Коркодил и кентавр Полкан в телевизоре XIX века. 7 историй из Музея русского лубка и наивного искусства
В.П. Пензин. Баба-яга с плешивым мужиком. Бумага, гравюра на дереве, акварель. 1984–1991 годыБлагородные и трусливые богатыри, Баба-яга и Николаевская железная дорога. Рассматриваем старинные лубочные картинки и узнаем, над чем смеялись и чем восхищались на ярмарочных площадях.
Во времена Петра Великого с помощью ярких наскоро раскрашенных картинок можно было узнать новости, в том числе заграничные, послушать сказки и даже сплетни. Хранитель Музея русского лубка Мария Артамонова выбрала самые интересные лубочные картинки из музейных фондов и рассказала о том, каким было самое демократичное из искусств два века назад и что с ним происходит сегодня.
Материал подготовлен mos.ru совместно с агентством «Мосгортур».
Каким был телевизор XIX века
Раек — пожалуй, самый популярный аттракцион ярмарок дореволюционной России. С конца XVIII века его можно было повстречать на ярмарочных площадях в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и других городах. Самое исчерпывающее описание райка дал в середине XIX века искусствовед Дмитрий Ровинский:
«Раек — это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на иной длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто весьма замысловатые».
Успех представления во многом определялся и прибаутками, которыми раешники сопровождали показ картинок. Комментарии могли быть весьма фривольными, да и сами картинки имели подчас скабрезное содержание. Раек справедливо называют прадедом современного телевидения — с его помощью народ узнавал новости, дивился приключениям героев авантюрных романов и подвигам былинных богатырей.
На представленной тут литографии изображен раешник за работой. Перед его райком столпились зеваки, разглядывающие картинки и слушающие его комментарии: «Вот, извольте видеть: султан машет платком, ему грозят штыком, завязалась кутерьма, огнем горят дома, грохот пушек, кваканье лягушек…»
Как Бова Королевич из Франции на Русь пришел
От раешника можно было услышать иноземный сказ о сильном и храбром воине Бове Королевиче. «Повесть о Бове Королевиче» восходит к французской поэме времен крестовых походов, но на Русь она проникла в XVI веке с Балкан минуя белорусские земли и стала одной из самых популярных в жанре «легкого чтения». Дмитрий Ровинский полагал, что лубки на сюжет иноземной авантюрной повести о Бове Королевиче были даже популярнее, чем листы с образами русский витязей.
Сюжет посвящен странствиям и подвигам сильного и храброго воина Бовы Королевича, поборника христианства и защитника прекрасной принцессы Друженевны. Бове удается вызволить свою влюбленность из рук коварного короля Мракобрута, но тот насылает на героя войско во главе с кентавром-богатырем Полканом. На лубочной картинке, которую вы видите тут, изображен разгар поединка Бовы и Полкана, а из текста читатель узнает, что Бова одержал победу, после чего богатыри заключили союз и далее сражались плечом к плечу.
Где можно было купить комикс об Илье Муромце
Самый знаменитый русский богатырь лубочной картинки — Илья Муромец. Посвященная его приключениям литография, которую вы видите тут, состоит из восьми клейм и очень напоминает современный комикс.
На первом клейме Илья Муромец, пролежавший на печи парализованным 30 лет и три года, встает на ноги, обращается с просьбой благословения у родителей и отправляется в Киев. По пути он побеждает разбойников и освобождает град Чернигов (клейма два и три). Четвертое тавро показывает встречу Ильи с Соловьем-разбойником и пленение последнего, в пятом и шестом клеймах богатырь привозит Соловья к князю Владимиру, который казнит разбойника. Заканчивается сказка тем, что Илья Муромец карает неверного богатыря Идолище, который «жрал и опивал» князя.
Этот лубок предназначался не всего только для показа в райке, но и для покупки. Покупали его не для украшения стен дома, как предыдущие лубки, а для внимательного разглядывания и вычитывания подписей.
Купить такой лубок можно было в Москве в Овощном ряду, у Спасских ворот, около храма Троицы в Листах и в некоторых других местах. Продавались листы оптом, их закупали продавцы-офени, а затем разносили в лубочных коробах по всей России.
