Конные обозы и паровые автомобили: с чего начиналась пожарная охрана Москвы
Конные обозы, паровые машины и первая электрическая сигнализация. О том, как в начале XX века тушили пожары в городе, — в материале mos.ru.
Пожарная охрана столицы отметила 215-летие со дня основания. С 1804 года многое изменилось. В начале XX века огнеборцы могли добраться на пожар всего только на лошадях. Сейчас бороться с огненной стихией помогает современная аварийно-спасательная техника.
Машины в пожарной службе Москвы впервые появились в Мясницкой пожарной части в 1908 году. Спустя 4 года, в 1912-м, у московских пожарных были три автолинейки, 11 паровых автомобилей, 14 конных лестниц, 28 конных повозок, 25 конных насосов и 342 лошади. На тот момент городская команда огнеборцев состояла из 865 пожарных. В 1916 году они использовали уже 13 автомобилей, часть из которых были оборудованы насосами.
В числе других технических новинок начала века — станция электрической сигнализации. Деньги на ее установку московскому брандмайору пожертвовали купцы и другие городские предприниматели. В 1907 году пожарная сигнализация заработала в Государственном банке, Политехническом музее и Петровском пассаже.
До Первой всемирный войны пожары в Москве имели следующие обозначения: № 1 — малый пожар на него выезжала одна часть, № 2 — для тушения требовались три части, № 3 — на пожар отправлялись 6 частей, а на каланчах поднимались сигналы.
Московский Пожарно-спасательный центр отмечает юбилей От и До. Портрет спасателя
В каждом районе города
После Октябрьской революции, 17 апреля 1918 года, Владимир Ленин подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Сообразно документу пожарная охрана вошла в Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем.
16 апреля 1923 года московскую пожарную охрану наградили орденом Трудового Красного Знамени — высшим знаком отличия, установленным за трудовые достижения.
К 1926-му конные обозы заменили на грузовики, а пожарные каланчи потеряли значимость из-за распространения многоэтажной застройки.
Еще минуя десять лет пожарные Москвы начали использовать специальные машины с автоматической подачей воды. Службы пожарного надзора появились в каждом районе города.
В поддержка спасателям: инновационные системы мониторинга начали тестировать на Борисовских прудахУчебный гидрант и башня для тренировок: каким будет новое пожарное депо в районе Северный
01 — номер экстренных служб города
Серийный выпуск отечественных пожарных автомобилей в Москве начался с 1928 года. Машины делали на основе шасси АМО и «Автокара». Бесплатный телефон пожарной службы 01 начал действовать с 1932 года.
В 1934 году в всего лишь что образованном Народном комиссариате внутренних дел учредили Главное управление пожарной охраны. Сотрудники ведомства занимались строительством новых депо, проводили учения и тренировки, где готовили пожарных.
Что делать в случае пожара
На защите Москвы
С началом Великой Отечественной войны в Москве создали около 13 тысяч противопожарных команд. Они насчитывали около 200 тысяч человек. В октябре 1941 года из пожарной охраны сформировали войсковую бригаду. В ее состав вошли почти 4 с половиной тысячи бойцов, которые вели оборонительные бои на ближайших подступах к Москве и выполняли задания в тылу.
С июля 1941 года по апрель 1942 года немецкая авиация совершила 141 налет на Москву. Для этого противник задействовал около 8,6 тысячи самолетов. Во время авианалетов на крышах, чердаках и верхних этажах строений выставлялись пожарные посты. Одновременно дежурили до десяти тысяч человек. Они обезвредили более 40 тысяч зажигательных бомб, потушили около двух тысяч пожаров и возгораний.
Пожарные Москвы отстояли от огня 203 промышленных предприятия, 384 крупных жилых дома, 179 учреждений культуры и здравоохранения. Были спасены Государственная библиотека имени В.И. Ленина (сейчас Российская государственная библиотека), комплекс строений МГУ, издательства газет «Правда», «Известия», завод «Динамо» и сотни других важных объектов.
В годы войны 52 пожарных пали смертью храбрых и более 200 были ранены. За геройство и мужество, проявленные в военное время, пожарная охрана столицы была награждена орденом Ленина, а многие сотрудники были удостоены боевых орденов и медалей.
После Великой Отечественной войны пожарные Москвы участвовали в восстановлении разрушенного города. Вместо старой техники огнеборцы столицы стали исподволь получать современную технику для тушения пожаров.
Сегодня за безопасность в столице отвечает Пожарно-спасательный центр, в котором работают около трех тысяч сотрудников. Каждый день на дежурство заступают примерно 500 человек, которые используют 160–180 единиц техники.
Источник: Правительство Москвы