Новые кабинеты и концертный зал: детская музыкальная школа имени Р.М. Глиэра открылась после ремонта
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим МишинСпециалисты восстановили исторический фасад здания, отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Для школы закупили 35 единиц музыкального оборудования.
Музыкальная школа имени Р.М. Глиэра открылась после капитального ремонта. Здание на Большой Якиманке осмотрел Сергей Собянин.
«Такие здания требуют тщательной подготовки к ремонту. В части реставрации, ремонта, реконструкции, приспособления это сложная работа», — сказал Мэр Москвы.
Ремонт школы проводился в рамках масштабного городского проекта «Искусство — детям». Его реализацию начали в 2018 году.
«Как и обещали по программе “Искусство — детям”, двигаемся. Сегодня уже 114 сооружений музыкальных школ и школ искусств отремонтировали. Да, может быть, не на таком уровне, как вашу, но достойно. Образовательные учреждения оснащены новым оборудованием, современным», — подчеркнул Сергей Собянин.
Кроме того, было принято решение увеличить гранты преподавателям музыкальных и художественных школ — с 140 до 170 тысяч рублей в год.
Здание на Большой Якиманке
Детская музыкальная школа была основана в 1933 году. С 1937 года она располагается в здании на Большой Якиманке. В 1982-м в ней был открыт класс-музей, посвященный творчеству Р.М. Глиэра (1875–1956). А с 1993 года школе присвоили имя композитора.
Здание школы — объект культурного наследия регионального значения. Его построили в начале XX века по проекту архитектора Александра Никифорова. Вначале здесь размещалось Второе московское городское казенное училище, затем — другие учебные заведения.
Историзм и английский стиль: музыкальная школа на Большой Якиманке признана памятником
На протяжении многих лет музыкальная школа находилась в здании, где также размещалось дирижерско-хоровое отделение училища имени Октябрьской революции. В годы Великой Отечественной войны школа некоторое время была закрыта, но уже в 1944-м приняла первых учеников, вернувшихся из эвакуации.
В школе преподавали многие выдающиеся музыканты, среди которых виолончелист Роман Сапожников, пианисты Генрих Нейгауз и Самуил Оксер, скрипач Абрам Ямпольский, трубач Иван Василевский, флейтист Владимир Цыбин и другие.
За 80 лет в школе получили музыкальное образование тысячи учеников. Среди ее выпускников — народные артисты России Валерий Халилов, Виктор Елисеев, Вячеслав Добрынин и Елена Соловей, заслуженный артист России Михаил Шуфутинский, артист Павел Смеян и другие известные деятели культуры.
Сегодня в школе имени Р.М. Глиэра работают 44 педагога. Детей обучают вокалу, игре на фортепиано, струнных, народных, духовых и ударных инструментах. Занятия посещают 511 человек. 84 процента из них (430 человек) учатся даром.
Ученики школы регулярно становятся лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Лучшие выпускники выбирают профессию музыканта и поступают в ведущие средние специальные учебные заведения.
За последние три года ученики школы приняли участие более чем в 130 различных концертных мероприятиях, которые посетили свыше 10 тысяч человек.
Ренессанс исторического здания
Капитальный ремонт исторического здания школы совокупной площадью 1,15 тысячи квадратных метров начали в июне 2018 года. Чуть больше года занятия вели в помещениях библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», музыкальной школы имени В.В. Стасова, а также Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.
«Весьма довольны проведенной реконструкцией. Все рады: как преподаватели, так и учащиеся. Мы долго ждали этого момента, когда завершится ремонт. Тут акустические решения применены. Закуплена новая мебель, современная. Хотели бы от итого коллектива поблагодарить Правительство Москвы и вас лично за предоставленную нашим детям возможность заниматься в таких прекрасных условиях», — сказал директор детской музыкальной школы имени Р.М. Глиэра Арнольд Штейнгауэр.
В ходе работ был восстановлен исторический фасад здания, усилен фундамент, целиком заменены крыша, оконные блоки, двери и напольное покрытие. Специалисты обновили системы кондиционирования и канализации, а также проложили системы отопления, горячего и холодного водоснабжения.
Кроме того, была проведена перепланировка и отделка помещений. В едином фирменном стиле московских школ искусств отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. В последних установили звукопоглощающие панели.
