Первый цыганский. Как устроен театр «Ромэн»
Рассказываем о самом колоритном театре столицы.
«Ромэн» появился 87 лет назад. Предшественники сегодняшней труппы — небольшая группа артистов, умеющих отлично распевать и танцевать, — разумеется, не имели собственной площадки для выступлений. В советские годы образовался клуб цыганских актеров, усилиями которого и был создан «Ромэн» в 1931 году. Пройдет время, и небольшой коллектив вырастет в целый театр, который по колоритности, яркости и самобытности будет превосходить многие другие. Но обо всем по порядку.
Экскурс в историю
Слава цыганского хора неслась по Москве XIX века. И неудивительно: артисты выступали в легендарном ресторане «Яръ» в Петровском парке. «В “Яръ”, к цыганам!» — этот адрес знал каждый извозчик. В заведении, расположенном в здании в стиле модерн, была огромная подмостки, на которой удобно было давать представления. Публика «Яра» принимала выступления цыганского хора с восторгом.
К 1880-м годам слава артистов дошла до Малого театра. Их ангажировали для участия в спектаклях «Цыганский барон» и «Цыганская жизнь». Последняя спектакль так полюбилась зрителям, что не уходила из репертуара почти 20 лет.
В первые советские годы у цыган уже появился собственный клуб, и именно его участники мечтали о создании театра. В 1930 году журнал «Новый путь» опубликовал заметку о том, что в Москве готовятся создать цыганский театр. Идею высказали дирижер Московского цыганского хора, артист и драматург Иван Лебедев, его брат Георгий, а также актер и режиссер Моисей Гольдблат. Нарком просвещения Анатолий Луначарский отнесся к идее положительно — это значило, что грядущий театр точно получит государственную поддержку. Постановление о создании «музыкально-драматического индо-ромэнского театра-студии» получилось в том же году.
Слово «ромэн» означает «цыган» — над названием нового театра долго не думали. К моменту создания театра сложившейся труппы еще не было. В первый состав позднее вошли итого 20 человек. Всех артистов обучали грамоте, вокалу, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Художественным руководителем стал Моисей Гольдблат.
Первые постановки играли исключительно на цыганском языке. Затем решили, что понимать диалоги и песни должны все зрители без исключения, и исподволь стали вводить русский. Спектакль «Цыганы», так, был двуязычным: в первых сценах герои говорили на цыганском, а после появления главного героя — на русском.
В 1930-е годы главной звездой театра была легендарная Ляля Черная. Темноволосая красавица сыграла более 35 ролей в спектаклях, а также снялась в фильме «Крайний табор» Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата. Со временем тут появились постановки по произведениям Александра Куприна, Максима Горького, Проспера Мериме и других классиков. С 1940 года со сцены стал звучать лишь один язык — русский.
В годы войны актеры «Ромэна» выступали на авангардный, заботились о раненых. Все средства, которыми располагала труппа, были отданы на создание бомбардировщика, названного в честь театра — «Ромэновец».
Где живут ромэновцы
Долгое время своего здания у театра не было. Сперва артисты обосновались в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где выступали более 20 лет. Затем они переехали в бывший особняк купцов Ляпиных на Большой Дмитровке, и всего-навсего в 1969 году у труппы появился свой дом.
Артисты вернулись туда, где как-то выступали их предшественники, — на Ленинградский проспект, там раньше находился ресторан «Яр». Сейчас здание стало частью престижной гостиницы «Советская». Театр занял также и соседние помещения. Там он остается и сегодня.
В 2005 году здание отреставрировали — отремонтировали старинные двери и восстановили декор в стиле модерн. Целиком обновили фасад, оборудование и зрительские места, усилили фундамент, заменили сценические конструкции, утеплили стены.
Даже после обновления в интерьере осталось много приветов из прошлого: мраморные полы, лепнина на потолке, роскошные люстры. Доски на сцене еще помнят поступь оперного певца Федора Шаляпина — частого гостя «Яра». А Николай Сличенко, который возглавляет «Ромэн» с 1977 года, в 2014-м отпраздновал свое 80-летие собственно здесь.
