Доисторическая кастрюля. Изучаем сосуд для варки рыбы эпохи неолита
Сосуд льяловский. Глина. IV тысячелетие до нашей эры. Из коллекции Музея Москвы О рационе жителей Московского региона в IV тысячелетии до нашей эры, экономии дров и одной случайной находке.
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — предмет, который перенесет нас почти на шесть тысяч лет назад. Сосуд льяловской культуры — одной из культур неолита — входит в обширную археологическую коллекцию Музея Москвы. Для чего наши предки использовали этот сосуд с необычным острым дном? А орнамент, которым покрыта вся его поверхность, — это украшение или нечто большее?
Льяловская цивилизация существовала в Волго-Окском междуречье в IV — конце III тысячелетия до нашей эры. Свое наименование она получила от села Льялово в Солнечногорском районе Московской области, где в 1920-е годы был обнаружен первый ее монумент. Отличительная черта льяловской археологической культуры — сосуды с ямочно-гребенчатым орнаментом.
В IV тысячелетии до нашей эры климат в Московском регионе после ледникового периода уже стал близиться к современному. Территория была покрыта густым смешанным лесом — тут росли сосны и березы. К этому времени сложилась современная речная сеть, после таяния ледников образовалось масса озер — следовательно, было много рыбы и водоплавающей птицы, которые, скорее итого, и составляли большую долю в рационе человека.
Наш сосуд был найден в районе Маслова болота. Жители этих мест в таких горшках могли варить, скорее итого, рыбную похлебку. Сосуд большого объема — значит, в нем готовили питание на всю семью. Дом, на месте которого найден сосуд, был маленьким по сегодняшним меркам — его площадь составляла примерно 15 квадратных метров. Располагался он на самом берегу озера.
Глиняные сосуды с заостренным дном были характерны для этих мест в эпоху неолита — посуда с плоским дном у наших предков появилась позже. Как ни странно, сосуд, который вы видите на этой странице, был устойчив: пищу в нем готовили, поместив между камнями, обложив дровами и разведя теплина. Углубления на поверхности, конечно, строго функциональны: благодаря им площадь поверхности горшка увеличивалась в два-три раза, он быстрее нагревался — и льяловцы могли экономить дрова. Ямки обыкновенно наносились острым концом белемнита — окаменелости, называемой порой чертовым пальцем.
Старший научный сотрудник отдела археологии Музея Москвы Александр Трусов раскопал этот сосуд во времена студенчества. В 1970-е годы он был участником археологической экспедиции Владимира Сидорова на Маслове болоте. Прогуливаясь по берегу заболоченного озера в поисках древнего поселения, он увидел на полянке небольшое возвышение, усыпанное камнями, черепками, осколками кремня. Во время раскопок на этом месте обнаружили поселение льяловской культуры. Там был найден и этот сосуд, разбитый на масса черепков. Все осколки находились в одном месте, поэтому удалось воссоздать внешний лицо сосуда — его собрали, как пазл.
Увидеть сосуд можно на выставке «Из коллекции музея. Выбор сотрудников», которая проходит в Музее Москвы до 24 февраля.
Больше рассказов, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей».
Источник: Правительство Москвы