Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр
Где быстрее всего сидят первые скрипки, почему струнные всегда располагаются раздельно от духовых и какие вообще есть типы рассадки оркестра.
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?
— Существуют 4 основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. К медным духовым относятся валторны, трубы, тромбоны, тубы, к ударным — барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты.
Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?
— Нет. Есть два основных типа рассадки: немецкий и американский. Идеальным нельзя назвать ни тот, ни иной — такого просто не существует.
Немецкая (иногда ее называют бетховенской) рассадка оркестра следующая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В самой середине — виолончели и альты.
Сообразно американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а далее уже располагаются альты и виолончели (слева направо). Приверженцы такой рассадки считают, что собственно она позволяет достичь баланса в звучании.
В чем сложность выбора?
— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь собственно им нужно сделать так, чтобы все инструменты были одинаково хорошо слышны. Так, струнные (виолончели, скрипки) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише, а произведения на концерте исполняются разные.
Многие оркестры до сих пор не определились, какой тип рассадки лучше. Так что выбор всегда остается за дирижером.
Мы используем обе схемы. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там есть оркестровая яма, и в целом все по-другому — музыканты рассаживаются практически хаотично.
Бывает, что типы рассадок комбинируют?
— Бывает. Контрабасистов порой пересаживают из одной стороны в другую. Отдельный разговор — как поступать на гастролях (в новом месте). Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде итого об акустике конкретного зала.
Дирижеры могут пойти по экстремальному пути: некоторые, так, решают поменять рассадку за два часа до начала концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.
Источник: Правительство Москвы