Как глядеть ретроспективу Франка Орвата. Ольга Свиблова — о новой выставке «Мультимедиа-арт-музея»
Ольга СвибловаВ начале июня в Москве началась ретроспектива фотографа-революционера Франка Орвата. Живой классик, в конце 1950-х перевернувший представление о фешен-съемке, он и сегодня продолжает волновать зрителей. Почему и как — рассказывает директор «Мультимедиа-арт-музея» Ольга Свиблова.
Франк Орват родился в 1928 году в итальянском городке Опатия, который сегодня принадлежит Хорватии. Фотографировать начал в старшей школе — чтобы приобрести первую камеру, продал свою коллекцию марок. Позже изучал изобразительное искусство в Милане, работал дизайнером, много путешествовал.
Сегодня художнику 91 год, более 70 лет он посвятил фотографии. Нельзя произнести, где не работал и не был Франк Орват — Индия, Пакистан, Мексика, США, Британия, Япония. Ему удалось создать лучший портрет британцев, передав на снимках их образ жизни, стиль мышления, эксцентрику и юмор.
В фешен-съемку он пришел из репортажной фотографии, взяв с собой весь инструментарий: моделей в роскошных туалетах он снимал как обычных людей — на 35-миллиметровую пленку, при естественном освещении, без сложного грима. Мир глянца скоро покорился ему: Орват работал с мировыми агентствами и модными журналами с самыми громкими названиями. С 1956 года он обосновался в Париже. Однако более чем за 50 лет он так и не обзавелся французским паспортом и по-прежнему живет с итальянским.
Ретроспектива Франка Орвата «Дом пятнадцати ключей» — часть программы XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019». Наименование выставки придумал сам художник.
«Некоторые сомневались в моей искренности. Некоторые утверждали, что у моих работ нет собственного стиля, как будто они “сделаны пятнадцатью разными авторами”, — говорит он. — Потому я перебрал все свои снимки (вернее, все те, что сохранились) в поиске общего знаменателя. Но я нашел не 1, а 15, которые просматриваются (так или иначе) на протяжении всех этих лет. Я назвал их ключами».
Руки Грегуара. Котиньяк, Франция (2003)
Эту фотографию Франк Орват сделал 16 лет назад, когда ему было вдали за 70. В этом возрасте Анри Картье-Брессон уже перестал снимать — такое бывает у фотографов, что и они откладывают камеру. Но Орват продолжает трудиться — и продолжает гениально. В этом снимке нет ничего, кроме тончайшей работы со светом, — руки, пронизанные им, можно отнести к работам художников раннего или позднего Возрождения. Увлекательно наблюдать, как просвечивает кожа, как играет здесь цвет, когда желтый соединяется с черным и белым, как светятся пальцы, как расположены руки — все это отсылает к истории мирового искусства. Мы видим потрясающую работу художника и то, что свет в фотографии значит не меньше, чем мазок или цветовой колорит в живописи.
Франк Орват всегда был революционером и остается им до сих пор. В 1950-е годы, как лишь появилась цветная пленка, он начал с ней экспериментировать. Орват работает с цветоделением, сам делает компьютерную обработку своих снимков — технологии всегда сопровождают его художественные идеи.
Рекламная съемка для британского журнала. Джерба, Тунис (1965)
Перед нами реклама купальника. Но его ли мы видим на фотографии? Нет. На снимке — удивительная пловчиха, находящаяся в воде. Лишь она не плывет — она стоит, одетая светом. Франк Орват поставил девушку в грот в контражуре так, что падающие на нее солнечные лучи создают перед ней световую бездну. И эта пропасть выглядит как вода. Изгибы пальцев девушки, четкий контур кожи на руках — так трансформирует наше тело всего только водная поверхность. А Орват добивается подобного эффекта, лишь верно направив свет.
«Свет кажется мне еще более решающим из-за того, что он текуч (как само время), — пишет фотограф. — Потому мне намного менее интересен свет палящего солнца в полдень, нежели свет в сумерках, или под листьями деревьев, или в интерьере, где блики и тени всегда меняются в зависимости от моих движений и происходящего вокруг».
Маленькая девочка в парке Монсо. Париж, Франция (1956)
Париж 1956 года. Абсолютно документальная стрит-фотография. Снимок маленькой девочки в парке удивительно динамичен — диагональ лавки направлена в одну сторону, маленькая девочка ползет в другую. Это снимок движения: выражение лица девочки, демонстрирующее интерес и невидимую зрителю цель, поза, ее воля и энергия, композиция кадра — кажется, в моменте, где ребенок ползет по лавочке, нет ничего особенного, но запечатлен этот момент абсолютно гениально.
Эта девочка в недорогих ботиночках, штанишках и платье — образ бедной послевоенной Франции. Страна долго и тяжело оправляется от последствий Второй всемирный. Франк Орват одной фотографией показывает жизнь целого государства и то, что не все французы и не всегда носили одежду от-кутюр.
