В Москве открыли пересадочный узел «Северянин — Ростокино»
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим МишинПересадочный узел «Северянин — Ростокино» стал частью проекта интеграции МЦК с радиальными направлениями железной дороги.
В столице открыли пересадочный узел «Северянин — Ростокино». Он обеспечит комфортную пересадку пассажиров с Ярославского направления железной дороги на Московское центральное кольцо (МЦК).
«Ярославское направление — одно из важнейших, ведь практически четверть всех пассажиров пригородных электричек пользуются им. Это три района Москвы, это Мытищи, Пушкино и ряд других городов Подмосковья. Это направление сегодня перегружено. И возможность полной интеграции с МЦК — это возможность всех жителей, которые живут рядом с этой веткой железной дороги, пользоваться МЦК», — сказал Сергей Собянин.
В будущем интервал движения поездов на Московском центральном кольце будет сокращен с пяти до четырех минут. Это станет знаковым событием для столицы, подчеркнул Мэр Москвы.
Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров рассказал, что сейчас специалисты работают над пуском на МЦК беспилотных поездов.
«Следующий год мы планируем потратить с Министерством транспорта на то, чтобы прежде итого доработать нормативную базу. Но уже сегодня в беспилотном режиме на МЦК без пассажиров мы опробовали этот состав и с 2021 года на МЦК при наличии всей законодательной и нормативной базы планируем для повышения надежности и безопасности пассажиров запустить беспилотное движение», — сказал он.
Новый пересадочный узел
Создание пересадочного узла «Северянин — Ростокино» — часть проекта интеграции МЦК с радиальными направлениями железной дороги. Проект предусматривал перенос существующего остановочного пункта Северянин на несколько сотен метров южнее к линии МЦК и стройка переходов, связывающих ее со станцией МЦК Ростокино. Благодаря переносу платформ пересадка сократилась с 1100 до нескольких десятков метров и занимает сейчас около трех минут вместо прежних 15.
Построены три новые пассажирские платформы с навесами для защиты пассажиров от осадков и солнца. Пересадка проходит минуя южный подземный вестибюль станции Северянин, оборудованный турникетами и кассами, с выходами к остановочному пункту МЦК Ростокино и Северянинскому проезду.
При строительстве подземного пешеходного перехода в южном вестибюле применили уникальную технологию, позволившую выполнить работы безопасно и без остановки движения на Ярославском железнодорожном направлении, которое характеризуется самой высокой интенсивностью движения в Европе.
Части тоннеля шириной по 9,5 метра изготавливали на строительной площадке из монолитного железобетона и с помощью специальных домкратов и ножевых секций продавливали под железнодорожными путями. Затем извлекали грунт. Таким методом построено 26 метров тоннеля под железной дорогостоящий.
Через северный надземный вестибюль пассажиры смогут выйти к Северянинскому проезду и проспекту Мира, торговым центрам, а также безопасно перейти минуя железнодорожные пути. Оба вестибюля оборудованы эскалаторами и лифтами.
Прилегающие к платформе Северянин территории благоустроили. Тут разбили газоны на площади 5,5 тысячи квадратных метров и создали около 2,5 тысячи квадратных метров тротуаров. Кроме того, отремонтировали асфальтобетонное покрытие участка Северянинского проезда. Также благоустроили прилегающую городскую территорию. От станции МЦК Ростокино вдоль гаражей до улицы Бажова установили новые опоры освещения, отремонтировали тротуары.
Сейчас станцией Ростокино пользуются около 18 тысяч пассажиров в будние дни. Из них почти восьми тысяч — пассажиры электричек Ярославского направления Московской железной дороги (МЖД), следующих из Ивантеевки, Мытищ, Пушкина и других городов. Еще около 10 тысяч — жители московских районов Ростокино, Лосиноостровский, Ярославский. Среднесуточный пассажиропоток составляет 340 тысяч человек в сутки.
