«Борщой театр» и «Приют роялей», или Современное искусство глазами студентов
В программе выставки «Тут и сейчас!» — театральные перформансы, звуковые и визуальные инсталляции, лекции. Не заблудиться на трех этажах «искусства для избранных» посетителям помогают медиаторы: о каждом проекте они рассказывают так, будто сами его придумали.
Двери Манежа открылись 1 августа перед теми, кто понимает или хочет понять современное искусство. От идеи до реализации прошло итого ничего — меньше двух месяцев. Выставку, на которой представлено более 50 проектов, назвали «Тут и сейчас».
Экспозиция на трех этажах строится по принципу клеточек-ячеек, которые совместно составляют здание. В нем, например, есть свой подъезд, выкрашенный в привычный зеленый цвет. Всего-навсего это не просто подъезд, а целая галерея, созданная жителями знаменитого «дома на ножках». Собственный проект они назвали «Чрезвычайная коммуникация», сокращенно — «ЧК».
Рядом больничная койка, будто показанная глазами ребенка. Точно такие же, лишь в два раза меньше, стоят в палатах Морозовской детской больницы. Рядом с кроватью — подставка под капельницу, на ней вместо прозрачного резервуара с жидкостью — наушники. Надеваешь, а в них детский голос взрослыми словами рассказывает, от чего лечат ребят. Так проект «ARTерия» обратил внимание на то, что видят не все.
Еще одна ячейка — это кухня. Посреди комнаты — стол, из-за которого гости уже давным-давно ушли, а убрать за собой забыли. На липкой скатерти — тарелки с засохшими корками от дыни, над столом — липучка от мух. Кажется, что скоро вернется хозяйка и все уберет. Рядом со столом стоит огромный таз из нержавейки, а в тазу борщ. Наваристый, со сметаной. А вместо бортов таза — миниатюрная копия зала Большого театра. Этакий «Борщой театр» Ани Гребенниковой.
Историю о совсем другом доме представляет на выставке музыкант и композитор Петр Айду. Его проект «Приют роялей» собрал в темном зале уникальную коллекцию фортепиано XIX — начала XX века. Не новых, а тех, что как-то были выброшены.
Верхний этаж экспозиции посвящен, скорее, классическому искусству. Во всяком случае собственно так кажется на первый взгляд. Камерная выставка «Видение» московского концептуалиста Ирины Наховой показывает, как человек осматривает картины. Для проекта автор выбрала 5 полотен из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина, в том числе «Портрет пожилой женщины» Рембрандта. С помощью современных технологий Ирина Нахова показывает, как взгляд зрителя скользит по картине, выхватывая то одну, то другую деталь.
«Психоз», «Морковь культурная»: в Москве открылась экспозиция «Здесь и сейчас!»
Выставка «Здесь и сейчас» собрала проекты самых разных жанров современного искусства. Разобраться во всех едва ли проще, чем разрешить интегральное уравнение. На помощь зрителям приходят медиаторы. Это экскурсоводы, которые рассказывают о каждом проекте так, будто сами его придумали.
Такой смотр современного искусства организаторы устроили, чтобы найти новые художественные тенденции и направления, которые сближают актуальное искусство с жизнью города. Оно становится языком, на котором разговаривают люди разных профессий, не только лишь художники.
Выставка в Манеже продлится до 20 августа. Вход свободный.
Материал подготовлен корреспондентом «Первого студенческого агентства»
Источник: Правительство Москвы