«12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось»: каким запомним Марка Захарова
Марк Захаров, режиссер театра и кино, общенародный артист СССР, художественный руководитель Московского театра «Ленком». Автор В. Ахломов. 1996 годНа его спектаклях и фильмах выросло не одно поколение, многие шедевры зрители знают наизусть.
На 86-м году жизни скончался режиссер и художественный глава «Ленкома» Марк Захаров. Его фильмы разобраны на цитаты, а некоторые спектакли, созданные много лет назад, идут в театре и сегодня. Вспоминаем главные картины и постановки мэтра.
«Доходное место» (1967), Театр сатиры
1967 год. В Театре сатиры — премьера спектакля 34-летнего режиссера Марка Захарова. Он поставил пьесу «Доходное место» Александра Островского. За плечами режиссера на этот момент итого четыре спектакля: три — в Студенческом театре МГУ и один — в Московском театре миниатюр.
Обстоятельства для него складывались как нельзя лучше: главный режиссер театра Валентин Плучек позволил талантливому молодому человеку избрать любых актеров, в том числе из самых известных. Так в спектакле оказались Андрей Миронов и Татьяна Егорова. Про Миронова ему говорили, что положительных героев ему лучше не играть — харизма не та. Но режиссер в процессе репетиций понял, что лучшего Жадова ему попросту не найти. А еще Марк Захаров решил немного изменить текст: со сцены не должно звучать всяких «виноват-с» и «чего угодно-с».
Премьера прошла с оглушительным успехом. За Захаровым закрепилась слава если пока еще не мастера, то уж точно одного из самых перспективных режиссеров страны. Постановка успели показать уже около 40 раз, когда однажды в театр пришла министр культуры Екатерина Фурцева, углядевшая в постановке антисоветскую направление. «Деградация», — резюмировала она. С дирекцией, позволившей демонстрировать «такое», разговаривала на повышенных тонах. «Доходное место» запретили. Как оказалось, Фурцеву смутила одна-единственная фраза: «Мы не хотим брать взяток, хотим жить одним жалованьем!»
«Тиль» (1974), «Ленком»
Запрет «Доходного места» Захарова не подкосил. Он продолжил устанавливать спектакли — каждый год появляется новый. И «Тиля» по книге Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель» он создавал уже как главный режиссер театра «Ленком». В спектакле он задействовал безумно популярную в то время рок-группу — ВИА «Аракс».
Свои роли блестяще сыграли Инна Чурикова, Елена Шанина, Дмитрий Гошев. Собственно здесь смог показать себя Николай Караченцов. Многие театральные критики после писали, что, если бы не «Тиль», неизвестно, как бы вообще сложилась его карьера — внешность актера нравилась вдали не всем режиссерам. Но Захаров в него поверил.
«12 стульев» (1976)
Параллельно с работой в театре Марк Анатольевич решает попробовать силы на экране и снимает кинофильм «Стоянка поезда — две минуты», а после — «12 стульев» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Музыку написал Геннадий Гладков, слова песен — Юлий Ким.
В хитроумного Остапа Бендера перевоплотился товарищ Захарова Андрей Миронов. На съемочной площадке он выкладывался на все сто — в том числе и затем, чтобы оправдать доверие. «Феерический артист», — говорил о нем режиссер. Воробьянинова сыграл Анатолий Папанов. Собственно в «12 стульях» дебютировала Любовь Полищук. Сам Марк Анатольевич тогда был уверен, что у этой актрисы состоятельный опыт — так уверенно и профессионально она держалась перед камерой.
Создатели фильма часто вспоминают увлекательный случай с говорящим попугаем. Тот упорно молчал, не обращая внимания на своего хозяина и дрессировщика, а заговорил (и даже захохотал) всего лишь тогда, когда услышал «Камера, мотор!» Захарова.
