Доступ в культурное пространство на месте ГЭС-2 в Москве будет бесплатным
Здание бывшей электростанции ГЭС-2
Вход на культурную площадку, которую фонд V-A-C создает на месте бывшей электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной в Москве, планируют сделать бесплатным. На площадке будут протекать, в частности, выставки, кинопоказы, концерты, спектакли, также будут трудиться открытые мастерские, куда сможет записаться любой желающий, сообщила во вторник ТАСС старший куратор фонда V-A-C Катя Чучалина.
«Мы начнем открывать ГЭС-2 в 2019 году — осенью заработают вначале открытые студии, а потом резиденции. А к весне 2020 года институция должна открыться целиком. Вход для посетителей будет свободным», — сказала собеседница агентства.
Реабилитировать фигуру художника
По словам Чучалиной, мастерские будут расположены в части ГЭС-2, получившей условное наименование «Своды». Там откроются не только художественные студии со всем необходимым оборудованием для работы по металлу и по дереву, видеомонтажа, фотопечати, но и студии звукозаписи, репетиционный зал, а также пекарня. Это будет место для встреч художников с публикой, которую пригласят к «самоорганизации жизни в этих мастерских и к координации процессов».
«На мой взгляд, в нашем обществе представление о работе художника искажено. Есть образ богемного безумца, тунеядца, неуравновешенной творческой личности, занятой личным самовыражением. Проектом наших открытых мастерских мы хотим изменить отношение общества к художнику, а также включить в процесс зрителя, ведь рабочие пространства составляют с выставочными одно целое и делают одно дело», — пояснила старший куратор фонда V-A-C.
Студии станут центром итого проекта ГЭС-2, отличающегося от традиционных музеев и культурных площадок, рассчитанных всего лишь на демонстрацию выставок, показ перформансов или спектаклей. В отличие от них в ГЭС-2 ударение делается на производстве. «Не так, что одно показали, убрали в запасники и достали другое. Резон в делании, в производстве. ГЭС-2 нужен, чтобы всем вместе научиться основывать искусство, чтобы у любого человека появилась реальная возможность участвовать во всем, что происходит в институции», — пояснила собеседница агентства.
Общее пространство
Еще одной отличительной чертой проекта реконструкции ГЭС-2, которой занимается бюро автора Центра Помпиду Ренцо Пьяно — Renzo Piano Building Workshop, являются арт-резиденции и залы-трансформеры для театральных, музыкальных концертов, постановок и перформансов, из которых можно будет выйти в березовую рощу рядом с Патриаршим мостом. На двух гектарах земли, освободившихся от технических построек вокруг здания, планируется высадить более 600 взрослых деревьев, при этом в разных частях степень земли поднимут на высоту от четырех до восьми метров.
На крыше установят солнечные батареи, что совместно со всеми другими альтернативными источниками позволит вырабатывать примерно 10% энергии, которая нужна зданию. «Вся кровля в батареях, а это около 5 тыс. квадратных метров», — рассказала старший куратор фонда V-A-C. Кроме того, демонтированные ранее промышленные трубы вернутся на свое историческое место, но уже в ином качестве — они будут забирать чистый воздух на высоте 70 м, который будет дополнительно фильтроваться, проходя через ветряные турбины, и они также будут участвовать в энергообеспечении здания.
Для ГЭС-2 будет разработана специальная акустическая система — посетитель сможет одновременно смотреть выставку и слушать концерт, проходящий в непосредственной близости. Принципиальным станет отсутствие изолированных помещений. «В то же время, если рядом будут протекать лекция и концерт, одно не будет мешать другому. Посетитель будет попадать в разные звуковые поля. Не придется закрываться в звуконепроницаемый зал, чтобы послушать музыку», — рассказала Чучалина.
Со стороны Болотной набережной, ближе к кинотеатру «Ударник», появится общественная зона, которая начнется извне и продолжится внутри здания. На этой площади, — «пьяцце», как определяют ее создатели, — разместятся не всего только кафе и рестораны, но также библиотека и книжный магазин.
О фонде
Фонд V-A-C основан в 2009 году по инициативе мецената, председателя правления ОАО «Новатэк» Леонида Михельсона и куратора Терезы Иароччи Мавика. Помимо издательской деятельности, организации кураторской школы и выставок на площадках в Москве, Лондоне и в своем пространстве в Венеции, фонд в течение последних лет выступал партнером Венецианских биеннале современного искусства и архитектуры и европейской биеннале «Манифеста».
По материалам информагентства ТАСС.