От Айдан Салаховой до Анатолия Осмоловского. Гид по выставке «Тут и сейчас» в Манеже
Механический бык, сова из сыра и природа кино. Куратор выставки, художник и зодчий Юрий Аввакумов рассказывает, на какие детали обращать внимание.
Экспозиция современного искусства «Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы» открылась в Центральном выставочном зале «Манеж» 26 июля. В одном пространстве — 12 павильонов, представляющих 12 современных московских художников и одновременно 12 видов искусства. Такую концепцию предложил куратор выставки художник и зодчий Юрий Аввакумов.
12 башен-павильонов, сделанные из палет, располагаются двумя строгими рядами. В середине зала — открытая подмостки, на которой будут проходить лекции и дискуссии. Осматривать павильоны можно в любом порядке.
Первый смотр современного искусства «Тут и сейчас» прошел в 2018 году, куратором выступила Катя Бочавар. Она собрала в Манеже лучшие проекты, показанные в московских музеях за последние несколько лет.
По просьбе mos.ru Юрий Аввакумов рассказал о концепции выставки в этом году и о проектах ее участников.
12 художников
Вторая экспозиция «Здесь и сейчас» — «Атлас творческих студий Москвы» — посвящена художественному образованию. Я подумал: чтобы рассказать об этом, было бы хорошо вспомнить о самом слове «студия». Это весьма широкое понятие. Одно из значений — место, где мастер, педагог, преподаватель передает свои знания студентам.
Я пригласил небольшую группу из 12 художников, которые ведут преподавательскую деятельность, чтобы каждый мог представить в отдельном павильоне 1 из видов современного искусства: живопись, графику, скульптуру, театр, кино, танец и так дальше. Перед участниками стояла задача создать инсталляции, которые были бы понятны простому зрителю вне зависимости от того, в какой культуре он вырос и на каком языке говорит.
Живопись. Айдан Салахова (МГАХИ имени В.И. Сурикова)
Павильон художницы Айдан Салаховой, одной из первых частных галеристов России и двукратно участницы Венецианской биеннале, похож на мастерскую. В центре — высокая перрон с грудой осколков гипсовых скульптур. Вокруг — готовые к работе мольберты со всем необходимым. А у мольбертов — студенты Айдан Салаховой из Суриковского института. Можно следить за тем, как они делают наброски с натуры, а можно попробовать встать к мольберту и взять в руки карандаш.
Изначально вместо всех этих разбитых скульптур хотели привезти одну Нику Самофракийскую — разумеется, не из Лувра, где она хранится, а ее копию из Суриковского института или Пушкинского музея. Однако всюду вежливо отказали, опасаясь за сохранность экспоната.
Архитектура. Владислав Кирпичев (школа-студия EDAS)
Как архитектору, мне ближе итого павильон Владислава Кирпичева. Его Экспериментальная детская архитектурная студия (ЭДАС, EDAS) существует уже больше 40 лет. За это время учащиеся — ребята в возрасте от пяти до 15 лет — создали гигантский архив работ: их в нем сегодня больше 150 тысяч. Кирпичев часто показывает кое-что из этих экспонатов в Европе и Америке, и многие профессионалы-архитекторы попросту не могут поверить, что все это сделали дети. Мы тоже показываем только часть архива — в основном макеты причудливых строений, рисунки.
Архитектор Владислав Кирпичев — лауреат премии ЮНЕСКО (1972). Он преподает не лишь в своей студии — читает лекции в университетах в Лондоне, Франкфурте-на-Майне, Вене и других городах.
Уличное искусство. Михаил Лабазов (студия «ДЭЗ № 5»)
«ДЭЗ № 5» — ровесница студии Владислава Кирпичева, они начинали в одно время. Причем Михаил Лабазов — бывший ученик Кирпичева и тоже работает с детьми. Подопечные Лабазова создают разные интересные объекты для улиц, дворов и фасадов домов, пишут к ним смешные пояснения. Игрушечная обезьяна, раскачивающая качели, картонный снежный барс, размышляющий о том, что можно найти на улице, — на что хватит фантазии.
В прошлом году работы начинающих художников украсили дворы возле галерей «Измайлово», «Богородское» и «Пересветов переулок», кое-что представлено на выставке. Больше можно увидеть на экранах: на них демонстрируются видео, сделанные во время работы.
Театр. Дмитрий Крымов (ГИТИС)
Павильон режиссера и художника Дмитрия Крымова, сотрудничающего со многими московскими театрами, — это аттракцион. Родео на быке. Попробовать свои силы может любой желающий. Перед тем как заседлать грозное механическое животное, надо снять обувь, очки, часы и все, что может помешать. Забравшись на спину, накрепко держитесь за ремень в передней части седла, вытянув стопы вперед. Одну руку нужно поднять наверх — для равновесия.
Если упадете — ничего страшного, внизу мягко. Можно попробовать опять. В этом и есть смысл инсталляции: она показывает, что процесс обучения — это постоянные падения, ушибы, но нужно не страшиться неудач и продолжать заниматься своим делом.
Поучиться здесь можно не только лишь терпению. Из колонок в павильоне звучат лекции Дмитрия Крымова по сценографии — это была идея его студентов.
