Костюм Ричарда III, эскизы и Шекспир: чем интересна Мемориальная квартира Александра Сумбатова-Южина
Фото: mos.ru. Юлия ИванкоРассказываем и показываем интересные экспонаты, связанные с именем актера, драматурга и бывшего директора Малого театра.
Вот уже 18 лет при Государственном академическом Малом театре России работает Мемориальная квартира Александра Сумбатова-Южина. Там проводят экскурсии, на которых рассказывают об актере, драматурге и бывшем директоре Малого, сумевшем в непростые годы Первой всемирный и Гражданской войн отстоять театр и спасти его от закрытия после революции. Александр Иванович проработал в Малом театре с 1882 по 1927 год. На сцену выходил вплоть до 1926-го, до тех пор, пока позволяло здоровье.
Мемориальная квартира находится почти в самом центре — в Большом Палашевском переулке. Сумбатов-Южин поселился в доме 5 в 1892 году и прожил там до самой смерти в 1927-м.
В то время его имя было известно каждому москвичу: после кончины переулок переименовали в его честь — Южинский. Такое наименование он сохранял до 1994 года.
Комнаты, в которых жил артист, передали Малому театру всего-навсего в 2001-м. Сегодня можно увидеть воссозданные мемориальный кабинет, гостиную, столовую, переделанную в выставочный и сценический зал, а также спальню, которой придали вид гримерной Сумбатова-Южина в театре.
Бюст Уильяма Шекспира
Кумиром для Александра Ивановича был Уильям Шекспир. От артиста Малого театра Ивана Самарина ему достался небольшой гипсовый бюст драматурга. А самому Самарину этот бюст преподнесли поклонники во время бенефиса, когда он играл в одной из комедий, написанной великим бардом.
Сумбатов-Южин сыграл в 16 спектаклях по Шекспиру: он перевоплощался в Гамлета, Яго, Отелло, Макбета, Ричарда III, Кориолана.
Уместно, Александр Иванович тоже писал пьесы. Его «Листья шелестят» и «Измена» играли не всего только в Москве (в разных театрах), но и в провинции. В своих произведениях он касался современных, актуальных тем — писал и о феминизме, и о новых, зарождающихся политических партиях, и о многом другом.
Бюст Александра Южина
Также в мемориальной квартире хранится бюст самого Александра Сумбатова-Южина скульптора Николая Андреева. Он же изготовил и знаменитый монумент Александру Островскому около Малого театра. Кстати, именно Сумбатов-Южин был одним из инициаторов его установки. Деньги собирали всем миром. К 1917 году скопилось 50 тысяч — по тем временам сумма вполне приличная. Однако дело затянулось, монумент у стен театра появился только в 1929-м, спустя два года после смерти Александра Ивановича.
Самого Сумбатова Николай Андреев изобразил в уже зрелом возрасте. Тут Южин — директор Малого театра, человек, который руководит им в самые сложные исторические периоды.
Зеркало Елены Гоголевой
Александр Сумбатов-Южин привел актрису Елену Гоголеву в Малый театр в 1918 году. Ее первой работой стала роль Джессики в «Венецианском купце» по Шекспиру. Он считал эту артистку весьма талантливой, его ожидания она оправдала.
Когда в начале 2000-х годов в театре начали собирать экспонаты для мемориальной квартиры, решили попросить и зеркало, которое как-то принадлежало Гоголевой и находилось в ее квартире. Дело в том, что понятие дома для Сумбатова-Южина не ограничивалось понятием его собственного жилья, своим домом он считал весь Малый театр. Потому то, что зеркало актрисы находится здесь, объяснимо и уместно.
Эскизы костюмов
Среди особо ценных экспонатов эскизы костюмов к спектаклю «Измена» Александра Ивановича. Создал их популярный театральный художник Константин Коровин. Сумбатов-Южин считал, что в Малом театре должны трудиться лишь лучшие из лучших.
Особая гордость мемориальной квартиры — эскиз костюма красавицы Зейнаб, которую играла актриса Мария Ермолова. Критики считали, что это была одна из лучших ее ролей.
Театральная афиша 1923 года
В музее сохранилась и подлинная афиша 1923 года — собственно тогда праздновали 100-летие со дня рождения Александра Островского. На ней так и написано: «Неделя Островского». Постановки по пьесам этого драматурга шли не только лишь в Малом театре на Театральной площади, но и в других местах города. Так, в здании бывшего кинотеатра на Таганской площади, где был филиал Малого театра. Сегодня там располагается Театр на Таганке.
Сумбатов-Южин понимал, что театр должен находить нового зрителя, что необходимо сходить на рабочие окраины. Именно ею и была в то время Таганская площадь.
Костюм Сумбатова-Южина
На почетном месте за стеклом хранится оригинальный костюм Александра Ивановича, в котором он выходил на сцену в роли Ричарда III (1897). Это была одна из его лучших ролей шекспировского репертуара.
У него была своеобразная манера игры: многие критики отмечали, что она чересчур романтично приподнятая. По их мнению, это подходило не ко всем героям. Однако об исполнении роли Ричарда III писали восхищенные отзывы. Так, известный критик Василий Флеров говорил о том, что Ричард — образ, сделанный от и до, потрясающе воздействующий на публику.
Артист Александр Ленский, который играл Ричарда до Сумбатова-Южина, искал в злобном персонаже положительные стороны, искал сцены, где он мог бы обнаружить свое обаяние. Ленский был убежден: злодей не может злодействовать каждую минуту своей жизни. Но Сумбатов-Южин был иного мнения: надо показать зрителю, что это абсолютно негативный герой. Во время одного из спектаклей Сумбатов-Южин вдруг прервал монолог Ричарда и начал хохотать отрывистым, каркающим смехом. У присутствующих в зале по коже побежали мурашки. Тот же Флеров писал: «На нас повеяло откровением со сцены». Он имел в виду, что собственно так должен был смеяться Ричард.
Сумбатов-Южин не прекращал работу над образами и во время представлений.
Снимок Александра Сумбатова-Южина
Сумбатова-Южина засняли в его гримерке в Малом театре. Он тут в роли виконта Болингброка из спектакля «Стакан воды» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба (1915). Спектакль имела огромный успех у зрителей. Критики писали, что мимика и жестикуляция актера выше всяких похвал. А когда он произносил какую-либо фразу, то делал небольшую паузу, во время которой словно обдумывал сказанное, а после или улыбался, или хмурился — это зависело от ситуации. Персонаж получился весьма интересным. В газетах писали: образ, созданный Сумбатовым-Южиным, гораздо интереснее того, каким его представил в своей пьесе сам автор.
Убранство этой гримерной решили восстановить тут, в квартире, то есть в комнате, которая когда-то была спальней Александра Ивановича.
А в настоящую его гримерку в театре можно попасть во время экскурсий. Сама комната сохранилась, но уже с другим интерьером.
Источник: Правительство Москвы