Благодаря комфортной пересадке к 2022 году пассажиропоток этого транспортного узла увеличится почти в два раза — до 34 тысяч человек в сутки, рассказал заместитель Мэра в Правительстве Москвы, глава городского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Благодаря тому что значительная часть пассажиров будет отдавать предпочтение пересадке на МЦК, нагрузка на Ярославский вокзал снизится на 8 процентов, на станции «Комсомольская» Сокольнической и Кольцевой линий — на 5 процентов.
Строительные работы стартовали в конце 2016 года и завершились в сентябре 2019-го.
Кроме того, идет проектирование улично-дорожной сети, прилегающей к ТПУ «Ростокино». Это позволит улучшить сервис транспортного узла наземным городским пассажирским транспортом.
«И рядом ведется стройка Северо-Восточной хорды — еще одной транспортной магистрали, они сойдутся вот в этой точке», — рассказал Сергей Собянин.
Одновременно с пересадочным узлом «Северянин — Ростокино» построили новый пешеходный переход минуя проспект Мира в районе дома 202а. Благодаря тому что проезжая часть в этом месте проходит по дну небольшого оврага, у перехода отсутствуют опоры и лестницы. Фактически его можно назвать наземным переходом или мостом минуя овраг. Это очень удобно для пешеходов. Строительство перехода длилось с 2017 по сентябрь 2019 года.
Ярославское направление МЖД
Ярославское направление МЖД связывает центр Москвы с городами Московской и Владимирской областей, расположенными к северо-востоку от столицы, — Александровом, Мытищами, Пушкином, Сергиевым Посадом, Фрязевом, Фрязином, Щелковом и другими.
Сергей Собянин поблагодарил Олега Белозерова за проведенную работу и улучшение движения поездов по Ярославскому направлению.
Олег Белозеров в свою очередность отметил, что «Российские железные дороги» всегда получали со стороны города необходимую поддержка и содействие в решении всех вопросов.
«В Москве проводить работы весьма сложно, огромный объем работ связан с выносом коммуникаций, с тем, чтобы повергнуть вокруг ТПУ все в порядок. И здесь, в Москве, очень быстро эта работа проводится, при этом она высокого качества», — отметил председатель правления ОАО «РЖД».
Олег Белозеров добавил, что все работы проводят в срок и в соответствии с теми документами, которые были подписаны между Москвой и Московской областью, «Российскими железными дорогами» и Министерством транспорта Российской Федерации.
С 2013 года реализуется проект комплексного развития Ярославского направления МЖД, который предусматривает строительство:
— пятого главного пути на участке Москва-Пассажирская-Ярославская — Мытищи;
— четвертого главного пути на участке Мытищи — Пушкино;
— третьего главного пути на участке Мытищи — Болшево.
Также идет реконструкция 11 железнодорожных станций: Москвы-Пассажирской-Ярославской, Маленковской, Лосиноостровской, Сохатый, Перловской, Тайнинской, Челюскинской, Строитель, Мамонтовской, Клязьмы и Тарасовской. Выполнено 85 процентов работ, завершить их планируется до конца 2019 года.
Реализация проекта развития Ярославского направления МЖД позволит:
— к 2020 году увеличить объемы пассажирского движения на 34 пары поездов в сутки — с 217 до 251, а также создать 150 тысяч дополнительных пассажирских мест;
— сократить интервалы движения поездов;
— повысить качество транспортного сервиса жителей московских районов Ростокино, Лосиноостровский, Ярославский с населением более 180 тысяч человек, а также крупных городов Подмосковья;
— снизить нагрузку на Ярославское шоссе и прилегающую улично-дорожную сеть;
— в перспективе гарантировать запуск диаметра МЦД-5 Пушкино — Домодедово.
Московское центральное кольцо: три года успешной работы
10 сентября 2016 года было открыто пассажирское движение по Московскому центральному кольцу. Это был первый в России проект полной интеграции железной дороги в систему городского пассажирского транспорта.
