Алексей Михайлович и Нина Евгеньевна: в музее метрополитен выставили портреты выдающихся работников подземки
Отреставрированные полотна можно увидеть на станции метрополитен «Выставочная».
15 мая свой день рождения отмечает самый популярный вид столичного транспорта — Московский метрополитен. Первые 13 станций заработали в 1935 году: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».
За 84 года московское метрополитен значительно выросло. Сейчас в его составе 261 станция, каждый день этими станциями пользуются более 8,5 миллиона человек.
Специально к празднику музей Московского метрополитена организовал экспозицию. В экспозиции собраны уникальные комплекты форменной одежды от 1935 года до наших дней, головные уборы, знаки различия. Кроме этого, в этот день в музее заработал новый тренажер, который полностью имитирует движение по одной из наиболее востребованных линий метрополитен — Таганско-Краснопресненской.
Особое место на выставке занимают два уникальных портрета. На них изображены отличившиеся работники прошлых лет, или, как их называют специалисты музея, «люди, которые сделали московское метрополитен».
Алексей Михайлович и Нина Евгеньевна
Это классические парадные портреты, написанные в 1969 году. Изображения выдающихся представителей разных профессий вообще были, по словам работников музея, довольно распространены в то время. На первом портрете авторства Людмилы Скубко-Карпас — машинист электропоезда Алексей Белов. Или, как называют его тут, Алексей Михайлович.
«У него без преувеличения был дар. Это человек, который чувствовал состав спинным мозгом. Все тонкости работы ему давались с легкостью. Более того, он чувствовал неполадки в составе еще на подходе к депо», — рассказывает Константин Черкасский, директор музея.
Алексей Белов пришел трудиться в метро сразу после Великой Отечественной войны. Он начал с самой обычной должности — работал помощником машиниста, после стал машинистом, затем — машинистом-инструктором, наставником для коллег, был отмечен орденом Ленина и званием Героя Социалистического Труда. До сих пор некоторые сложные участки пути молодые специалисты проходят так же, как это делал их предшественник с портрета.
«Понимаете, метрополитен развивается, меняется система и подвижной состав, но человек настолько предугадал, прочувствовал все это, что до сих пор его методами пользуются. И это прекрасно, что память о нем сохранилась не лишь в рассказах, но и в живописи», — объясняет Константин Черкасский.
Второй портрет — работа Григория Московченко. На нем изображена женщина в форменном красном берете. Это Нина Черняева (для всех — Нина Евгеньевна), кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ударник коммунистического труда. Почти всю жизнь она проработала на станции метрополитен «Площадь Революции». Начинала контролером в 1945 году, а после дослужилась до дежурного по станционному посту централизации.
«Она не всего была профессионалом высокого класса, но и старалась помогать коллегам, была активным общественным деятелем», — рассказывает директор музея.
50 лет на двоих
Картины, созданные ровно полвека назад, долгое время хранились в запасниках музея. Ко дню рождения Московского метрополитена их решили отреставрировать и показать публике.
Полотна попали в руки профессионалов (уместно, тоже работников метро) чуть больше трех месяцев назад. К этому времени холсты на углах истерлись и пошли бахромой, краски потемнели, обветшали оригинальные рамы. Трудиться реставраторам приходилось практически без перерывов и выходных. Когда добрались до оборота картин, сделали еще одно открытие. На пожелтевшем бумажном прямоугольнике рядом с именем автора обнаружили цену — 800 советских рублей.
«По тем временам это довольно внушительная сумма», — отмечает Константин Черкасский.
Первыми, кто увидел отреставрированные портреты, стали посетители праздничной выставки в музее и центре профориентации метрополитена на станции «Выставочная». После картины займут свое место в постоянной экспозиции.
Источник: Правительство Москвы