«Обыкновенное чудо» (1978)
«Снимать кинофильм по пьесе “Обыкновенное чудо” Евгения Шварца? Ну уж нет. Тем более, это уже пытался сделать Эраст Гарин, и даже у него не получилось», — так рассуждал Марк Захаров, когда ему предложили сделать это кино. Почему передумал — загадка до сих пор. Но в результате получилась блестящая двухсерийная художественная лента, классика советского кинематографа.
Сниматься режиссер позвал своих любимых актеров — Олега Янковского, Евгения Леонова, Андрея Миронова. Тем более, он уже имел с ними дело во время тех или иных проектов и потому знал: команда надежная. На примете у него были и другие (так, Александр Збруев, Александр Курепов), но они не смогли. Молодой Александр Абдулов (ему было 25 лет) тоже решил попытать счастья, но сомневался: «Пробуюсь всегда я, а играет Костолевский». Захаров решил посмотреть, как он справится в команде маститых актеров. Еще он опять пригласил Геннадия Гладкова и Юлия Кима. Песни спели Леонид Серебренников и Лариса Долина — тогда ее еще почти никто не знал, она только лишь начинала свой творческий путь.
Перед съемками случилась беда: с сердечным приступом в больницу попал Олег Янковский. Прежде итого он беспокоился, что подводит команду, но Марк Анатольевич, который пришел проведать его с дефицитными апельсинами, сказал, что его будут ждать столько, сколько надо. Это стало большим стимулом к выздоровлению.
А после, когда стартовали съемки, началось самое интересное. Абдулов отказался от каскадеров. Вначале все шло по плану, без травм, пока во время одного из трюков (верхом на коне) артист не застрял ногой в стремени и упал. Конь не остановилась. Марк Захаров обеспокоенно наблюдал за волочащимся по земле Абдуловым, а после, когда трюкача освободили, отругал и еще раз предложил каскадера.
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)
В следующем году на экраны вышел еще 1 фильм Марка Захарова. История этой картины берет начало со спектакля по пьесе Григория Горина. А попросил ее написать Владимир Зельдин — он всегда хотел сыграть Мюнхгаузена, но не было подходящей постановки.
Когда премьеру наконец сыграли (в Театре Советской армии), остались довольны все: и создатели спектакля, и зрители. Среди последних был как раз Марк Захаров, который пришел в настоящий восторг. Сомнений не было: надо снимать кинофильм! Прекрасный материал, интересный герой — что еще нужно? К тому же он уже знал, кому отдаст главную роль — Олегу Янковскому. Еще в фильме снялись Инна Чурикова, Александр Абдулов, Леонид Броневой, Игорь Кваша, Леонид Ярмольник, Елена Коренева.
Съемки проходили в Вернигероде (Германия). Абдулов отличился и на них, опять разгневав Захарова. Александр решил показать местному каскадеру, какой физической силою может обладать русский актер. Решили сцепиться указательными пальцами. Итог — перелом. Абдулову наложили гипс. При этом он уговорил Марка Анатольевича разрешить ему скакать самому с четырехметрового забора. Режиссер позволил, но потом пожалел: артист вывихнул еще и ногу. «Нужно было сделать специальную яму, смягчающую удар о землю. Но я отнесся к этому легкомысленно», — вспоминал после в своих интервью режиссер.
«Юнона и Авось» (1981), «Ленком»
Захаров никогда не забывал про театр. 1 из самых значимых в карьере спектакль «Юнона и Авось» за всю историю его существования показали больше 1500 раз. Это первая в стране рок-опера. Но сначала Захаров (так же, как было с «Обыкновенным чудом») устанавливать этот спектакль не хотел. Но потом мнение поменялось. За историю любви графа Резанова и испанки Кончиты взялся композитор Алексей Рыбников. Либретто написал Андрей Вознесенский.
Увлекательно, что еще до премьеры в театре (спектакль, кстати, показывают и сейчас) «Юнону и Авось» представили в церкви Покрова в Филях во время творческой встречи с реставраторами. Затем с восторгом постановку встретили не всего только в Москве, но и на гастролях в Париже, Нью-Йорке и других мировых столицах. Марк Захаров с трудом представлял, что этого спектакля могло не быть вовсе.
