурге, одним из самых известных производителей открыток начала XX века. В поисках денежных средств на поддержание больницы, амбулатории, курсов сестер община занималась издательской деятельностью, особое место в которой принадлежало открыткам с репродукциями работ знаменитых отечественных мастеров, причем тех, чьи имена были на слуху.
Александру Бенуа, блестящему эрудиту и знатоку искусства, был близок просветительский дух изданий Общины святой Евгении и стремление воспитать художественный вкус широкой публики. Он входил в комиссию художественных изданий общины и фактически стал негласным руководителем издательства. В создании открыток участвовали и другие художники, участники знаменитого художественного объединения «Мир искусства», основателем которого был Бенуа.
Дореволюционные годы — этап настоящего расцвета открыток. К началу ХХ века Россия, согласно данным Всемирного почтового союза, занимала шестое место в мире по обращению открытых писем. Выпускалось 105 миллионов открыток в год при совокупной численности населения 130 миллионов человек. Если учесть, что 30 процентов населения владели грамотой, на каждого в среднем приходилось чуть больше, чем две открытки в год. Только Община святой Евгении за годы своей деятельности выпустила около 6,5 тысячи различных видов почтовых карточек.
6 июня в Музее Москвы состоится вечер, который обязательно стоит посетить постоянным читателям «Историй вещей». Сотрудники музея расскажут о своих любимых предметах из его коллекции. Встреча пройдет в пространстве выставки «Три истории Провиантских» — ее, уместно, можно будет осмотреть бесплатно. Главное — не забыть зарегистрироваться.
Источник: Правительство Москвы