Под руководством Сличенко
Николай Алексеевич Сличенко пришел в театр в начале 1950-х. В Москву из цыганского колхоза под Воронежем в 17 лет он отправился с билетом в 1 конец, узнав, что в столице есть цыганский театр. В интервью Сличенко часто говорит, что если бы его не приняли в «Ромэн», назад он просто не смог бы вернуться — не было денег. Юношу заметил художественный глава Петр Саратовский. Попросил спеть, станцевать — все понравилось. Позже маститый артист Сергей Шишков скажет о Сличенко: «Наконец-то мне пришла замена!» Так молодого актера взяли во вспомогательный состав труппы. А в 1977 году, после 26 лет в театре и окончания режиссерских курсов при ГИТИСе, он стал главным режиссером и художественным руководителем «Ромэна».
Сличенко сыграл в более чем 60 спектаклях, создал постановки, ставшие легендарными, — «Грушенька», «Живой тело», «Мы — цыгане».
Также Николай Сличенко руководит цыганской студией в Театральном институте имени Щукина, заработавшей в 2005 году. Оттуда артисты попадают прямиком на сцену «Ромэна».
Главная цель у него всегда была одна — сделать так, чтобы о театре заговорили во всем мире, и это удалось. «Ромэн» объездил с гастролями масса стран, спектакли собирали полные залы.
Что смотреть в театре
«Мы — цыгане» — пожалуй, визитная карточка театра, постановка, который показывают уже больше 40 лет. Его полюбили во всем мире (особенно почему-то в Японии), а московские поклонники на него приходят семьями. В основе — история цыганского народа, пути от Древней Индии и Египта к поискам малой родины в России. Главное тут даже не сюжет, а демонстрация яркой национальной культуры. Это единственный постановка, в котором занята вся труппа.
Постановка «Поющие струны души» рассказывает о том, как появился «Ромэн», о первых 10 годах его существования, а также об основателях и главных звездах.
«Здравствуй, Пушкин» — постановка, поставленный Георгием Жемчужным по пьесе Арнольда Гессена и Ивана Ром-Лебедева. В заглавной роли — еще 1 представитель знаменитой династии молодой актер Андрей Жемчужный. Спектакль посвящена пушкинской болдинской осени и созданию поэмы «Цыганы».
«Колокола любви» — еще одна работа Георгия Жемчужного. Музыкально-романтическая фантазия в двух частях создана по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Вообще многие спектакли тут ставят по пьесам, написанным специально для «Ромэна». Это, так, «Цыганская невеста» Радмилы Богдановой, «Бриллианты и влюбленность» и «Подкова счастья» Николая Лекарева. Все постановки непременно сопровождаются музыкально-танцевальными номерами — спектаклей без песен и танцев попросту нет.
Если в афише вы видите «А у нас сегодня концерт», значит, в этот вечер будет особенно много музыки. В программе часто меняются песни, потому на него можно смело идти несколько раз. Открывается он всегда знаменитой «Величальной», которой гостей встречали еще хоровые цыгане, непременно звучат романсы «Дорогой длинною», «Две гитары», задорные «Бричка», «Кумушка» и многие другие.
Еще в театре будет долгожданная премьера — покажут восстановленный постановка «Грушенька», который Николай Сличенко поставил одним из первых. Постановка создан по мотивам «Очарованного странника» Николая Лескова.
Костюмы, Зайцев и рояль
Костюмы к легендарному спектаклю «Мы — цыгане» созданы по канонам 1970-х годов. Многие наряды для постановок создал модельер Вячеслав Зайцев. Для новых работ художники и мастера делают костюмы по свежим эскизам.
Пеструю сценическую одежду можно увидеть и в специальном зале, отведенном под постоянную выставку. Традиционный наряд цыганки состоит из рубашки и юбок, шали, повязанной на талии, а также фартука и платка. Увидеть тут можно и архивные фотографии.
Каждый вечер перед представлениями в выставочном зале звучит живая музыка. Ведь нужно же создать зрителю настроение еще до того, как он займет свое место в зале.
Источник: Правительство Москвы