Как о злоключениях Аники-воина безграмотные читали
Также в народе ходила история о «храбром» Анике-воине, который разорял беззащитных людей и хвастался своей силой. Однажды встретилась ему Смерть и упрекнула его в бахвальстве, на что Аника ответил ей: «Не больно страшна: я мизинцем поведу — тебя раздавлю!» Поняв, что Смерть неуязвима, он стал молить ее о пощаде, но костлявая собеседница хладнокровно убила хвастуна.
Эта литография сочетает классические принципы лубочного изображения — плоскостную композицию, небрежную раскраску ярким цветом — с весьма интересным приемом удвоения. Зритель видит Анику сразу и живым, и мертвым. Этот прием позволял даже человеку, не умеющему читать, понять сюжет.
Как лубок запел
Во второй половине XIX века широкое распространение получил так называемый песенный лубок. Очевидно, картинка тут сопровождалась текстом песни, но что же воспевали авторы лубка? Конечно, их интересовали новинки и диковины, так, паровоз, который движется по Николаевской железной дороге, открытой в 1851 году. Диковинное сооружение вызывало огромный заинтересованность, и в народе начали складываться песенки о железной дороге. Самая известная из них — «Близ красных ворот».
На этом лубке заметно стремление к реалистичности в деталях — здание Николаевского вокзала (сейчас — Ленинградского) авторства Константина Тона узнаешь с первого взгляда. На гравюре есть и другое дошедшее до нас здание — круговое депо Николаевской железной дороги. В настоящее время в нем находится культурный центр.
Кого высмеивали лубки про Бабу-ягу
Некоторые исследователи лубка высказывают гипотеза, что картинки про Бабу-ягу имели сатирический характер. Лубочные изображения «Яга-баба едет с коркодилом дратися» и «Баба-яга на свинье», по их мнению, являются пародией на Петра I и его отношения с Екатериной I. Дмитрий Ровинский считал, что Баба-яга одета в «чухонский» костюм, а это намекает на происхождение Екатерины I. Чухонцами на Руси называли прибалтийско-финские народы, а Екатерина I, до принятия православия носившая имя Марта Скавронская, родилась в Ливонии — на территории современной Латвии. Второй намек, по мнению исследователя, кроется в изображенном в углу картинки кораблике — очевидном атрибуте петровского правления.
Другого мнения придерживается филолог и фольклорист Константин Богданов. Он говорит, что несложный люд не мог быть настолько осведомлен о личной жизни императора, чтобы увидеть в этом сюжете намеки.
Представленные листы — это копии картинок, выполненные художниками и исследователями лубка Дмитрием Афанасьевым и Виктором Пензиным.
Пик научного интереса к лубочной картинке в России приходится на 1970–1980-е годы. В 1972 году был опубликован научный труд Ольги Балдиной «Русская народная картинка», основанный на ее диссертации, иллюстрации к которой выполнил Дмитрий Афанасьев. В 1982 году в Москве возникло товарищество художников «Мастерская народной графики “Советский лубок”». Это был клуб энтузиастов, которые изучали и возрождали древнее полузабытое искусство. Во главе мастерской стоял Виктор Пензин, который занимался реконструкцией лубка в формах, приближенных к каноническим, и параллельно разрабатывал стилистику современной народной картинки.
Что стало с лубком в ХХ веке
Исследователи сходятся во мнении, что лубок в традиционном виде прекратил свое существование в начале XX века, но для лубочной пластики находились новые области применения. Вначале ее использовали советские плакатисты и художники авангарда, а после она возродилась в произведениях «Мастерской народной графики “Советский лубок”» и многих современных авторов.
В коллекции музея есть работы блестящего современного художника Сергея Трубникова. Для него лубок не ископаемая древность, не подражание, а художественная и жизненная идея. В фонде музея хранится серия Трубникова «Загадки русского народа», созданная по текстам Владимира Даля и оригинальным авторским текстам, а также «московские народные картинки», посвященные историческим и современным событиям. Особенно хорош лист с изображением московского метрополитен.
Источник: Правительство Москвы