Многие годы главную роль исполнял Николай Караченцов. Одна из его партнерш, Анна Большова, попала в театр прямо со студенческой скамьи. Захаров сразу заметил талантливую актрису. Она вспоминает, как раз пришла на утренний прогон просто посмотреть спектакль, а Марк Анатольевич вдруг остановил репетицию и предложил второй акт сыграть ей. В шоке были все. Но тот «экзамен» она сдала. А еще режиссер повесил в гримерках артистов иконки Казанской Божьей Матери, которые освятил перед первым показом.
«Формула любви» (1984)
«Формула любви» — очередная работа с автором Григорием Гориным, который вольно пересказал повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро». Актера на главную роль Марк Анатольевич искал долго. Подходящего артиста он увидел, посетив постановка грузинского театра (на гастролях в Москве). Им оказался Нодар Мгалоблишвили, к которому Захаров отправился после прямиком в гримерку, причем не один, а с министром культуры Грузии. Артист согласился. Правда, озвучивал его героя Армен Джигарханян.
А вот Александр Абдулов в этот раз оказался как будто не у дел — то ли потому, что его по пятам преследовали неприятности на съемках, то ли потому, что попросту не нашлось подходящей роли. Но потом специально для него ее все же нашли (кучер Жакоб). Еще в фильме снялась дочь режиссера — Александра.
Не обошлось без приключений и на этих съемках. Вначале перевернулась карета и Абдулов чуть не погиб, а потом сломал ногу Мгалоблишвили. Так что ноги Калиостро в итоге принадлежали композитору Геннадию Гладкову, также приглашенному в эту картину.
«Убить дракона» (1988)
Перед фильмом «Убить дракона» был постановка, который Марк Захаров ставил в Студенческом театре МГУ. В основе — пьеса Евгения Шварца о противостоянии рыцаря Ланцелота и авторитарного Дракона, держащего в страхе местных жителей.
В кино — уже привычная команда: Олег Янковский, Евгений Леонов, Александр Збруев, Александр Абдулов. Крайний, как обычно, отказался от каскадеров. Текст песен по традиции пишет Юлий Ким, музыку — Геннадий Гладков.
На съемки поехали опять в Германию — еще во время прошлого визита Марку Анатольевичу удалось подружиться с немецкими кинематографистами. Задействовали даже старый замок в польском Мальборке. Картина получила две премии «Ника» — за лучшую музыку к фильму и за лучшую работу художника по костюмам.
«Убить дракона» стал последней киноработой Марка Захарова.
«Королевские игры» (1995), «Ленком»
«Королевские игры» Марк Анатольевич поставил по мотивам пьесы Максвелла Андерсона «1000 дней Анны Болейн». На главные роли он позвал Амалию Мордвинову, Анну Большову, Леонида Броневого, Ивана Агапова и Александра Лазарева (младшего), который тогда учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ.
В 1996 году постановка о любви английского короля Генриха VIII и Анны Болейн получил «Хрустальную Турандот» как лучший постановка. Сегодня он один из тех долгожителей, которых показывают на сцене «Ленкома» до сих пор.
«Мистификация» (1999), «Ленком»
Что будет, если смешать «Мертвые души» Николая Гоголя с другими его произведениями? По просьбе Марка Захарова это сделала драматург Нина Садур. В результате получилась пьеса «Панночка».
Сам режиссер поставил по этой пьесе психологическую драму «Мистификация», ставшую главным театральным событием зимы 1999 года. Главного героя, Чичикова, сыграл Дмитрий Певцов, панночку — Анна Большова. Захаров хотел, чтобы все персонажи предстали в совсем другом свете: так, злая мертвая панночка втягивает Чичикова в опасную авантюру — и он теряет свою душу.
За эту постановку Марк Анатольевич получил «Хрустальную Турандот». «Самый сложный, самый свободный и нервозный спектакль Захарова последних лет», — так писали после премьеры критики.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Источник: Правительство Москвы