Для школы закупили 35 единиц музыкального оборудования. Среди них — 1 концертный и три кабинетных рояля, девять фортепиано, один концертный ксилофон, две ударные установки, 4 духовых инструмента и звукотехническое оборудование.
Проект «Искусство — детям»
Проект «Искусство — детям» предполагает комплексное обновление материально-технической базы школ искусств. Город ремонтирует здания, устанавливает в них новую мебель и технику. Разработан единый фирменный стиль оформления московских школ искусств.
В 2018–2019 годах отремонтировали 114 объектов, закупили 22 тысячи комплектов специальной учебной мебели, 3188 комплектов учебного и сценического оборудования и 5249 музыкальных инструментов. Из них 805 — рояли и фортепиано.
Новые здания подобрали для 12 школ, которые сейчас работают в плохо приспособленных помещениях.
Новые музыкальные инструменты и отремонтированные здания: как реализуется проект «Искусство — детям»Новая жизнь музыкальных школ: Сергей Собянин рассказал о программе «Искусство — детям»
«Искусство — детям» — одна из важнейших составных частей городской программы«Мой район».
Творческое детское образование
Московская городская система специализированного творческого образования детей и молодежи — крупнейшая в мире. Она охватывает школьные кружки, дома детского творчества, специализированные школы искусств и другие городские учреждения. В них занимаются более 500 тысяч детей всех возрастов.
Около ста тысяч детей обучаются в 154 учреждениях, подведомственных столичному Департаменту культуры. Это 142 детские школы искусств (три объединенные школы искусств, 76 музыкальных, три музыкально-хоровые, 13 художественных, одна хореографическая, 45 школ искусств и центр дополнительного образования), школа «Класс-центр», Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, а также 10 колледжей (4 музыкальных, два театральных, два хореографических, музыкально-театральный и театрально-художественный).
Средний конкурс в учреждениях детского творческого образования — 3,2 человека на место. Более 70 процентов учащихся учатся безвозмездно. Около 90 процентов детей поступают на обучение по предпрофессиональным программам.
Воспитанники московских школ искусств регулярно побеждают в престижных всероссийских и международных творческих конкурсах. Выпускники часто продолжают обучение в вузах и колледжах художественной направленности. Наиболее талантливые учащиеся получают специальные гранты Мэра Москвы. В 2018 году количество заявок в сфере культуры и искусства выросло до трех с половиной тысяч. Из них было отобрано сто лауреатов.
В столице объявили победителей конкурса грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства Культурные гранты: как работает система поддержки школ искусств
В школах искусств работают около шести тысяч преподавателей, концертмейстеров, воспитателей, методистов и других педагогических работников. Из них 20 процентов — заслуженные и народные деятели СССР и России. Педагоги получают гранты Мэра Москвы.
Школы искусств активно участвуют в культурной жизни столицы. В 2018 году в парках культуры и отдыха и на других городских площадках они провели порядка 1650 мероприятий (концерты, выставки, мастер-классы). Учащиеся выступали на таких мероприятиях, как День города, День Победы, Московский цивилизованный форум, «Ночь искусств».
Особое внимание в городе уделяют популяризации творческого образования. С 2015 года в столице проходит Большой фестиваль школ искусств, приуроченный ко Дню защиты детей.
Кроме того, на базе школ искусств создаются студии — репетиционные базы с современным звукозаписывающим оборудованием, где ребенок может сочинить, записать и исполнить свою композицию. Пилотный проект реализуют в детской музыкальной школе имени Н.П. Ракова. До конца 2019 года такие студии откроют в 11 школах искусств.
Саунд-дизайн, граффити и перформансы: чему еще будут обучать на базе школ искусств
В последние годы в системе творческого образования Москвы работает система кураторства «Школа — колледж — вуз». Она подразумевает розыск одаренных учеников, преемственность образовательных программ, интегрированные учебные планы и позволяет учащимся успешно сдать экзамены в творческий колледж или вуз. За каждым колледжем закреплено по 10–16 школ искусств. В программе участвуют более шести тысяч учеников.
Для учащихся московских школ искусств также создали программу стажировок и выступлений в городских музеях «Музеи — школам искусств». В нее входят практические занятия, мастер-классы, экскурсии, выставки, концертные выступления.
Источник: Правительство Москвы