МЦК протяженностью 54 километра проходит минуя 26 районов столицы, в которых проживают около двух миллионов человек. Для жителей шести районов Москвы — Метрогородка, Коптева, Хорошево-Мневников, Котловки, Бескудниковского и Нижегородского — с населением около 500 тысяч человек МЦК выполняет функцию метрополитен в шаговой доступности.
На кольце действует 31 станция с пересадками на 23 станции метрополитен и 10 — с пересадками на девять радиальных направлений железной дороги, а также на наземный общественный транспорт.
За три года работы поезда МЦК перевезли свыше 360 миллионов пассажиров. Из них 95 миллионов — с начала 2019-го.
Популярность МЦК всегда растет. Сегодня средний ежедневный пассажиропоток превышает 500 тысяч человек. Это почти на 75 процентов больше, чем в 2016 году. 3 апреля 2019 года был установлен новый рекорд: «Ласточки» перевезли 561 тысячу пассажиров.
По итогам первого полугодия 2019 года наиболее востребованными станциями МЦК стали Площадь Гагарина (44 тысячи пассажиров в день), Кутузовская (28,8 тысячи пассажиров в день) и Ботанический Сад (27,1 тысячи пассажиров в день).
Такая популярность МЦК связана с едиными тарифами на проезд, удобной интеграцией с другими видами транспорта, тактовым режимом работы, снижением интервалов движения поездов и комфортными условиями поездок.
В течение первого года работы МЦК появилось более 300 новых маршрутов наземного общественного транспорта, около станций оборудовали остановки автобусов.
C 2016 года Правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» реализует программу интеграции МЦК с восемью радиальными направлениями железной дороги. В 2017–2019 годах МЦК интегрировали со следующими платформами:
— Фрезер Казанского направления МЖД;
— Новохохловская Курского направления МЖД;
— Окружная Савеловского направления МЖД;
— Ленинградская Рижского направления МЖД;
— Верхние Котлы Павелецкого направления МЖД;
— Карачарово Горьковского направления МЖД;
— Северянин Ярославского направления МЖД.
«МЦК осталось интегрировать с платформой НАТИ. Станцию мы уже перенесли, но еще необходимо сделать комфортный переход. По большому счету интеграция МЦК и радиальных направлений железной дороги завершена», — сообщил Мэр Москвы.
Работы по интеграции МЦК с платформой НАТИ Октябрьской железной дороги планируется завершить до конца этого года.
В первый год по МЦК курсировали 33 пассажирских поезда «Ласточка», оборудованные санитарными комнатами с пеленальными столиками, розетками с напряжением 220 вольт, системой климат-контроля и приспособлениями для перевозки маломобильных пассажиров. С 1 мая 2017 года количество поездов увеличили до 42, а интервал движения в час пик сократили до пяти минут.
В дни крупных городских праздников и спортивных мероприятий время работы МЦК не раз продлевалось до 02:00 и 03:00. В новогоднюю ночь и День города МЦК работает круглосуточно.
Инфраструктура МЦК максимально приспособлена для комфортного доступа маломобильных граждан. На станциях установлены 66 лифтов, 19 подъемных платформ, более 120 эскалаторов, пандусы и тактильные плитки, широкие входные двери, турникеты с расширенным проходом. Как и в метрополитен, на МЦК работают сотрудники Центра обслуживания маломобильных пассажиров. По заявке они на безоплатной основе сопроводят тех, кому в одиночку трудно передвигаться в общественном транспорте.
На МЦК внедрены инновационные пассажирские сервисы, в том числе бесконтактная система оплаты проезда на турникетах, которая позже появилась и на турникетах Московского метрополитена. Помимо карты «Тройка», пассажиры МЦК могут использовать для оплаты проезда банковскую карту или смартфон с технологиями Samsung Pay или Apple Pay. По итогам первого полугодия 2019 года такой возможностью воспользовались свыше 200 тысяч пассажиров.