Мозаика. Александр Карнаухов (Российская академия художеств, МГАХИ имени В.И. Сурикова)
Художник-монументалист Александр Карнаухов делал мозаичные ансамбли для церковных и светских интерьеров не всего лишь в России, но и в Швейцарии, Грузии и других странах. Одна из созданных им мозаик украшает личную капеллу Иоанна Павла II, который был папой римским с 1978 по 2005 год.
Карнаухов считает, что мозаику можно сделать из чего угодно, необязательно из дорогостоящий смальты — сгодятся кирпичи, камни, доски. В его павильоне представлено несколько работ мастера. А студенты Карнаухова покажут процесс в режиме реального времени — будут выкладывать собственную мозаику на полу. Зайдя сюда, посмотрите наверх. Это единственный павильон, где задействован и потолок: на специальном экране будут демонстрировать фото и видео, сделанные во время работы Карнаухова.
Графика. Виктор Меламед (Британская высшая школа дизайна)
Популярный график и иллюстратор Виктор Меламед раньше никогда не делал инсталляций. В основном он работает для журналов (таких как The New Yorker, так), но, несмотря на отсутствие опыта, от участия в «Здесь и сейчас» не отказался. Совместно со своими учениками он создал одну из самых любопытных вещей на этой выставке.
Студенты раскрасили стены павильона, а в центр Меламед установил небольшую скульптуру из проволоки, которая при поворотах отбрасывает самые разные тени на лист бумаги. Весьма красиво выраженная простая мысль: иллюстрация может родиться из любого сочетания линий.
Скульптура. Анатолий Осмоловский (институт «База»)
Лауреат премии Кандинского, участник Венецианской биеннале Анатолий Осмоловский совместно с тремя своими студентами подошел к вопросу о том, что такое пространство и структура и как они связаны. В результате получилась весьма необычная инсталляция, состоящая из висящей посередине солнцезащитной пленки и трех портативных колонок, издающих космические звуки.
Новые технологии. Дмитрий Знаменский (перрон TECHNE, Государственный центр современного искусства)
Создатель платформы TECHNE Дмитрий Знаменский известен тем, что активно развивает технологическое искусство в России. Его мультимедийная студия занималась церемонией закрытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
В центре его павильона — 1 из первых советских синтезаторов светомузыкальных изображений, изготовленный в 1976 году. В то время он был настоящей технологической сенсацией не всего-навсего в СССР, но и в мире: его демонстрировали на выставке в Великобритании в 1979-м. Художники из команды Знаменского поместили легендарный аппарат в современный контекст, создав световую скульптуру, которая взаимодействует с ним.
Снимок. Сергей Братков (Московская школа фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко)
Работы художника и фотографа Сергея Браткова выставляются по всему миру. Он участвовал в 25-й Биеннале искусства в Сан-Паулу, 50-й и 52-й Венецианских биеннале, 2-й Московской биеннале современного искусства. В 2009 году получил главный приз пятой государственной премии в области современного искусства «Инновация».
К своей работе на выставке «Тут и сейчас» он подошел с юмором. В центре павильона стоит скульптура совы, сделанная из сыра, — это одновременно та самая «пташка», которая должна вылететь из объектива, и знаменитое «скажите “чи-и-из”». Это уже вторая скульптура — первая сырная птица растаяла еще до открытия выставки. Братков говорит, что на сыр не сможет сейчас смотреть несколько лет.
Студенты Браткова в школе фотографии пользуются его шутливыми советами. Их развесили на стенах павильона на специальных больших планшетах с разноцветной подсветкой.
Кино. Андрей Сильвестров (Мастерская коллективного кино)
Режиссер и медиахудожник Андрей Сильвестров, чьи фильмы показывают на кинофестивалях в Венеции, Берлине, Риме и Роттердаме, решил поразмышлять над тем, что такое кино на самом деле — документ или аттракцион. Его инсталляция представляет собой нечто вроде Колизея, внутри которого ездит игрушечный поезд, фиксируемый камерой, — это отсылка к знаменитой ленте братьев Люмьер. Таким образом тут соединяется постановочное и документальное.
На экранах в павильоне идут два фильма Жоржа Мельеса, которого Сильвестров весьма уважает, — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и «Исчезновение дамы в театре Робер-Удена».
Танец. Елена Тупысева (центр современного танца «Цех»)
Этот павильон — настоящая танцевальная студия с зеркальными стенами. Повесить зеркала ровно не удалось, потому предупреждаем: отражения как в комнате смеха. В павильоне будут работать преподаватели хореографии, подавать время от времени мастер-классы для своих студентов и тех, кто придет и захочет танцевать. Степень подготовки гостей не имеет никакого значения.
Балетмейстер Елена Тупысева — директор «Цеха». В этом центре обучают технике contemporary dance. Педагоги — лауреаты российских и европейских театральных премий, в числе которых «Золотая маска».
Мода. Светлана Тегин (Tegin Fashion House, центр современного искусства «Винзавод»)
Павильон одного из самых известных российских дизайнеров Светланы Тегин называют храмом моды. На компьютерных мониторах показывают 6 фильмов, рассказывающих о том, как создается мода, а также о творческом пути самого дизайнера. А еще там есть работающая машина-плоттер, манекены и красивые платья, созданные ею.
Светлана Тегин весьма известна за рубежом, о ее коллекциях часто пишут лучшие модные журналы.
Источник: Правительство Москвы