Мишель и Лоренцо. Рядом с Парижем, Франция (1959)
Опять дети, снова Франция конца 1950-х. Это сыновья Орвата. Фотограф поймал момент детской игры и запечатлел его. Остановленное мгновение парадоксально динамично: кольцо над детьми движется, 1 ребенок кричит, другой удивляется. Фотография статична, однако она живет и заставляет представлять все, что было до этого момента и что наступит после него.
«Остановленное время» — так называется раздел выставки, где представлен этот снимок. В сопровождении Орват пишет: «Разумеется, любая фотография является остановкой времени, но некоторые — в большей степени, чем другие. Соответственно, камера может остановить любой момент времени, но некоторые моменты стоят этой остановки более других».
Шляпка Юбера де Живанши. Париж, Франция (1958)
«Быстрее всего я не фотографирую людей, которые смотрят прямо на меня, потому что считаю, что их сосредоточенность на чем-либо другом (или даже их вид в профиль или со спины) могут рассказать о них намного больше, — говорит Франк Орват. — А исключения, как говорится, подтверждают правило».
Целую серию снимков фотограф посвятил глазам человека. Этот кадр — постановочный. Франк Орват умеет ловить жизнь — так же, как поймал своих сыновей и подброшенный круг, он поймал и эту постановку. Мы видим спираль белого воротника, обволакивающего девушку, спираль банта на шляпе, спиральную композицию шляп, выстроенных на снимке наблюдателей. Составить композицию так, как это сделал Орват, и одеть весь кадр еще одной дугой, поместив всех участников под арку и нарушив заданный ритм, может только лишь истинный художник.
Белый павлин в фотостудии. Нью-Йорк, США (1983)
У Франка была своя фотостудия в Нью-Йорке. В 1983-м для какой-нибудь съемки ему понадобился павлин. Догадаться принести птицу в студию, спеленать ее всем, что было — какими-то вышитым рушничком и белым полотенцем, дождаться, пока она успокоится, и показать ее дивные, невообразимо странные пропорции — совсем не очевидные действия.
Никто обыкновенно не рассматривает павлина целиком, все смотрят только на его роскошный хвост. А Франк Орват как раз этот хвост и спрятал. И показал его царственную голову — приятную, неприятную, но показал. На черном кожаном диване, стоящем в нью-йоркской фотостудии.
Рекламная съемка, туфелька и Эйфелева башня. Париж, Франция (1974)
Культовая работа Франка Орвата. Это фотомонтаж, сделанный весьма профессионально — несколько лет Орват работал графическим дизайнером в итальянском рекламном агентстве.
На вопрос, что такое Париж, ответ приходит сразу: Эйфелева башня. А французский стиль жизни того времени — это женские ножки, поклонение женщины и красоты. На снимке Орвата все на своих местах: мужчина под красивым каблуком, а рядом — башня.
Постель на улице. Калькутта, Индия (1962)
Снимок лежащего на тротуаре бездомного. Кажется, что чуть в стороне, прямо за спиной мужчины — его отпечаток, вторая часть его тела, однако это итого лишь завернувшийся край одеяла или одежды. С телом бездомного на фотографии происходит сюрреалистическая трансформация, и глядеть на снимок можно вечно. Этот кадр уличный, случайно выхваченный из чужой жизни, но весьма продуманный и совершенно непохожий на постановку с использованием фотомонтажа.
Ален Бернарден со стриптизершей. Париж, Франция (1962)
На снимке владелец легендарного парижского кабаре Ален Бернарден олицетворяет силу, власть и деньги. Рядом с ним — одна из танцовщиц, лица которой не видно. На лицо модели специально надели парик, чтобы в фотографии была загадка. Этот снимок из цикла «Не сходится», в котором Орват показывает, что не все и не всегда имеет причину и логическое объяснение. «Вероятно, собственно такое положение дел заставило меня в свое время нажать на спуск», — признается фотограф. Отличить постановку Франка Орвата от его умения в одно мгновение среагировать крайне трудно, в этом и заключается притягательность его снимков.
Фантик от шоколадной конфеты. Загреб, Хорватия (2006)
Лучшая скульптура современного искусства. Фантик от шоколадной конфеты, снятый Орватом в собственном доме в Хорватии. Приехать домой, увидеть брошенную на стол обертку, подпалить ее и сфотографировать. Без задания, просто так. Он увидел эту гениальную композицию. Орват видит, что это потрясающая скульптурная форма, он видит ее тень, это невероятное цветовое обеспеченность. Видит чудо, магию в простом фантике от конфеты.
Франк Орват всегда меняется. Он пробовал себя в фотожурналистике, в документальной, художественной, фешен- и стрит-фотографии, но так и не остановился на одном жанре. Сегодня фотограф, как и прежде, абсолютно свободен, за что его часто упрекали тогда и упрекают сейчас. Ему говорили: «Посмотри, ты прославился, тебя все хотят, зачем ты меняешься?» Но это удивительное свойство свободы, умение размышлять, творить и чувствовать — как раз то, что трогает в работах Франка Орвата.
Экспозиция Франка Орвата в «Мультимедиа-арт-музее» продлится до 21 июля.
Источник: Правительство Москвы