Еще 1 пассажирский сервис, впервые появившийся именно на МЦК, — зарядки на станциях. Кроме того, к услугам пассажиров МЦК — табло с информацией о времени прибытия поездов, аудиоэкскурсии, 4 информационные стойки «Живое общение», вендинговые аппараты, банковские терминалы, зеркала в вестибюлях и бесплатная электронная библиотека.
Развитие железнодорожного транспорта
Начиная с 2011 года Правительство Москвы совместно с Министерством транспорта России, Правительством Московской области и ОАО «РЖД» реализует программу развития железнодорожного транспорта. Ее цель — самая большая интеграция в систему городского транспорта Москвы и повышение комфорта пассажиров. В результате реализации этой программы к началу 2019 года было построено 157 километров дополнительных главных путей и три новых остановочных пункта.
В 2013 году была реконструирована ветка Солнечная — Новопеределкино Киевского направления МЖД и построен новый остановочный пункт Новопеределкино. Открыто движение электропоездов по маршруту Киевский вокзал — Новопеределкино. Время в пути до центра сократилось почти в два раза — до 23 минут.
В конце 2015 года был построен добавочный четвертый главный путь на участке от Москвы до Крюкова, что позволило организовать тактовое скоростное сообщение между Москвой и Зеленоградом на комфортабельных поездах «Ласточка». Время в пути сократилось почти вдвое — до 25–30 минут.
2016-й стал годом беспрецедентного прорыва в развитии железнодорожного транспорта в Москве — было открыто Московское центральное кольцо. Для приспособления железнодорожной инфраструктуры к современным перевозкам была выполнена электрификация кольца, что потребовало установить около пяти тысяч опор и смонтировать более 400 километров продольных линий контактной сети, а также выполнить реконструкцию трех существующих и стройка двух новых тяговых подстанций. Кроме того, проложили 108 километров железнодорожных путей с применением бесстыкового рельсового пути, реконструировали и построили 36 искусственных сооружений — мостов и путепроводов.
В 2018 году завершено развитие Курского направления МЖД на участке Царицыно — Москва, благодаря чему стал возможен запуск дополнительных пар поездов.
За три квартала 2019 года построили 50,7 километра главных путей. Новые пути появились на участке Горьковского направления МЖД от Карачарова до Железнодорожной. Итого на этом направлении добавят дополнительные 34 пары электропоездов в сутки, что улучшит сервис Балашихи и Реутова. Дополнительные пути теперь также соединяют Москву с Одинцовом и Усовом. Построен новый остановочный пункт Инновационный Центр Сколково.
До конца года планируется открыть движение по двум первым Московским центральным диаметрам: МЦД-1 Одинцово — Лобня протяженностью 52 километра и МЦД-2 Нахабино — Подольск протяженностью 80 километров. К моменту запуска на МЦД-1 будут доступны 24 остановки. С восьми пассажиры смогут пересесть на 13 станций метрополитен и МЦК, а весь маршрут займет 80 минут. На МЦД-2 будет 32 остановочных пункта (в том числе два новых — Волоколамская и Пойма), из которых десять предусматривают пересадку на 16 станций метрополитен и МЦК. Время в пути по маршруту МЦД-2 составит около двух часов.
Кроме того, закончится реконструкция Ярославского направления МЖД на участках Москва — Болшево и Мытищи — Пушкино, в рамках которого построят 27,4 километра новых главных путей и реконструируют 11 станций.
Также завершится стройка нового остановочного пункта Остафьево Курского направления МЖД и шести объектов второй очереди строительства МЦК: четырех внеуличных пешеходных переходов и двух технологических частей ТПУ.
Итогом 2019 года станет стройка 132 километров наземного метро (МЦД), ввод более 78 километров дополнительных главных путей, четырех новых остановочных пунктов, а также организация движения поездов на МЦК с интервалом 4 минуты в часы пик.
Источник: Правительство Москвы